Как построить куб: объяснение перспективы с помощью пошагового метода

Как построить куб в перспективе: пошаговый метод

Здравствуйте, подписчики моего блога!

Многим людям трудно рисовать, когда они хотят изобразить объект сложной формы. Дело в том, что все сложные структуры основаны на простых формах. И куб – одна из таких форм. Сегодня мы подробно рассмотрим, как построить куб.

Содержание

Перспектива

Куб – это геометрическое твердое тело, состоящее из 6 плоскостей. Знаете ли вы разницу между кубом и квадратом? Куб – это трехмерная фигура. А при рисовании любой трехмерной фигуры нужно помнить о перспективе.

Из-за законов перспективы стороны куба будут уменьшаться, другими словами, они станут меньше.

Для начала необходимо нарисовать линию горизонта. Это необходимо для того, чтобы правильно нарисовать куб в перспективе.

Как построить куб в перспективе: пошаговый метод

Линия горизонта – это уровень глаз художника. На ней будут две точки схода. В каждой из этих точек появятся 4 линии. Рисунок будет выглядеть следующим образом:

Рисование шаг за шагом

Чтобы помочь вам понять последовательность операций, давайте нарисуем куб шаг за шагом.

Прежде чем рисовать перспективу куба, важно установить правильные размеры объекта и определить его положение на странице. Куб не должен быть слишком маленьким или слишком большим.

Шаг 1 – Состав

Композиция – это начало любой работы. Нахождение точной композиции – это 50% успеха работы.

Оставьте немного больше места сверху, чем снизу. Это создаст ощущение веса.

Как построить куб в перспективе - пошаговый метод.

Начните с той грани куба, которая находится ближе всего к вам. Отметьте его так, чтобы он не перекрывал центр листа. Используйте светлые засечки, чтобы определить высоту этого края. Поскольку он находится ближе всего, его высота будет больше, чем у других краев.

Шаг 2 – Сокращение

Плоскости в кубе четко удалены из-за сжатия перспективы. Чтобы правильно очертить это уменьшение на листе бумаги, необходимо определить углы наклона ребер.

Как построить куб в перспективе: пошаговый метод

Проведите горизонтальную линию параллельно листу бумаги, это поможет вам определить, какой угол меньше, а какой больше. Тренируйте зрение, переводя взгляд с куба на рисунок, тем самым проверяя себя.

Шаг 3 – Линейная перспектива

Чтобы куб “вписался” в пространство, мы рисуем грани дальше, выше и ниже. Эта техника лежит в основе линейной перспективы. Найдите, где заканчиваются эти края, и отметьте их точками. Деление куба на три точки – это правильный способ рисования.

Как построить куб в перспективе: пошаговый метод

Соедините пересечения плоскостей в кубе горизонтальными линиями. Помните, что они сжаты, и если мы их растянем, то они встретятся в точке схода.

Нам также нужно нарисовать невидимые лица. После правильного построения необходимо проверить все сокращения, чтобы не было обратной перспективы.

Шаг 4 – Проверка пропорций

Вы также можете использовать метод наблюдения. Вы, наверное, замечали, как художники вытягивают руки и измеряют пропорции? Это метод наблюдения.

Чтобы проверить пропорции, закройте один глаз, возьмите карандаш и на вытянутой руке совместите его кончик с кончиком передней грани куба. Переместите большой палец туда, где заканчивается ребро.

Находится высота ребра. Теперь наклоните руку на 90 градусов, не двигая большим пальцем, и проверьте высоту одного края относительно другого по горизонтали. Таким же образом можно проверить и другие размеры.

С опытом художники измеряют пропорции “на глаз”, то есть без метода визирования. Их глаз настолько натренирован, что видит размеры без измерения.

Итак, линейный рисунок подошел к концу, а это значит, что мы переходим к воздушной перспективе или, проще говоря, к штриховке.

Затенение

Основная задача рисунка – передать объем. Внимательно рассмотрите предмет, определите для себя тон каждой стороны.

Вылупите форму куба. Будьте осторожны, чтобы не зачернить слишком сильно, в конце концов, мы рисуем гипсовый куб.

Как нарисовать куб в перспективе: поэтапный метод

Наращивайте тон постепенно, не пытайтесь сделать все за один раз. Штрихи можно наносить в диагональном направлении.

Используйте карандаши разной мягкости. Для светлой стороны идеально подходит твердый карандаш – H, для полутонов – HB, а для теневой стороны – B.

В некоторых случаях карандаши следует подбирать индивидуально: у некоторых людей “легкая” рука и тень едва заметна, а есть те, кто с помощью HB может довести рисунок до черного цвета.

Падающая тень

Как нарисовать тень куба? Чтобы сделать падающую тень убедительной, давайте рассмотрим основные принципы рисования тени на поверхности листа.

Как нарисовать куб в перспективе: поэтапный метод

  1. Определите положение источника света.
  2. Проведите перпендикулярную линию от источника света к плоскости, в которой находится наш объект.
  3. Из точки пересечения перпендикуляра с плоскостью проведите касательные линии к углам куба.
  4. Мы проецируем воображаемые лучи от источника света, которые проходят через вершины 5 куба. Отметьте точки соприкосновения лучей с плоскостью.
  5. Объедините точки, найденные на плоскости, и получите конфигурацию тени.

Входящая тень всегда темнее, чем собственная тень на объекте. Чем ближе к объекту, тем темнее он становится.

На самом кубе тональность также становится более активной на границе между двумя плоскостями, освещенной и теневой. Теневая сторона, по мере продвижения в пространстве, становится ярче за счет света, отраженного от поверхности. Отражения помогают придать пространству света и воздуха.

Заключение

Мы уже говорили о сечении куба плоскостью, о том, как построить куб с натуры в перспективе. Рисование простых геометрических твердых тел очень полезно для начинающих и тех, кто хочет освоить академический рисунок.

Геометрия и расположение плоскостей в пространстве очень хороши для зрительного восприятия.

Если у вас нет гипсового куба, не волнуйтесь, вы можете сделать его из бумаги. Для первых упражнений важно понять основные принципы при построении. Затем можно переходить к гипсовым фигуркам.

Рисование куба карандашом

Когда мы видим картины, поражающие своей реалистичностью, мы удивляемся, как реальность можно перенести на плоскость холста или ваты, как с помощью простых инструментов – кисти или карандаша – можно создать рукотворный мир, имитирующий реальную жизнь. Секрет прост – к изображению была применена перспектива.

Мы покажем вам, что такое перспектива, как правильно ее применять и какие законы ею управляют – все это будет проиллюстрировано на примере рисования куба карандашом. Мы также рассмотрим процесс построения этого геометрического твердого тела, который является основой всех уроков рисования.

Основы перспективы

Чтобы понять суть любого явления, мы должны обратиться к этимологии слова, которое его описывает. Слово перспектива буквально переводится как “смотреть сквозь” и происходит из латинского языка.

Для художника перспектива – это основа всего, ведь именно знание перспективы помогает правильно изобразить все предметы и само пространство.

Для точного изучения перспективы необходимо заниматься профессиональным академическим рисунком. Мы поделимся с вами только основами, но даже они помогут вам понять суть этого явления.

Давайте сразу перейдем к делу. Перспектива – это то, что существует независимо от человеческого сознания, это способ, которым человеческое зрение воспринимает пространство.

Перспектива работает по законам физики и основана на знании оптики и света.

Давайте сформулируем основные законы перспективы как можно проще. Это поможет, если вы вспомните школьные уроки физики. О чем следует помнить при создании карандашного рисунка куба?

  • Положение художника по отношению к кубу должно быть постоянным. Поместите куб на любую поверхность и попробуйте передвигаться вокруг него, рассматривая его под разными углами. Вы увидите, как исчезает или появляется верхняя грань куба по отношению к углу обзора. Чтобы куб был нарисован правильно, вы должны все время находиться в одном и том же положении относительно него; это поможет убедиться, что плоскости нарисованы правильно и что вы не допустите ошибок при рисовании.
  • Положение объекта фиксировано. Как и в первом случае, положение куба также не должно меняться, в этом случае вы сможете правильно применить законы перспективы.

Основная терминология

Чтобы начать изучение рисования куба карандашом, следует поделиться терминологией, которую мы будем использовать:

Линия горизонта – это базовое понятие, обозначающее воображаемую линию, которая находится на уровне глаз художника. Объект съемки может находиться выше, ниже, частично выше и частично ниже линии горизонта. Только линейное изображение – лестница – может совпадать с линией горизонта.

Точка схода – это воображаемая точка, которая является точкой схождения всех параллельных линий изображаемого объекта. Точка схода всегда находится на линии горизонта. Запомните эмпирическое правило: если все линии на картине перпендикулярны линии горизонта, то точка схода будет находиться перед нами.

Воздушная перспектива – это вид перспективы, в котором действует следующее правило: чем дальше находится объект, тем менее отчетливы его границы.

Световая перспектива – это вид перспективы, в котором действует следующее правило: чем ближе к вам объект, тем насыщеннее его цвета и четче тени.

Эти знания являются базовыми и помогут вам нарисовать свой первый трехмерный объект.

Рисование куба карандашом, шаг за шагом

Освоение рисования всегда начинается с простых геометрических твердых тел. Самое главное – правильно построить этот объект, только после правильного и совершенного строительства можно переходить к этапу настройки тона.

Построение куба:

  • Поместите кубик на плоскую поверхность.
  • Определите свое положение относительно куба, куб выглядит лучше всего, когда видны три его плоскости.
  • Определите линию горизонта, зафиксируйте ее для себя, если линия горизонта попадает на плоскость бумаги, отметьте ее на листе.
  • Непосредственно определяя главную грань куба, вы можете свободно обозначить первую высоту. Важно помнить, что по законам композиции куб должен находиться ближе к верхней грани листа. Правильно считается, что под кубом должно быть больше места, чем над ним.

  • Отметьте краевые линии как линии перспективной усадки.
  • С помощью карандаша измерьте пропорции относительно высоты куба, которую мы задали изначально. Отметьте длины сторон куба на линиях перспективной усадки.
  • Все измерения проводите на вытянутой руке, держа карандаш строго горизонтально или вертикально, в зависимости от того, какие грани куба вам нужно нарисовать.
  • Отмечайте наши линии с легким нажимом, чтобы в будущем их можно было легко стереть. Рисунок должен быть четким и чистым, избегайте неровных линий. Все точки схождения краев должны быть чистыми и идеальными.

  • Когда вы убедитесь, что куб построен правильно, вы можете удалить лишние строительные линии. Если вы строите куб в первый раз, можно оставить линии построения, чтобы вернуться к этому упражнению позже, когда вы будете изучать более сложные вопросы.
  • При затенении придерживайтесь основных правил – всегда рисуйте тона равномерно, куб должен всегда выглядеть законченным. Вы можете заштриховать куб и фон вокруг него, помните, что куб – это белый гипсовый объект, он не может быть намного темнее, чем его окружение.
  • После создания общего тона вы можете сделать акцент на тенях и непосредственно на лице. Не забывайте о правилах световой перспективы – чем ближе к нам объект (в данном случае грань куба), тем он светлее, чем дальше, тем он темнее.
  • При вылуплении избавьтесь от четких контуров. Штриховка не допускается в академическом рисунке и является одной из основных ошибок.

Упражнение с кубом является универсальным для понимания построения архитектуры и дизайна, и поможет вам правильно представлять уже более сложные объекты.

Денис Гаврилов

Куб – это равносторонняя прямоугольная призма, состоящая из 6 граней, противоположные стороны которой параллельны. Точки пересечения граней называются ребрами куба. Все ребра можно разделить на 3 группы, в каждой из которых все ребра параллельны друг другу. Например, на нашем чертеже куба 4 стенки вертикальны, 4 горизонтальные стенки направлены влево и 4 горизонтальные стенки направлены вправо.

Сначала отметьте на чертежном листе яркими линиями, где будет нарисован куб. Поместите изображение чуть выше центра листа, оно не должно быть слишком маленьким или слишком большим. Куб должен быть немного смещен в сторону теневой стороны. Это позволит сбалансировать композицию с большим светлым пространством.

Затем проведите вертикальную линию, ближайшую к нам. Используйте засечки, чтобы ограничить высоту куба высота куба (более точно – высота грани, но все дальнейшие чертежи должны основываться на этом, поэтому убедитесь, что высота ближайшей грани куба находится на месте и имеет правильные размеры)

Рисование куба, шаг 1 Определение высоты куба

Следующим этапом рисования куба является рисование основанияначиная с видимых линий. На этом этапе важно определить точные углы наклона этих линий к горизонтали. Для этого подведите карандаш строго горизонтально к ближнему нижнему углу куба и отметьте эти углы. Как правило, видны две вертикальные стенки куба. Определите, какая из них более распределена, а какая менее. Соответственно, если лицо более разнесено относительно ящика, угол меньше. Особый случай – если куб раздвинут на одну грань, тогда нижняя и верхняя линии будут горизонтальными. Иногда новички пытаются “запомнить” угол наклона линии, держа два карандаша и определяя с их помощью угол, а затем перенося его на лист бумаги. Это неправда. Во-первых, зрительную память нужно тренировать, угол можно хорошо запомнить, такая передача не способствует развитию каких-либо навыков, кроме примитивного скетчинга. Во-вторых, угол между карандашами может меняться.

Рисование дальних линий куба

Прежде чем приступить к рисованию верхних линий, необходимо вспомнить основные законы линейной перспективы.

Основная аксиома перспективы заключается в том, что видимый размер объектов уменьшается с расстоянием.. Из этого вытекают и другие принципы. Возьмите две линии, которые удаляются друг от друга до бесконечности. Видимое расстояние между ними уменьшается по мере удаления (примером могут служить железнодорожные пути, уходящие вдаль). В какой-то момент расстояние становится настолько незначительным, что его можно увидеть как точку. Давайте сформулируем принцип: все параллельные линии, уходящие от зрителя, сводятся к одной точке.

Куб, который мы рисуем, имеет 4 грани, направленные влево, и 4 грани, направленные вправо. Все четыре строки края…уходят влево, если их продолжить.., разрезаны в одной точке… с левой стороны. Линии, идущие вправо, также сокращаются, но до одной точки на правой стороне куба.

Где находятся точки схода краев? Наш куб расположен на горизонтальной плоскости. Горизонтальная плоскость – это плоскость, параллельная земле. Это стол, пол или потолок, а также поверхность воды в лесном озере и т.д. Каждый прямая линия, лежащая на горизонтальной плоскости, также горизонтальна. и если линия удаляется от зрителя, он увидит, что она идет к линии горизонта.. Если есть несколько параллельные горизонтальные линии, все они будут иметь точка схождения на линии горизонта.

Где находится линия горизонта? Видимая линия горизонта находится на уровне глаз рисующего. Выгляните в окно, представьте, где встречаются небо и земля. И мысленно проведите эту линию по периметру комнаты, в которой вы находитесь. Вы можете видеть, что эта линия находится на уровне глаз. Если вы измените положение головы, например, встанете на стул, линия горизонта окажется выше.

Поэтому, проводя верхние линии по отношению к нижним, убедитесь, что они направлены так, что если их продолжить за пределы листа, то они сойдутся в одной точке. Чтобы более точно нарисовать уменьшенные линии в перспективе, они не должны быть ограничены размерами куба, линии должны быть проведены к краям листа.

Если плоскость, к которой они относятся, обращена к зрителю, линии уменьшаются. Если плоскость менее заметна, усадка линий более заметна. Уменьшение перспективы более заметно на крупных объектах, чем на мелких. Если размер объекта меньше, чем расстояние между осями глаз, оба глаза человека будут видеть объект в обратной перспективе. Но желание рисовать обратную перспективу связано не с этим, а с особенностями анализа мозгом увиденного. Мозг видит объекты, представляя их со всех сторон, как развертку. При рисовании… нужно всегда … вспомните законы линейной перспективыПроанализируйте каждую линию, где она проходит, только тогда вы сможете избавиться от желания рисовать в обратной перспективе.

Обратите внимание на фотографию куба в начале статьи. Вы можете видеть, что вертикальные линии немного “кривые”. Этот “перегиб” на фотографии связан с тем, что в объективе камеры произошло перспективное сужение вертикальных линий. Действительно, мы смотрим на куб сбоку и сверху, и вертикальные линии слегка сходятся к одной точке внизу. Нужно ли рисовать это сокращение? В академическом рисунке нет сокращения вертикальных линий, за исключением сильной перспективы, когда рисуют сверху или снизу по отношению к изображаемому объекту. В то же время, усиленная или фотографическая перспектива может рассматриваться в работах художников как художественное средство, способствующее большей выразительности. Аналогичная ситуация возникает и с изображением самолета, почти обращенного к зрителю. В этом случае линии проводятся наклонно, но параллельно друг другу. Усадка настолько мала, что если ее нарисовать, то куб будет выглядеть кривым, как будто его вершина срезана по диагонали.

После проведения верхних линий определите, насколько уменьшились правая и левая боковые грани куба. Ширина этих краев измеряется строго горизонтально (не по диагонали!), и сравните, насколько каждый из них меньше высоты ближнего края, и между собой. Только После проверки ближних линий и вертикальных краев можно переходить к рисованию дальних исходящих линий. Невидимые линии также должны быть нарисованы.. Перед тем как нарисовать самый дальний вертикальный край, убедитесь, что точки пересечения линий лежат друг на друге. Если они значительно отличаются, это означает, что в чертеже были допущены ошибки. В этом случае тщательно проверьте и исправьте рисунок, в том же порядке, как это было сделано вначале. Если расхождение небольшое, слегка уточните линии и проведите еще один вертикальный край.

Рисование дальних невидимых линий куба

После того, как вы закончили и проверили свой рисунок, выберите ближайшие к нам линии. Если линия темная, она кажется ближе. Даже в простом линейном рисунке можно передать пространство и объем.

Рисование куба, обводка близких линий

Теперь можно приступать к вылуплению. Рисунок, прежде всего, должен быть хорошо выполнен. Таким образом Основная цель рисования – передать трехмерную форму изображаемых объектов.

Основная цель рисования – передать трехмерную форму изображаемых объектов. Мы видим три плоскости – верхнюю и две боковые грани куба. Их положение в пространстве выглядит следующим образом: каждое лицо удаляется от зрителя в пространство. Чтобы показать трехмерную форму, лица должны быть нарисованы так, чтобы зритель видел, что они удаляются.

По порядку передавать пространство…законы воздушной перспективы… законы воздушной перспективыкоторые были сформулированы Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи. (Хотя, судя по некоторым ранним картинам, можно предположить, что художники использовали воздушную перспективу, хотя и неосознанно). Чем темнее, тем темнее, а светнаоборот, чем дальше, тем темнее.. Эффект воздушной перспективы хорошо виден на улице, особенно в пасмурную погоду. Кажется, что куб настолько мал, что эффект воздушной перспективы незаметен. Но рисовать нужно правильно, соблюдая законы перспективы, только тогда рисунок будет выглядеть трехмерным.

Заполнение штрихов начинается с теневых частей объекта.. Левая грань куба находится в тени, поэтому затеняйте ее. Это вертикальная поверхность, предпочтение следует отдавать вертикальной штриховке. Мы штрихуем с ближней стороны, друг от друга, с удалением плоскости в пространстве нажим карандаша ослабевает, штрих становится легче, и видно, что нарисованная таким образом плоскость уходит.

Рисование куба, первый этап штриховки

Поглаживаем поверхность, которая также выделена, но ближний угол оставляем белым, а дальний слегка поглаживаем. Начертание диагональное, хотя допустимо и вертикальное. Верхняя поверхность рассматривается как полутон (иногда ошибочно называемая полутенью), которая является промежуточной поверхностью между светом и тенью. Мы сравниваем его со светом и тенью, рассматривая, каким он будет, скорее всего, – темным или светлым. Затем усильте тень, введя еще одну линию, направленную по диагонали, также растягивая ее от темного к светлому. Не забудьте о падающей тени куба, которая лежит на плоскости, на которой он находится. Падающая тень темнее собственной тени. Она также граничит с отражением от освещенной плоскости. Отражение – это свет, отраженный от соседних освещенных поверхностей. Чем ближе и ярче источник отраженного света, тем ярче отражение.

На заключительном этапе подчеркните объемную форму и введите тональные акценты.

Я не требую фоновой штриховки в упражнениях по рисованию для начинающих. Главная цель на первом этапе – научиться рисовать объекты объемно, правильно их выстраивать, соблюдая законы перспективы. Вылупление фонов никак не способствует развитию этих навыков.

Рисование куба. Вот как выглядит готовая работа

После того как ученик освоит рисование прямоугольных призм, таких как куб или коробка, задание усложняется. Это очень полезно для рисования группы геометрических твердых тел. Первый состоит из 2-3 объектов. Хорошо бы разместить объекты друг на друге, убедившись, что основание верхнего объекта так же развито, как и верхняя плоскость нижнего объекта. Я также рекомендую прочитать статью о представлении геометрических твердых тел с помощью вращательного движения.

Основы линейной перспективы: Как нарисовать куб с любой точки зрения

Мы рекомендуем вам подготовить планшет или лист бумаги и ручку, чтобы попробовать все сразу. Нет смысла просто читать эту статью – все дело в практике.

Почему художник должен уметь рисовать куб под любым углом?

Освоив кубики, вы сможете рисовать любые объекты: машины, людей, архитектуру. Также под любым углом, быстро и четко. Например, человеческая фигура может быть сведена к кубу таким образом:

Задача рисования каждого куба в отдельности выглядит выполнимой.

Известный художник Скотт Робертсон черпает свою технику из геометрических примитивов.

Moderndayjames также использует этот метод:

Есть много примеров для подражания. Стоит попытаться изложить основные моменты, чтобы лучше понять, о чем идет речь. Это позволит создать нечто вроде наброска.

Что такое перспектива?

Рисование куба под любым углом – это рисование в перспективе. Представьте себе камеру – она занимает место наблюдателя. На некотором расстоянии от камеры находится куб, а между камерой и кубом – стекло.

Стекло здесь – это так называемый картинная плоскость.. Вы проводите линию от камеры через стекло, чтобы создать то, что называется радиус обзора (ROV).. Линия визирования всегда перпендикулярна плоскости изображения. Эти записи нам понадобятся в ближайшее время.

Нам нужно знать, как линии нашего объекта расположены в пространстве относительно чего-то. Положение камеры – наша путеводная звезда. Рисовать в перспективе – значит представлять изображение с определенной точки зрения. Не существует изображения без зрителя.

Затем мы посмотрим на сцену с двух точек зрения: как ее видит камера и как она расположена по отношению к объекту съемки. Это делается для того, чтобы облегчить перемещение в пространстве.

Куб начинается с квадрата

Куб состоит из шести квадратных плоскостей, соединенных вместе. Чтобы нарисовать куб, нам нужно знать, как правильно расположить квадрат в пространстве, во всех без исключения случаях и под всеми возможными углами.

Шесть квадратных плоскостей в пространстве.

Здесь мы добавляем новое слово в наш словарный запас – нормальная линия или просто нормальный. Нормаль – это линия, перпендикулярная поверхности. Если положить карандаш вертикально на стол, его направление будет совпадать с направлением нормальной линии. Вы можете встретить этот термин в 3D, но он также используется и в 2D.

Каждая плоскость имеет бесконечное число таких нормальных линий. Для простоты мы нарисуем только одну посередине.

Возьмите квадрат и поместите его перед камерой. Если нормаль перпендикулярна плоскости изображения и, следовательно, совпадает с линией взгляда, то мы видим поверхность без искажений. В данном случае это обычный квадрат.

Слева – расположение объектов, а справа – то, что видит камера.

Если мы наклоним нашу фигуру в любом направлении, нормаль больше не будет смотреть прямо на картинную плоскость. Поверхность прямоугольника уменьшится в направлении нормали. Этот принцип называется сжатие вдоль нормали. Каждая плоскость всегда сжимается только вдоль своей нормали.

Слева – положение объектов, в середине – то, что видит камера, а справа – реальный размер самолета.

В приведенном примере стороны прямоугольника сужаются кверху (с точки зрения камеры). Это происходит потому, что они являются параллельными линиями, которые простираются вдаль (относительно плоскости изображения). Но линии, параллельные плоскости изображения, никогда не сходятся.

Слева – положение объектов, справа – то, что видит камера.

Что такое линия горизонта?

Параллельные линии, уходящие вдаль, сходятся на линии горизонта. Эта истина настолько общеизвестна и неизменна, что авторы никогда не пересматривают ее предпосылки. Но мы это делаем – чтобы лучше понять, о чем идет речь.

Наша камера стоит строго вертикально, т.е. ее дно параллельно плоскости земли. Представим перед камерой не один, а несколько горизонтальных прямоугольников. По мере того, как эти плоскости поднимаются все выше и выше над землей, они становятся все более сжатыми. В какой-то момент плоскость визуально уменьшится до плоской линии – это будет линия горизонта.

Слева – положение объектов, справа – то, что видит камера.

Найдите линию горизонта.

Слева – положение объекта, справа – то, что видит камера.

Параллельные прямые, расположенные на горизонтальных плоскостях (на любой из них), сходятся к линии горизонта. Точки, в которых они сходятся, называются точки схода (TS).

Слева – положение объектов, справа – то, что видит камера.

Как вы можете видеть, каждый набор параллельных линий имеет имеет свою собственную точку схода.. Типичным для перспективы является то, что центральный (КТК), слева (LTS) и правильно (LTS) граничная точка.

Ориентация в пространстве

Теперь попробуем посмотреть, как изменяются прямоугольники по мере увеличения расстояния от зрителя.

Возьмем несколько прямоугольников и выстроим их в линию. Все они одинакового размера и расположены в непосредственной близости друг от друга. Хотя в действительности все они имеют одинаковый физический размер, каждый последующий прямоугольник становится меньше в перспективе. Вследствие этого явления параллельные линии “…сходятся на горизонте..

Прямоугольники в пространстве.

Изменяя размер, наш мозг воспринимает глубину. Но это происходит не линейно: каждый прямоугольник уменьшается по своей нормальной длине, когда он наклонен относительно зрителя. Чем больше сжимается плоскость, тем ближе она к линии горизонта.

Разница в размерах между парами прямоугольников, лежащих ближе к зрителю, более выражена, чем между теми, что лежат ближе к горизонту.

Измерение глубины

Давайте нарисуем три горизонтальные линии в перспективе, как и прямоугольники выше. Мы меняем только одно требование: расстояние между ними должно быть одинаковым. Что мы видим? Отрезок B в два раза короче, чем A, но C в шесть раз короче, чем B.

Каждый дополнительный сантиметр на бумаге вмещает все больше и больше пространства по мере приближения к горизонту.

Это важно понимать при рисовании не только механизмов, но и природных форм. Даже человеческая фигура. Как и любой другой объект, тело существует в пространстве. Важно точно знать, где находятся ключевые точки тела. А для этого нужно научиться измерять в перспективе. С опытом вы сможете угадывать, не прибегая к рисованию опорных конструкций.

Для того чтобы правильно построить куб, нужно кое-что узнать об эллипсах.

Теперь нам нужно нарисовать эллипсы. Здесь мы будем использовать те же знания, которые получили при изучении квадратных плоскостей: ведь плоскость может быть любой формы, в том числе овальной или круглой. Плоский круг или овал также имеет нормальную линию, и она так же перпендикулярна поверхности плоскости.

Нормальная линия плоского эллипса всегда совпадает по направлению с его малой осью.

Принцип тот же, что и для прямоугольников. Слева – вид сверху, справа – то, что видит камера.

Важно помнить, что круг всегда имеет один и тот же диаметр, независимо от направления, в котором вы его рисуете. При сжатии круг превращается в овал, который имеет самый длинный (главная ось эллипса) и самый короткий (малая ось эллипса) диаметры.

Главная ось не меняет своей длины, независимо от того, насколько сильно мы наклоняем плоскость. Минорная ось перпендикулярна главной оси, и ее направление совпадает с линией нормали. Длина малой оси изменяется в наибольшей степени, когда мы наклоняем плоскость к камере.

Теперь главная ось горизонтальна, а малая ось вертикальна. Именно здесь происходит сокращение. Размеры главной оси не изменяются.

Почему в тексте о кубах есть информация об эллипсах?

Эллипсы помогают определить направление линии нормали поверхности, поэтому их удобно использовать даже тогда, когда на чертеже не видно круговых плоскостей. Они подсказывают, в каком направлении сжимать плоскость, когда она наклонена к зрителю.

Плоскость слева – прямая относительно камеры, а плоскость справа – наклонная относительно камеры.

Эллипс также может быть полезен для определения угла наклона плоскости относительно зрителя. Сильнее наклон, сильнее сжатие.

Нет наклона = нет компрессии. В центре и справа плоскости наклонены относительно зрителя.

И последний, самый важный момент. Эллипс помогает найти пропорции идеального квадрата: круг, вписанный в квадрат, касается каждой из его четырех сторон точно посередине.

Круг всегда касается сторон квадрата в середине.

Первый угол составляет 90 градусов.

Помимо пропорций квадрата, нам нужно проверить, что наша фигура имеет четыре прямых угла (каждый по 90 градусов). Для этого нужно правильно построить хотя бы один угол – остальные три получатся сами собой.

Эллипс поможет вам найти прямой угол между двумя прямыми линиями на одной плоскости.

Предварительное позиционирование объектов. Смотрите ниже, как мы превращаем круг в квадрат.

Определите долю квадрата от заданного угла с помощью эллипса.

Слева – то, что видит камера, справа – положение камеры по отношению к фигуре, вид сверху.

Проведите нормальную линию (здесь она вертикальная, так как плоскость горизонтальная). Его можно нарисовать в разных местах, в зависимости от того, как вы хотите повернуть угол будущего квадрата.

На какое расстояние нормаль должна выходить за пределы эллипса до точки пересечения с касательной? Это зависит от угла эллипса.

Вид с камеры. Нормаль выходит из центра эллипса. Чем меньше его наклон относительно камеры, тем длиннее линия.

Чем ближе эллипс к линии горизонта (учитывая его размер), тем больше искажение перспективы и тем быстрее сходятся линии. Это также означает, что объект находится либо близко к зрителю, либо большой. Изображение выглядит так, как будто оно было сделано через широкоугольный объектив.

Если линия горизонта находится далеко от эллипса, перспективное искажение будет слабым. Линии будут сходиться медленно, а объект будет казаться маленьким или удаленным от зрителя. Это эффект длиннофокусного объектива.

Слева горизонт очень близко, и линии сходятся быстрее, справа горизонт далеко, и линии сходятся медленнее.

Здесь видно, что вертикальная линия выходит за пределы эллипса на одинаковое расстояние в обоих случаях. Нижний угол квадрата такой же. Разница лишь в силе перспективы. Опять же, помните: линия горизонта перпендикулярна нормали эллипса (малой оси).

Горизонт – это, по сути, другая плоскость, параллельная нашему эллипсу. Она просто полностью наклонена по отношению к зрителю.

Таким образом, наш эллипс готов.

Преобразуйте эллипс в куб.

У куба шесть граней, но в любой момент времени мы можем видеть только три из них. Поэтому, для простоты, мы сосредоточимся (пока) только на видимых сторонах. Начнем с верхней части лица. Вы уже знаете, как нарисовать горизонтальный квадрат во всех возможных положениях, поэтому сделайте это – нарисуйте квадрат вокруг эллипса.

Теперь дорисуйте два боковых края. Чтобы найти их, используйте вертикальные грани куба – нормали к верхней плоскости.

Вам все еще нужно определить длину вертикального края. Он параллелен плоскости изображения и становится длиннее по мере приближения к нам в пространстве (как и любой другой объект), следуя принципу конвергенции (схождения) линий.

Мы предполагаем, что край немного длиннее главной оси нашего верхнего эллипса, на который также не влияет уменьшение перспективы.

Есть один прием, который поможет проверить, правильно ли мы построили боковые края. Это можно сделать с помощью эллипса.

Нарисуйте эллипс, малая ось которого направлена в правую точку слияния. Эллипс должен касаться грани куба в центре. Затем просто обведите левый край снизу линией, идущей к левой точке схода. И затем правый край с линией, идущей к правой точке схода.

Как клонировать наши кубики

Для этого вернитесь к рисованию прямоугольников. Каждый прямоугольник имеет диагонали, которые пересекаются в его центре. Диагонали помогают нам рисовать равные прямоугольники.

Диагонали прямоугольника пересекаются в его центре.

Давайте потренируемся. Найдите центр прямоугольника с помощью диагоналей.

  • Нарисуйте центральную линию прямоугольника и продолжите в направлении, в котором вы хотите клонировать прямоугольник. Средняя линия пересечет сторону прямоугольника в точке A.
  • Продолжите стороны прямоугольника в том же направлении.

Найдите центр этого прямоугольника. Продлите линии в том направлении, в котором вы собираетесь клонировать его.

  • Проведите линию через точку A из дальнего угла прямоугольника. Она перережет свою расширенную сторону в точке B. Точка B измеряет ширину нового прямоугольника точно так же.
  • Теперь проведите вертикальную линию. Это будет дальнейшая сторона нового прямоугольника.

Удваивать прямоугольники с диагональю можно не только на плоскости, но и в перспективе. Сначала найдите центр прямоугольника, а затем умножьте его во всех направлениях. Заполните этими узорами всю страницу.

Клонируйте прямоугольник во всех направлениях.

Помните, что в перспективе центр прямоугольника смещен от зрителя. Это происходит из-за сближения линий. Когда перспективное искажение невелико (горизонт находится далеко по сравнению с размерами объектов), линии сходятся медленно, а центр прямоугольника немного смещается. И наоборот, смещение центра очень сильно выражено при сильном искажении перспективы.

Время для активной практики. Клонированные кубы.

Постройте куб, нижняя грань которого параллельна земле, без каких-либо причудливых наклонов. Затем клонируйте любую стенку куба, используя метод диагонали. Набросайте линии, которые будут направлены к точкам схода.

Нарисуйте куб в перспективе.

Помните, что квадраты уменьшаются по мере удаления от зрителя. Если сравнить первый и второй квадрат, то этот эффект очевиден. В каждом последующем квадрате она менее очевидна, но всегда присутствует.

Стройте новые кубы, клонируя квадратные плоскости.

Нарисуйте кубики один за другим. Заполните ими всю страницу.

Перетащите их на другую сторону.

Рисование через означает, что вы рисуете фигуры так, как если бы они были прозрачными. Таким образом, вы всегда будете точно знать, где в пространстве находятся недоступные части поверхности тела. Это поможет вам разместить тела по отношению друг к другу.

Давайте перейдем к практике:

  • Нарисуйте куб, как описано выше, но теперь нарисуйте также невидимые грани.

Нарисуйте куб “до конца”, со всеми невидимыми гранями.

  • Клонируйте куб в направлении правой точки слияния. Оставьте между двумя кубиками пустое пространство размером с один кубик.

Клонируйте куб в направлении стороны TCP. Не забудьте оставить между ними пространство размером с один куб.

  • Теперь клонируйте куб в направлении левой точки слияния. Снова оставьте между ними пространство, куда может поместиться третий кубик.

Повторите упражнение для LTC.

  • Заполните такими конструкциями всю страницу, варьируя угол и степень искажения перспективы.

Интересная деталь. Как вы могли заметить, вдали некоторые плоскости больше уменьшаются (мы уже знаем почему), а другие, наоборот, больше раскрываются перед зрителем.

Это происходит потому, что угол между линией визирования и поверхностью этих плоскостей приближается к прямому углу (90 градусов).

Как нарисовать куб под любым углом за пять шагов?

Теперь перейдем к самому интересному!

Шаг 1. Нарисуйте эллипс. Его можно разместить на любой грани куба. В этом случае обращайте внимание только на сжатие и направление нормали.

Шаг 2. Нарисуйте нормальную линию в зависимости от того, как вы хотите повернуть грань куба, ближайшую к зрителю. Линия горизонта для этого куба на самом деле не будет горизонтальной. Да, это немного каламбур :)

Так каким он должен быть? Просто перпендикулярно нормали к нашей плоскости. Это единственное требование.

Шаг 3. Определите силу искажения перспективы. В нашем случае линия горизонта находится за пределами холста, поэтому она слабо выражена.

Шаг 4. Определите правильную длину “вертикальной” грани куба с помощью эллипса или на глаз. Проведите линию к правой точке схода, чтобы закрыть край внизу.

Шаг 5. Последний край сам встанет на место. Просто проведите соответствующие линии параллельно тем, которые уже есть.

Другой способ: строительство с помощью масс

Твердое тело – это простое сферическое или колбасоподобное тело, используемое в качестве основы для построения сложных форм. Подумайте об этом как о комке глины, существующем в трехмерном пространстве.

Это не плоская фигура на бумаге, она имеет реальный физический объем.

С помощью масс легче воссоздать ощущение размера на рисунке. Они также могут помочь решить проблемы искажения перспективы и перекрытия объектов. Как видите, метод объемного изображения работает со всеми тремя ключевыми компонентами глубины в вашем рисунке.

Теперь создадим куб из сферической массы. Независимо от того, как он выложен, куб идеально вписывается в сферу.

Куб, вписанный в сферу.

  • Нарисуйте круг.
  • Постройте куб, используя знания, полученные в предыдущих главах. Выкладывайте его так, как вам нравится, только постарайтесь, чтобы его края внутри массы прилегали друг к другу.
  • В этот момент нарисуйте целую сторону кубов, вписанных в сферы. Измените размер и угол наклона.

Основная идея: у каждой массы есть центр. Центр сферической (или яйцеобразной) массы всегда совпадает с ее геометрическим центром. Постройте несколько одинаковых по размеру твердых тел с равным расстоянием между ними.

  • Постройте ряд одинаковых прямоугольников. Поставьте точку в центре каждой горизонтальной стороны. Эти точки будут центрами сферических масс.

Нарисуйте квадраты в перспективе.

  • Нарисуйте сферу вокруг каждой точки. Контуры каждой сферы должны касаться линий, указывающих на среднюю точку конвергенции – если вы хотите, чтобы сферы были одинакового размера.

Постройте сферическое твердое тело вокруг отмеченной точки.

  • Соотнесите кубики с внутренней частью сферического твердого тела. Расположите их как угодно, они все равно будут одного размера, и расстояния между их центрами будут одинаковыми.

Нарисуйте куб внутри каждой сферы.

Поднимите кубики над землей

  • Начертите на земле квадрат, а затем проведите внутри него прямую линию. Эта линия представляет собой расстояние между двумя кубами. Отметьте точку схода, к которой направлена прямая линия.

Проведите прямую линию внутри квадрата.

  • Проведите вертикальную плоскость от исходной линии. Верхние углы этой плоскости будут центральными точками наших фигур.

Нарисуйте вертикальную плоскость.

  • Нарисуйте первую сферу и линию к точке схода так, чтобы она касалась контура сферы. Эта же линия должна касаться контура второй сферы.

Нарисуйте твердые тела одинакового размера, центры которых находятся в верхних углах плоскости.

  • Запишите куб в каждой массе, как в предыдущем упражнении.

Напишите кубик в каждой массе.

Рисование кубов в пространстве по произвольной траектории

Для начала запомните диагонали и используйте их, чтобы нарисовать кривую в перспективе. Вот как это сделать.

  • Нарисуйте квадрат.
  • Нарисуйте в нем любую кривую.
  • Нарисуйте диагонали и центральные линии квадрата. Этот прямоугольный дизайн поможет вам взглянуть на кривую с другой точки зрения.

Шаг 1. Кривая в ортогональном виде, т.е. без перспективного искажения, прямо перед зрителем.

  • На новом слое с помощью эллипса определите, как квадрат будет выглядеть в перспективе. Нарисуйте линию горизонта.

Шаг 2 выполняется следующим образом. Помните, что чем ближе эллипс к линии горизонта, тем больше искажение перспективы.

  • Нарисуйте квадрат в одноточечной перспективе, где линии параллельны либо картинной плоскости (в этом случае они вообще не сходятся), либо линии взгляда. Те из них, которые параллельны линии зрения, сходятся в центре линии горизонта. Эта точка, как вы помните, называется центральной точкой схода. Это самый простой способ нарисовать прямоугольник.

Шаг 3. Нарисуйте квадрат вокруг круга.

  • Затем нарисуйте диагонали и центральные линии. Они будут служить ориентиром.
  • Перенесите точки пересечения кривой с этими линиями с вашего ортографического чертежа. Например, если кривая касается верхней стороны квадрата посередине, она будет делать то же самое в перспективе.

Шаг 4: Перенесите кривую с вида сверху на вид в перспективе, основываясь на опорных точках.

  • Нарисуйте таким образом несколько кривых и заполните ими всю страницу.

Комбинирование двух упражнений

Наша цель – нарисовать кубики одинакового размера и расстояния между ними, но расположенные на неправильном пути.

  • Нарисуйте кривую в перспективе.

Шаг 1: Нарисуйте кривую в перспективе.

  • Отметьте точки на кривой с равным расстоянием между ними. Каждая точка соответствует центру масс. Определите размеры масс, удаленных от зрителя. Тогда вам будет легче определить на глаз размеры масс в зазорах.
  • Вот как это можно сделать: проведите линию через две точки и продолжайте ее до пересечения с горизонтом в точке схода. Линии, по которым мы будем выравнивать размеры масс (они касаются контуров двух сфер), также должны быть направлены к этой точке слияния.

Шаг 2: Отметьте точки на теле кривой через равные промежутки времени.

Шаг 3: Нарисуйте твердые частицы одинакового размера. Точки на кривой являются их центрами.

  • Заполните этими сферами всю длину кривой.
  • Теперь вы можете начать рисовать кубы внутри твердых тел. Поверните их по своему усмотрению.

Напишите кубик внутри каждой массы.

Теперь пришло время нарисовать несколько кубиков!

Под разными углами, в разных местах, с перекрывающимися изображениями. Попробуйте различные способы искажения перспективы. Не забывайте рисовать, даже если вам кажется, что вы уже все знаете. Это очень поможет в дальнейшем при рисовании любых других предметов. Верьте в практику!

Что вы можете сделать:

Пример домашнего задания.

На основе “Как сделать эскиз”.

Дальнейшее чтение

Вы можете посмотреть другие видео на эту тему здесь.

Освоив эти упражнения, вы можете попробовать технику рисования, подобную этой из плейлиста ModernDayJames. Вы можете начать отсюда:

А здесь они рассказывают о том, как понимание геометрических примитивов поможет вам рисовать динамические позы:

Кубик в карандаше

Построение куба – один из основных этапов академического рисунка для начинающих. Эта геометрическая фигура – хороший пример для изучения законов линейной перспективы, правильности линии (света и тени) и объема.

Куб – это равносторонняя призма с 6 гранями. Противоположности всегда будут параллельны друг другу. Ребра куба – это точки пересечения стенок.

В Школе мастера студийного рисования опытный преподаватель подробно объяснит правильное построение куба, все тонкости и наиболее распространенные ошибки. Умение строить геометрические фигуры с помощью простого карандаша является основополагающим для будущего профессионального художника или архитектора. В конце концов, все, что шашка изображает на листе бумаги, состоит из них. А это значит, что без базовых знаний вы не сможете пойти дальше и начать создавать более сложные работы.

В этой статье мы подробно рассмотрим все нюансы рисования карандашом и остановимся на важных моментах при создании рисунка куба.

Для начала нам понадобится визуальная модель куба. Это может быть гипсовая или картонная модель. Также желательно, чтобы куб был белым, так как на нем тень будет более заметна, а это также важно при построении фигуры, так как именно тень создает объем в нашем рисунке.

Другой вариант – кубическая модель из проволоки. Так мы сможем увидеть все грани нашей фигуры, включая невидимые. Но в этом случае не будет света и тени, которые должны быть по краям.

Позиционирование на листе

В начале очень важно расположить куб, с которого мы будем рисовать. Модель должна стоять на ровной поверхности. Куб должен быть расположен так, чтобы с точки, где мы рисуем, были хорошо видны три его стороны: верхняя и две боковые.

модель куба

Далее необходимо нарисовать линию горизонта на листе бумаги. Мы будем использовать его в качестве ориентировочной линии, где будет располагаться фигура. Кубик должен находиться немного выше центра листа. Но при рисовании помните, что он должен быть достаточно большим, чтобы отобразить все нюансы. Поэтому не располагайте кубик слишком высоко к верхнему краю бумажной поверхности.

Определение высоты

Мы начинаем с вертикальной линии, то есть с того края, который находится ближе всего к нам. Очень важно сразу определить высоту линии, потому что в дальнейшем она будет служить нам ориентиром. Если он установлен неправильно, нам может не хватить места на бумаге, чтобы нарисовать верхнюю видимую сторону.

Рисование основы

Нижняя точка вертикальной линии используется в качестве направляющей для основания куба. Это место пересечения двух нижних краев. Здесь важно определить углы, т.е. как линии будут располагаться по отношению к вертикали.

чертеж куба

Чтобы определить это, поднесите карандаш к ближнему углу модели куба снизу. Модель должна быть повернута так, чтобы вы могли видеть две вертикальные стороны куба. Посмотрите внимательно, чтобы увидеть, какая сторона более распластана. Если сторона больше направлена в вашу сторону, угол будет меньше. Постарайтесь развить свою зрительную память и запомнить углы, чтобы перенести их на бумагу при рисовании.

Куб. Верхнее основание

Куб – это трехмерная фигура. Поэтому для нас важно представить его размер в виде доски. В этом нам помогут законы линейной перспективы. Основной принцип заключается в том, что то, что находится дальше от нас, визуально меньше. И все параллельные прямые, удаляющиеся от наблюдателя, в конце концов сходятся в одной точке.

В кубе, как мы уже узнали, группы линий параллельны друг другу. Но согласно законам перспективы, по мере удаления друг от друга эти линии будут сближаться. Это означает, что если мы продолжим проводить прямые линии через стенки куба, то в конце концов они сойдутся.

Наша цель – нарисовать верхние лица так, чтобы в перспективе они сходились с нижними в одной точке, если мы продолжим.

Заполните куб

После того, как мы провели верхние линии от исходной вертикальной плоскости, мы завершаем рисунок. Помните, что вертикальные линии остаются параллельными друг другу.

При рисовании куба мы рисуем все грани, включая невидимые грани. Прежде чем приступить к построению дальнего невидимого края, нужно убедиться, что точки пересечения задних краев находятся друг над другом. В противном случае мы получим развалившийся куб, что означает, что с самого начала были допущены ошибки.

Научный чертеж куба

Чтобы исправить это, перепроверьте все этапы строительства в том порядке, в котором они были выполнены. Если расхождение небольшое, его можно быстро исправить, просто подправив линии карандашом.

Добавить затенение

После того как все линии построения проведены и вы убедились, что вертикальные стенки остаются параллельными друг другу, а исходящие горизонтальные линии идут в одну точку, можно приступать к очерчиванию куба.
Мы используем карандаш, чтобы подчеркнуть ведущие края, чтобы выделить их.

Наша главная задача – не просто скопировать куб, а перенести его объем на плоскость. У нас есть три видимые грани куба: две стороны и верхнее основание. Каждое лицо попадает в пространство, которое мы уже нарисовали на рисунке.

У куба есть тень на левой стороне. В первую очередь мы рисуем тень. Для этого мы очерчиваем границы нашей тени. Но мы начнем с ближайшего лица, которое находится в тени. Мы выстраиваемся вертикально, потому что сама сторона перпендикулярна линии горизонта. Мы вылупляемся ближе к краю, который находится ближе всего к нам, и слабеем по мере удаления от этой вертикальной линии. Таким образом, используя свет и тень, мы показываем, какая грань находится ближе к нам, а какая дальше.

рисование куба шаг за шагом

Продолжаем накладывать контур и на тень, отбрасываемую кубом. Это будет самая темная, то есть неосвещенная область. Поэтому мы накладываем тени более плотно, чтобы сделать рисунок более реалистичным.
Выделенные стороны куба также можно заштриховать, чтобы подчеркнуть его объем. Но этот видимый вертикальный край будет иметь обратный эффект: чем ближе к линии фронта, тем светлее тон. Точнее, мы вообще не закрашиваем пространство возле ближайшего края, оставляя его белым. Штрих должен быть диагональным и легким.

Мы также можем применить полутона к верхнему основанию куба. Оставьте нетронутой область, расположенную ближе всего к горизонтальному верхнему краю.

На последнем этапе мы выделяем тон, который подчеркнет объем нашего силуэта. Не забудьте, что падающая тень, отбрасываемая кубом, должна быть темнее его собственной.

рисование куба карандашом шаг за шагом

Наше строительство завершено. Нам не нужно рисовать фон за кубом, потому что главная задача – не набросать изображение полностью, а правильно построить его по законам перспективы и перенести объем трехмерного объекта на плоскость.
Для достижения автоматизма в рисовании необходимы постоянные тренировки. Попробуйте нарисовать геометрическую фигуру под разными углами и при разном освещении. Только когда вы в совершенстве овладеете этими основами, можно приступать к выполнению более сложных художественных упражнений.

В нашей школе-студии вы сможете пройти все этапы рисования куба и других твердых тел, начиная с элементарных фигур и их углов. Вы научитесь выполнять задания различной сложности, определять на глаз пропорции и положение предмета, использовать правильные штрихи. Опытный преподаватель поможет вам подготовиться к вступительным экзаменам и развить художественные навыки. Наконец, академический рисунок очень важен для тех, кто собирается поступать в художественные или архитектурные колледжи.

Рисование геометрических твердых тел. Как нарисовать куб?

Куб является одним из самых простых геометрических твердых тел. Чтобы лучше понять геометрическую форму куба, его пространственную схему построения (структуру), рассмотрим скелет куба. Это дает возможность ясно увидеть объемные и пространственные характеристики его формы, позволяет заметить его конструктивные узлы – точки, невидимые на обычных твердых телах.

Рис.35

Куб характеризуется восемью точками в углах и двенадцатью линиями граней. Соотношение сторон куба равно 1:1:1. Чтобы куб выглядел правдоподобно в трехмерном представлении, студенты должны определить точку зрения, с которой объект выглядит достаточно убедительно в своем объеме. Скелет куба изображается с его пропорциями, согласно законам перспективы. Если смотреть сверху (нормальная перспектива), основание каркаса куба (квадрат) выглядит как ромб. Перспективное построение куба в соответствии с его вращением должно начинаться с базового квадрата, то есть с его проекции, лежащей в горизонтальной плоскости, уходящей вглубь линии горизонта (рис.35). Чтобы получить нижнее основание (ромб), отметьте четыре точки и соедините их четырьмя линиями. От базовых точек проведите вертикальные линии – края. Для завершения построения, как и в первом случае, выберите четыре точки и соедините их четырьмя линиями, чтобы получить верхнее основание куба (ромба). Отметим одну важную деталь о природе линий при построении изображения на плоскости. Помимо соблюдения пропорций и перспективы, линии, определяющие пространственную глубину, должны быть нарисованы в разной степени контрастности. Линии ближних краев должны быть нарисованы более контрастными, чем те, которые находятся на расстоянии перспективы. При этом различие линий должно быть максимально различимым в зависимости от пространственной глубины.

Рис.36. Измерение пропорциональных значений

Перспективный чертеж куба может быть построен и проверен относительно легко различными способами. Одним из таких способов является техника, давно применяемая на практике старыми мастерами – сравнение и прицеливание. Для определения основных больших размеров объекта на чертеже важны их видимые, измененные перспективой пропорции, а не реальные размеры объекта и его частей. Например, отношение ширины кромки к высоте передней кромки измеряют карандашом на вытянутой руке, перпендикулярно линии визирования, помещая тыльную сторону карандаша на кромку предметной формы измеряемой детали модели. Большой палец отмечает видимые размеры части объекта. Не меняя положения большого пальца на вытянутой руке и вращая карандаш по вертикали, соотнесите этот участок карандаша с вертикальной гранью куба, визуально определяя их различия (рис.36).

При работе над структурной конструкцией куба внимательно следите за его перспективной усадкой. Для этого необходимо мысленно представить фигуру с заданной точки зрения на плане, то есть увидеть ее сверху. Такое представление позволяет лучше понять, как плоскости согласуются друг с другом и в целом. При рисовании с натуры важно правильно изобразить не только видимые пропорции размеров, но и величину углов между основаниями двух видимых лиц, т.е. перспективу.

Для того чтобы правильно их определить, необходимо проверить механический метод видоискателя. Держа карандаш за кончик в вытянутой руке, совместите линию самого карандаша с кончиком переднего нижнего угла основания предмета и определите на глаз угол наклона предмета в перспективе. Вспомнив, что вы видели, проведите на чертеже соответствующую вспомогательную горизонтальную линию. Сравните наклон (угол) правой и левой сторон модели и уточните свой рисунок. Если требуется дополнительное уточнение, проверку следует повторить. На рис.36 показано, как измерить и проверить перспективный наклон горизонтальных граней куба. Не стоит злоупотреблять техникой наблюдения при рисовании с натуры, так как она является чисто механической и не способствует визуальному развитию. Он применяется на начальных этапах обучения рисованию с натуры и должен использоваться только для вспомогательного контроля и проверки уже выполненной работы.

Когда куб расположен так, что передняя вертикальная грань смещена немного вправо от центра, горизонтальные грани его левой грани в перспективе будут близки к горизонтали, а грани правой грани, наоборот, будут отклонены от нее. Следовательно, чем больше сокращается правый край, тем меньше сокращается левый край, и наоборот. Это объясняется взаимным прямоугольным расположением плоскостей куба.

Для лучшего понимания геометрических твердых тел необходимо выполнить академическое упражнение по рисованию куба. Осваивая законы строения формы куба, важно помнить, что им следует следовать на протяжении всего процесса рисования с натуры. Работа над рисунком требует соблюдения методической последовательности как при анализе структуры формы, так и в процессе рисования. Это помогает закрепить различные этапы учебного рисунка, без чего невозможно понять основной смысл учебного материала. Следует отметить, что разделение процесса работы над чертежом на отдельные этапы достаточно условно. Он связан с ошибками в решении задач, которые могли быть допущены на предыдущем этапе, и необходимостью их исправления в ходе работы.

Рис.37 Пошаговая последовательность рисования куба

Рис. 37. Порядок рисования куба

Рассмотрим порядок рисования куба (рис. 37).

1. рисование начинается с композиционного расположения объекта на листе бумаги. Изображение набросано яркими линиями по бокам, сверху и снизу. Учитывая угол, пропорции и перспективу, найдите и определите основные структурные точки угловых вершин куба.
2. учитывая перспективные сокращения точек построения угловых вершин, набросайте общую форму кубической конструкции.
3. Отработка пропорций и перспективного построения объемно-пространственной формы куба. Определение границ естественной и случайной тени.
4. использование света и тональных отношений раскрывает трехмерную форму куба. Рисуйте тени и отбрасывайте тени. Определите фон.
5. Закончите работу над формой тона. Работайте в светотональных отношениях: свет, тень, полутень и рефлекс.
6. Резюме… Проверка и подведение итогов чертежа (целиком).

Читайте далее:
Сохранить материал?