Мастер-класс по рисованию на тему “Гжельские узоры”.
Это мастер-класс Рекомендуется для дистанционного обучения студентов средних групп.
Цель: Развивать способность рисовать объекты с помощью гжельских изображений.
Цели:
-развитие у детей интереса к народному искусству и рукоделию, содействие развитию эстетического вкуса, чувства композиции, умения красиво располагать модель;
-продолжать знакомить детей с русским народным искусством и ремеслами на примере росписи из Гжели;
– воспитывать чувство гордости за свою Родину, интерес к народному творчеству, его нужности и ценности, уважение к трудолюбию и таланту учащихся. магистры.
Нам потребуется: этюдникАкварель, бутылка без налива, кисть, тарелка, простой карандаш
Чтобы сделать красивый круг, возьмите тарелку, переверните ее на альбомный лист и обведите контур карандашом.
Нарисуйте дно тарелки карандашом. Нарисовать Нарисуйте овал в центре тарелки и маленький шарик на его вершине.
С обеих сторон Нарисуйте по одному лепестку.
Затем Выполните чертеж . Нарисуйте еще по одному лепестку с каждой стороны.
Закончите с Еще по одному лепестку с каждой стороны.
На краю тарелки На краю тарелки и нарисуйте Проведите линию, как показано на рисунке.
Затем приступайте к окрашиванию. Помните, что цвета Гжель – белыесиний, кобальтово-синий.
В центре цветка Рисунок Сначала проведите линии вдоль, а затем слегка пересеките их крест-накрест.
Нарисуйте внутреннюю часть круга кистью
Кисть вокруг Узор на краю пластины. Не сжимайте кисть, держите ее слегка.
Контурные листьяВетки
Украсьте листья и веточки.
Пластина с Схема гжельской росписи готова.. Я желаю вам удачи в вашей работе. Большое спасибо за внимание и поддержку!
‘Морозные узоры’ Мороз рисует узоры на стекле, Как солнечный луч на хрустале, Мерцает, переливается мягким светом! Мерцание, мерцание.
Мастер-класс для детей по нетрадиционным техникам рисования на тему “Домашние животные” Материалы для занятия: распечатки книг-раскрасок с изображениями домашних животных, гуашевые краски, кисти,…
Мастер-класс для детей по рисованию в нетрадиционной технике “Зимние узоры” Материал для мастер-класса: синяя бумага, обычный карандаш, клей ПВА, манная крупа (устаревшая,…
План занятия НОД по рисованию солью в старшей группе “Морозные узоры” Интеграция образовательных областей: познавательной, речевой, социально-коммуникативной, художественно-эстетической. Цель: Знакомство.
План занятия НОД по теме “Русские узоры” для средней группы Цели: познакомить детей с вышивкой как одним из видов народного творчества. Учить детей делать декоративные аппликации по мотивам.
Конспект занятия по рисованию “Новогодние игрушки” по гжельским мотивам Задачи: познакомить детей с искусством мастера Гжели; закрепить различные приемы работы кистью, элементы росписи; учить детей рисовать.
План урока по нетрадиционной технике рисования “Морозные узоры” Цели: вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; помочь освоить новый способ рисования – при свечах; совершенствовать навыки и умения в
План урока по рисованию “Волшебные узоры” Цели: продолжать учить детей создавать рисунок из последовательно повторяющихся элементов; закрепить знания о цветах; воспитывать.
Мастер-класс по мезенской росписи с детьми старшего дошкольного возраста На день мезенской росписи в МААМИ История древнейшей росписи Мезенская роспись берет свое начало в низовьях реки Мезень в Архангельской области.
Мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике с элементами аппликации на тему “Пространство” Мастер-класс. Мы рисуем пространство стеклянными шариками … Хочу поделиться с вами интересной техникой рисования гуашью и стеклянными шариками. С.
Живопись и рисунок Изобразительное искусство 5 класс Гжель Искусство по программе Б.М. Неменского Акварель Бумага Гуашь
Сборник упражнений по основам народного искусства. “Сказочная Гжель”. Ю.Г.Дорожин. Москва, Мозаика-Синтез. Рекомендуется для занятий с детьми в возрасте 5 – 9 лет в рамках уроков труда и искусства. Серия “Искусство для детей”.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства. “Сказочная Гжель”. Г. Дорожин. Москва, Мозаика – Синтез. Рекомендуется для занятий с детьми 5 – 9 лет по труду и искусству. Серия “Искусство для детей”.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства. “Сказочная Гжель”. Г. Дорожин. Москва, Мозаика-Синтез. Рекомендуется для занятий с детьми от 5 до 9 лет в студии и на уроках рисования. Серия “Искусство для детей”.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства. “Сказочная Гжель”. Г. Дорожин. Москва, Мозаика-Синтез. Рекомендуется для занятий с детьми от 5 до 9 лет в студии и на уроках рисования. Серия “Искусство для детей”.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства. “Сказочная Гжель”. Ю.Г.Дорожин. Москва, Мозаика-Синтез. Рекомендуется для занятий с детьми в возрасте 5 – 9 лет в рамках уроков труда и искусства. Серия “Искусство для детей”.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства. “Сказочная Гжель”. Г. Дорожин. Москва, Мозаика – Синтез. Рекомендуется для занятий с детьми 5 – 9 лет в области трудового и пластического искусства. Серия “Искусство для детей”.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства. “Сказочная Гжель”. Г. Дорожин. Москва, Мозаика-Синтез. Рекомендуется для занятий с детьми от 5 до 9 лет в студии и на уроках рисования. Серия “Искусство для детей”.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства. “Сказочная Гжель”. Г. Дорожин. Москва, Мозаика-Синтез. Рекомендуется для занятий с детьми от 5 до 9 лет в студии и на уроках рисования. Серия “Искусство для детей”.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства. “Сказочная Гжель”. Г. Дорожин. Москва, Мозаика-Синтез. Рекомендуется для занятий с детьми от 5 до 9 лет в студии и на уроках рисования. Серия “Искусство для детей”.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства. “Сказочная Гжель”. Г. Дорожин. Москва, Мозаика – Синтез. Рекомендуется для занятий с детьми 5 – 9 лет в области трудового и пластического искусства. Серия “Искусство для детей”.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства. “Сказочная Гжель”. Г. Дорожин. Москва, Мозаика-Синтез. Рекомендуется для занятий с детьми от 5 до 9 лет в студии и на уроках рисования. Серия “Искусство для детей”.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства. “Сказочная Гжель”. Г. Дорожин. Москва, Мозаика-Синтез. Рекомендуется для занятий с детьми от 5 до 9 лет в студии и на уроках рисования. Серия “Искусство для детей”.
И еще в этой же серии есть замечательная тетрадь “Чудо-гжель”. Рисунок 4.5 взят из этой рабочей тетради.
Ну, так оно и есть. Я буду очень рад, если эти материалы окажутся полезными.
Ирина, большое спасибо за эту тетрадь. Мне очень нравится гжель, я хочу попробовать использовать ее в своей работе. Вы проделали замечательную работу, ваша работа с детьми достойна уважения! Благодаря вам они становятся чище и красивее, а это наше будущее!
Татьяна, большое спасибо за столь высокую оценку.
Она прекрасна. А подробнее о птице на первой фотографии?
Ирина, спасибо, что не прошли мимо. А птицы – просто – шедевр, называется “Плетеные птицы” Татьяны Просняковой: https://stranamasterov.ru/node/20234?c=favorite Я просто “заболела” ими, научила всех вокруг (МК Татьяны Просняковой очень подробный и доступный), мои единственные – 5 – классники справляются с этой задачей трудно, но с моей помощью справляются. Так что попробуйте – не пожалеете!
Ирина, спасибо за ссылку! Я видел этих птиц, но сначала они не произвели на меня особого впечатления, возможно, я искал что-то для детей 1-3 лет. И увидев их снова в вашем отчете, я действительно “завелся”. Я попробую сделать несколько для нашей комнатной елки. Кстати, моим малышам очень понравилось делать птичек из салфеток по поделке Тани Имполитовой. Я собираюсь разместить фотографии сейчас…. Загляните к нам, когда у вас будет время.
Я тоже в стране чемпионов сначала просматриваю то для возможностей 5 – 8 классов (и то для возможностей их, и для старшеклассников, и наверняка), а потом то для дочери первый класс, а потом то для меня. Потом я с удивлением обнаруживаю, что упустил из виду то-то и то-то. Но приятно, что Страна чемпионов всегда у меня под рукой.
Презентация по изобразительному искусству на тему “Искусство Гжели” (5 класс)
1 слайд
Искусство Гжели Изобразительное искусство 5 класс по программе В. Тема урока: “Искусство Гжели”. Народное искусство:
2 слайд
Гжель – это декоративно-прикладная роспись. – Один из традиционных центров гончарного производства в России. – Более широкое значение названия “Гжель”, это территория, состоящая из 27 деревень, соединенных в “гжельский куст”. “Гжельский куст” расположен примерно в 60 километрах от Москвы Некоторые ученые утверждают, что слово “Гжель” происходит от реки Гжелка или Гжелка, протекающей в верхнем Приднепровье, другие специалисты склоняются к мнению, что первоначально народный промысел “Гжель” назывался жгель, потому что керамику обжигали и жарили. А буквы со временем просто переставлялись местами.
3 слайд
На протяжении четырехсот лет в гжельских мастерских из глины делали горшки, кухонные плитки и простые детские игрушки. К 1812 году в провинции насчитывалось 25 фабрик, производивших огромное количество кухонной утвари. В основном они производили глиняные игрушки и статуэтки, животных, птиц, лошадей и кукол.
4 слайд
После того как возле деревни Минино был обнаружен слой особо пластичной светло-серой глины, на местных фарфоровых заводах начали производить фаянс, из которого делали изящные кувшины и вазы. В первой половине 19 века началось производство классических сине-белых изделий из Гжели. Иностранцы, любители русской культуры, сразу обратили внимание на необычные изделия, которые были дешевы и превосходили по красоте известные фарфоровые шедевры немецких мастеров. На артефакты посыпались заказы – это было начало настоящей эры гжельского искусства. В то время в России не хватало фаянсовой и фарфоровой керамики для кухни, богатые семьи пользовались серебряной посудой, а люди со средним достатком довольствовались различными мисками, чашками и блюдцами из низкокачественной обожженной глины. Появление гжельской посуды вызвало настоящий бум. Торговцы и промышленники сразу поняли, что рынок посуды нуждается в огромном количестве красивых сервизов, кофейных и чайных наборов, простых и праздничных. Гжельская посуда особенно подходит для этих целей.
5 слайд
Помимо характерного цвета, гжельский фарфор отличался прекрасно выполненными тематическими рисунками. Художники рисовали спонтанно, без эскизов и набросков, от руки. Гжельская роспись – это всегда проверенный художественный образ, который очень редко повторяется. “По копии” синие и белые изделия выпускаются только в качестве сувениров и только небольшими сериями. Большинство изделий Гжели являются эксклюзивными, выполненными на высоком художественном уровне.
6 слайд
Сегодня гжель – гордость России, витрина России в области декоративно-прикладного искусства, наряду с хохломой, дымковской игрушкой и городецкой росписью, которые являются народными промыслами России. “Гжель” по праву занимает первое место в этом престижном списке.
7 слайд
Гжельская роспись – это рисунок, выполненный светлой кобальтово-синей краской на белоснежном фоне, традиционно вручную рисуются простые геометрические и цветочные узоры. Изображения на предметах могли быть тематическими, например, женщина с ведрами или аккордеонист в окружении танцующих крестьян. Гжельские узоры обычно представляют собой цветочные мотивы, многократно повторяющиеся на поверхности предмета.
8 слайд
Выражением мастерства художника является использование полутонов, когда центр рисунка заполняется бледно-голубыми штрихами, а к краям изображение становится ярче и живее. Цветы на картинах Гжеля имеют специфическую форму, обязательно повторяя контуры реального растения. Можно увидеть лепестки, пестики, тычинки, стебли и даже щупики, которыми цветок цепляется за соседей. Хотя растения представлены в стилизованной форме, их характеристики всегда видны; розу невозможно перепутать с маргариткой или колокольчиком, а все растения, цветы и ягоды имеют одинаковый светло-голубой цвет.
9 слайд
Детские мотивы Значительная часть гжельских поделок предназначена для детей.
10 слайд
Гжельская роспись делится на три типа: 1. В основном это трава, травы, ягоды, веточки, листья и пучки цветов. Это овощная живопись. 2. декоративный. В первую очередь это шашки – вдоль доски, также гжельские сети (в виде ели, “капли”, “жемчуга”, “сухожилия”. 3 Темы. Это природа и времена года. Это зарисовки городской жизни, сельского пейзажа. Персонажи из русских сказок: Синяя птица, различные Русалки и т.д.
11 слайд
Основные элементы живописи: Агашка – Гжельская роза Бордюрные кудри, усики, глазные капли
12 слайд
Гжельская роспись. Легкие гжельские выкройки и простые узоры для детей. Как нарисовать гжельскую роспись?
Гжельская роспись относится к разновидностям исконно русского искусства. На протяжении веков этот стиль использовался для украшения игрушек, посуды и сувениров. Главной особенностью этого стиля является использование нескольких цветов (бело-голубого и темно-синего, близкого к голубому) и применение специфических мазков кистью.
Гжельская роспись: узоры
Легкие гжельские узоры состоят из простых отдельных элементов, которые при должном уходе может освоить даже 4-5-летний малыш. К ним относятся:
Линии, проведенные по диагонали. Они рисуются под прямым углом к аналогичным штрихам, и в получившихся ячейках размещаются узоры – точки.
Точки – Они образуют простейшие цветы, которыми обычно украшают края изделий (тарелки, разделочные доски и т.д.).
Волнистые линии. Они также используются для создания границ.
Капли. Несколько более сложный художественный элемент. Создает лепестки цветов, листья, сложные веточки с листьями.
Штрих с тенью. Суть элемента заключена в его названии – вы делаете мазок кистью, а затем перерисовываете полосу сверху или слева (справа) от мазка. Получено с помощью тени. Трехмерные бутоны цветов состоят из этих элементов.
Самые простые гжельские узоры для детей – это точки и линии, а также простые штрихи без теней. Даже их можно использовать для создания неповторимого образа.
Роспись гжель шаг за шагом
Растительные и животные орнаменты (птицы, цветы, животные) являются основными мотивами этого направления живописи. Давайте попробуем сделать что-то в стиле гжельской росписи – как нарисовать орнамент на тарелке.
Инструменты и материалы:
Глиняная тарелка белого цвета, не покрытая глазурью,
Итак, для начала нарисуем схему будущего рисунка простым карандашом. Рисунок будет состоять из простого орнамента и большого цветка в центре тарелки.
Бахрома, или кайма, рисуется без предварительного нанесения карандаша. Это может быть волнистая линия с точками, проставленными в каждом втором углублении (“волна”).
Чтобы нарисовать цветок, сделайте отметку в центре тарелки.
Лепестки розы нарисованы заштрихованными штрихами. Начните с бутона. Затем перейдите к рисованию лепестков. Поэтому у нас должен быть такой образ:
Вы можете сделать такую или более простую рамку в одном из этих стилей:
Итак, гжельская роспись (картины которой вы уже изучали вместе с нами) несложная и очень красивая. Это легко сделать с детьми, особенно если их родители достаточно терпеливы, чтобы помочь. Рисуйте вместе, и у вас все получится! Можно даже расписывать деревянную посуду и сувениры.
Как нарисовать гжельскую роспись карандашом поэтапно?
Какие краски использовать в гжельской росписи, какие кисти? Каковы элементы росписи в гжельской росписи? Как нарисовать Гжель вместе с ребенком? Как расписать гжельскую посуду своими руками?
Гжельская расписная посуда и игрушки расписываются уже более 6 веков и сегодня ценятся во всем мире. Массовое производство научилось расписывать мебель, керамическую плитку, светильники люстры и многое другое.
Не нужно быть миллионером, чтобы прикоснуться к прекрасному и украсить свой интерьер модным декоративным элементом. Этот вид живописи может освоить каждый. Вам понадобятся все 2 вида синей и белой краски. Для начала потренируйтесь рисовать линии, завитки и точки.
Освоив простые элементы, переходите к более сложным.
А некоторые мастера отошли от игрушечных тарелочек и научились расписывать под гжель ногти.
Как расписать гжельскую вазу
Видео мастер-класс о том, как рисовать акварелью на листе бумаги по методу Гжель
Урок 6 Гжельское искусство. Городецкие картины. Хохлома
Урок посвящен знакомству с искусством Гжели, Городца и Хохломы, красотой и значением декоративных элементов произведений русских народных промыслов.
Гжель, гжельская керамика – Гжель – это русский народный промысел, связанный с росписью керамики. Гжелью принято называть керамику, расписанную синим цветом на белом фоне.
Городецкая роспись – Это русский народный промысел ярких, лаконичных картин (жанровые сцены, фигуры лошадей, петухов, цветочные узоры), выполненных свободным мазком с белыми и черными графическими контурами на дереве.
Керамика – изделия из обожженной глины.
Майолика – Вид керамики из обожженной глины с высокопористой поверхностью и расписной глазурью.
Живопись – Художественные изображения и узоры, созданные путем росписи на стенах, потолках, предметах быта для украшения.
Фарфор – Керамика, непроницаемая для воды и газа.
Фарфор – Керамическая посуда с плотными, мелкопористыми плитками (обычно белого цвета), покрытыми прозрачной или непрозрачной глазурью. Для производства фаянса используются те же материалы, что и для фарфора (меняется только пропорция ингредиентов), и схожая технология (различия в способе обжига).
Хохломская роспись Роспись по дереву, русское народное искусство. Хохломская роспись характеризуется оригинальной техникой окрашивания дерева в золотистый цвет без использования золота.
НазначениеПознакомиться с искусством Гжели, Городца и Хохломы
- Систематизировать знания о народном искусстве и ремеслах.
- Научиться распознавать особенности каждого народного ремесла.
- Развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности и познавательную активность
Узнайте о особенности гжельской, городецкой и хохломской росписи
выяснить определить особенности каждого народного ремесла
Различать и называть известные предметы различных ремесел с растительным орнаментом (Городец, Хохлома, Гжель).
Обязательная литература:
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник. Для общего образования. организации / Горячева Н.А., О.В. Островская. Горячева О.О. Островский; ред. Б.М. Неменский. – 11-е пересмотренное издание. – M. : Просвещение, 2019 г. – 191 с. : илл. – ISBN 978-5-09-071788-5
Дополнительная литература:
Горяева Н.А. Изобразительное искусство: ваша мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Рабочая тетрадь для общеобразовательной организации.. Под ред. Б.М. Неменского. – 9-е пересмотренное издание. – M. : Просвещение, 2019.
Онлайн-ресурсы:
- Издательство “Просвещение” www.prosv.ru (раздел “Перспектива” http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (accessed July 2019).
- Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru (accessed July 2019).
- Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (доступ получен в июле 2019 г.)
- Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (доступ получен в июле 2019 г.)
- Культура. РФ – портал по продвижению культурного наследия России https://www.culture.ru/ (accessed July 2019)
- Путеводитель по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры Российской Федерации https://ar.culture.ru/ (accessed July 2019)
Теоретический материал
Русские народные промыслы – это форма народного искусства, которая обращается к русским традициям многовековой давности. Изделия русских народных промыслов сочетают в себе уникальность русской традиционной культуры.
Традиции народных промыслов в России имеют многовековую историю и неразрывно связаны с историей и культурой нашей страны. Народное искусство и ремесла отражают культуру страны, ее прошлое так, как ни один другой вид искусства. Россия – одна из немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов, которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового культурного наследия. Они пережили войны и революции и дошли до нас.
Сегодня мы продолжим знакомство с искусствами Гжели, Городца и Хохломы, с которыми вы уже знакомились в начальной школе. Мы продолжим изучать образный язык произведений искусства и откроем для себя красоту и важность декоративных элементов в произведениях русского мастерства.
Гжельская роспись
Одним из самых известных в мире русских народных промыслов является гжельская керамика, гжельские гончарные изделия. Гжель исторически известна как Гжельский район, в который входили 27 деревень, объединенных в Гжельский кластер, расположенный примерно в шестидесяти километрах от Москвы. Сегодня Гжельский куст входит в состав Раменского района Московской области.
Уже давно обратили внимание на отличное качество глины, выходящей на поверхность у реки Гжелка, от которой и произошло название села. Народные умельцы из куста Гжелка сначала делали керамику, но позже они нашли глину и стали делать фарфор.
Керамика – это изделия, изготовленные из обожженной глины. Фарфор – это вид керамики, непроницаемой для воды и газа. При легком ударе деревянной палочкой фарфор издает характерный высокотональный, чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, оттенок может варьироваться.
Наличие отличного сырья и близость к Москве сыграли решающую роль в развитии этого ремесла.
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, оценивший истинную ценность гжельской глины, написал о ней такие возвышенные слова: “… Вряд ли на земле найдется почва в чистом виде без примесей, которую химики называют девственной, разве что среди глин, используемых для фарфора, так у нас есть Гжельская … Нигде я не видел ничего белее этого…”.
Сегодня слово “гжель” вызывает образ белого фарфора, окрашенного в синий цвет, но гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда торговля только зарождалась, мастера создавали предметы из красной глины. Они были украшены многоцветное изображение на белом фоне – майолика.. Майолика – Это разновидность терракоты, изготовленная из обожженной глины с высокопористой поверхностью и окрашенной глазурью. Он создается даже сейчас.
Гжельская майолика разнообразные по ассортименту, формам и декоративным украшениям. Очень интересные декоративные тарелки, чашки и блюда, кувшины и особенно кумганы и квасники.
Гжельские кумганы и квасники имеют своеобразную форму. Дисковидный сосуд с изогнутым носиком был установлен на львиных лапах. Квасники имеют отверстие посередине. Гжельские кумганы и квасники выполнены в виде резных фигурок на дисковидных сосудах. Иногда из этих фигурок создавались жанровые сцены. Такая посуда использовалась в качестве украшения праздничного стола.
В гжельской майолике используются четыре цвета: зеленый, желтый, коричневый и синий. Палитра небогатая, но какая элегантная картина!
Сюжеты для росписи майолики гжельские мастера черпали из внешнего мира. Так на кораблях появились архитектурные сооружения, пейзажи, животные и птицы.
Только в первой трети XIX века гжель меняет свои цвета – от изумрудно-зеленого, охристого и коричневого она переходит к кобальтовым оттенкам – после майолики появляется белая и голубая гжель. Это фаянс – Более деликатные изделия. Эти керамические изделия были расписаны на белой обожженной глине черной кобальтовой краской и покрыты сверху глазурью. После обжига кобальт стал пронзительно синим, а прозрачная глазурь приобрела глянцевый блеск. В гжельском фарфоре начинает преобладать кобальт, а в тематике преобладают всемирно известные сине-белые стилизованные букеты цветов. Излюбленным узором гжельских мастеров является роза. Особую выразительность гжельским цветам придает красота их тональности, то есть постепенный переход от светлых к более темным оттенкам синего.
Этот эффект достигается сразу, одним движением. Для этого художник выбирает краску с одной стороны кисти, но так, чтобы больше краски было у краев и совсем мало в середине. Он кладет кисть на поверхность, а затем проводит ею по наконечнику. В результате получается округлый мазок кисти со штриховкой, постепенным переходом от светлого к темному. Эта техника называется “односторонний штрих” или “теневой штрих”. Даб-пятно дополняется тонкими линиями: прямыми, волнистыми, спиральными, закругленными. Готовая гжельская роза прорабатывается до мельчайших деталей с использованием техники росписи кистью. “Вихри”, “Вихри”, “Капли” – такие элементы присутствуют в росписи Хохломы.
Гжельские мастера могут изготовить до двадцати оттенков синего, светлее или темнее, в зависимости от выбора мастера.
За почти семисотлетнюю историю гжельского ремесла было много событий, но год за годом гжельские мастера осваивали новые техники изготовления керамики.
Хохломская роспись
Хохлома – это старинный русский народный промысел, возникший в XVII веке в селе Хохлома Нижегородской губернии. Это декоративная картина с изображением деревянной посуды и мебели, выполненная в красных, зеленых и золотых тонах на черном фоне.
Картина выглядит поразительно, несмотря на темный фон. В живописи используются масляные краски. Основными цветами для этой картины являются красный и черный, некоторые жёлтый и зелёный за прекрасные рисунки – надписи. В картине всегда золото цвет, поэтому изделия мастеров из Хохломы называют Золотая хохлома.
Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто можно увидеть птиц, рыб и животных.
Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала делают грубые заготовки из дерева. Затем токарный станок используется для придания заготовке нужной формы. Получившиеся изделия – резные половники и ложки, чашки и миски – которые являются основой для росписи, называются “холст”.
После высыхания холст грунтуется жидкой очищенной глиной – вапой. После грунтовки изделие сушится в течение 7-8 часов и должно быть покрыто вручную несколькими слоями оливкового масла (льняного масла). Мастер опускает специальный коврик из овечьей или телячьей кожи, вывернутый наизнанку, в миску с оливковым маслом, а затем быстро втирает его в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы масло равномерно распределилось. Это очень важная операция. От этого зависит качество деревянных сосудов и прочность росписи. В течение дня объект покрывается маслом 3-4 раза. Последний слой сушат до тех пор, пока лак не станет “немного скользким” – когда лак слегка прилипает к пальцу и больше не окрашивает его. Следующий этап – “лужение”, то есть втирание алюминиевой пудры в поверхность изделия. Это также можно сделать вручную с помощью подушечки из овчины. После лужения предметы приобретают приятный белый блеск и зеркальный блеск и готовы к покраске.
Кисти сделаны из беличьих хвостов, поэтому ими можно рисовать тонкие линии.
Существует два вида хохломской росписи: Фон и подрезка..
Разнообразие “фон” живопись – это “кудрин”.. Для него характерны стилизованные изображения листьев, цветов и завитков. Не занятое ими пространство закрашивается, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или черном фоне. Его название “кудрина” своим названием обязана золотистым локонам, линии которых складываются в замысловатые узоры из листьев, цветов и фруктов. Фон в картинах этого типа окрашивается в красный или черный цвет. Другие цвета в этом виде живописи не используются.
Другим видом фоновой живописи является “под фоном”, который считается самым сложным. Сначала мастер делает тонкий рисунок, затем заполняет фон черной или красной краской, оставляя крупные листья и цветы серебряными, после чего украшает их тонкими штрихами, прожилками. Когда фон высохнет, он добавляет красные ягоды и нежные завитки желтого и зеленого цветов. “Золото” просвечивает в этом типе письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов и в силуэтах сказочных птиц.
На странице “топиарий” Мастер рисует черным или красным на фоне работы, на золотой поверхности, которая стала такой благодаря потемнению лака, нанесенного на посеребренный фон изделия в печи. Криулюс – это основная линия композиции, к которой “прикреплены” такие элементы, как капли, усики и завитки красного и черного цветов.
Существует три вида декорирования: роспись “трава”, “лист” или “ягоды”, роспись “пряник”.
Все предметы расписаны вручную, и рисунок нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это не настоящая хохлома.
Лакированные изделия покрываются лаком 4-5 раз (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливаются в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 … +160 °C до появления золотистого слоя масляного лака. Именно так изготавливается знаменитый “Золотой потрошитель”.
Умение работать на токарном станке, делать формы для гончарных изделий и искусство объемной резьбы передается из поколения в поколение. Искусство Хохломы унаследовало от мастеров Заволожья “классические формы” токарной работы, пластику резных форм ложек, кадушек, живописную культуру, мастерство “тонкой кисти”, секрет изготовления “золотой” посуды без использования золота.
Городецкая роспись
Городецкое искусство.существует с середины XIX века в Городце, старинном русском городе, расположенном на берегу Волги, недалеко от Нижнего Новгорода.
В деревнях региона крестьяне издавна украшали прялки, мебель, ставни, двери, сани и детские игрушки яркой, лаконичной городецкой росписью.
Техника городецкой росписи во многом проще, чем чохоловской, особенно когда речь идет о подготовке рам. Городецкая роспись выполняется непосредственно на деревянной основе, которая может быть окрашена грунтовочной краской красного, черного или желтого цвета. Все основные цвета, используемые в картине, должны быть насыщенных и разбавленных оттенков.
На рабочей поверхности карандашом тонкими линиями намечается композиция будущего дизайна: размер и положение основных элементов, или узлов, таких как животные и цветы. Узлы, как правило, рисуются более светлыми оттенками краски (кляксы). Тонкие штрихи более темной тени (штриховка) наносятся на светлые участки для изображения деталей: лепестков цветов, складок одежды, деталей интерьера и т.д. На этом же этапе между крупными элементами рисуются листья и бутоны. Завершающий этап росписи – нанесение черных (ликвидирующих) и белых (оживляющих) мазков и точек. Это делается самой тонкой кистью и придает законченный вид. После высыхания краски предмет покрывается бесцветным лаком.
Городец раскрашен вручную в желтый или оранжевый цвет. Чаще всего он имеет желтый цвет, так как луковой шкуркой когда-то красили дерево.
Основные элементы городецкой росписи:
Самый изящный и грациозный образ – это, конечно, городецкий конь. Фигуру коня можно увидеть в различных видах народного искусства, а также в различных предметах народного быта – люльках и хоромах, свистульках и узорчатых пряниках, и даже в охлупенном коне, венчающем крышу деревянного дома.
Городецкая лошадь красивая, гордая, с сильной шеей и стройными ногами. Его обязательно окружат яркие, сказочные цвета. И кажется, что лошадь скачет по какому-то сказочному, веселому саду. Лошадь – символ счастья. Вороной конь и всадник – самый известный мотив в живописи Городецкого. На протяжении веков мастера всегда обращались к образу коня, потому что он ассоциируется с возрождением солнечного тепла, света и жизни. Конь-воин освободил весну от зимних оков, холода и тьмы, и открыл солнце и весенние воды. Лошадь была хорошим помощником пахаря.
Народное искусство и ремесла возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делая нашу жизнь ярче и прекраснее. Народные промыслы и ремесла – это наше наследие и культура. Народное искусство – это искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя для них самое ценное. Это цвет, орнамент, композиция. И это традиция.
Какой вид искусства здесь определяется?
______________ – Тип обожженной глиняной посуды с большой пористой поверхностью и расписной глазурью.
Майолика – Тип обожженной глиняной посуды с высокопористой поверхностью и расписной глазурью.
Расположите буквы правильно, чтобы составить имя сосуд в форме диска с отверстием в центре диска.
Читайте далее:- Конспект занятия "Знакомство с искусством гжельской росписи" для детей подготовительной группы. Воспитатели детских садов, школьные учителя и педагоги.
- Гжельская роспись – что это такое, история создания, особенности и техника росписи – Сам себе мастер – МирТесен Медиа Платформа.
- Гжель – роспись. Гжель – посуда. Гжельская керамика.
- Гжельская роспись: дети и обучение творчеству.
- Филимоновская роспись: элементы, узоры и цвета – Сайт о рукоделии.
- Простой и недорогой рецепт холодного фарфора, который всегда получается.
- Мастер-класс "Мозаика из цветной бумаги". Для воспитателей детских садов, школьных учителей и педагогов.
- Макияж для девочек (49 фото): простой макияж лица, для 10-12-летних, леопардовый и пиратский, другие красивые макияжи для детей.
- Виды батика и секреты техники росписи батика для начинающих.
- Мастер-класс для педагогов "Кукольный театр своими руками. Куклы в перчатках".