История куклы-марионетки. История куклы-марионетки. / Культурное наследие / Babycakes. Фотографии кукол. Одежда для кукол

История марионетки.

История куклы-марионетки

В древние времена кукольные представления разыгрывались с неподвижными изображениями, которые изображали богов. Однако человеческая склонность к фантазированию и желание оживить неподвижные предметы привели к появлению фигур, которые могли двигаться. Так появились куклы в Средние века.

Они получили свое название от фигуры крестной матери. Марионетка – это кукла, которая движется с помощью нити.
Первые кукольные представления появились уже в Древнем Египте.
В те времена женщины бродили по деревне с фигурками богов в руках и управляли ими с помощью веревок. Позже искусство кукольного театра появилось в Древнем Риме, а также в Древней Греции. Однако родиной кукольного театра считается Италия. Кукольные представления появились здесь в 16 веке. Кукольники вели кочевой образ жизни. Они показывали сцены из известных в то время опер и балетов.

В начале 17 века актеры-кукольники уже имели свои собственные театры. Они ставили кукольные спектакли по мотивам известных опер и давали очень длинные представления. Марионетки управлялись небольшим количеством нитей и были не очень подвижны. Итальянцы очень любят свои кукольные театры.

Из этой страны кукольные театры распространились сначала во Франции, а оттуда – по всей Европе.
Куклы сделаны из дерева, к их ногам и рукам прикреплены ниточки, за которые кукловод дергает, чтобы заставить их двигаться. Они могут ходить и поднимать руки. Чтобы заставить марионетку двигаться другими способами, к ней привязывают дополнительные нити. Иногда к нему прилагается до 20 ниточек.

Управлять марионеткой очень сложно, потому что она не может двигаться. Он должен имитировать движения живых людей, и эти движения должны быть точными. Невозможно одновременно двигать всеми конечностями марионетки. Не каждый кукловод может справиться с такой марионеткой. Вас должны обучать профессиональные мастера.

Было время, когда куклы перестали быть популярными, тогда появились другие виды кукол, более простые в обращении. Но сейчас интерес к марионеткам снова возрождается.
Кукольный театр существует уже более трехсот лет. В каждой стране появились свои любимые народные кукольные персонажи, чей образ используется в кукольных представлениях по сей день, и народ не перестал их любить.

В Праге можно купить куклу на любой вкус.

Прогуляйтесь по узким улочкам Праги,

заглядывать в маленькие магазинчики,

мы с большим удовольствием рассматривали кукол.


Существуют самые разные виды кукол!


Я продолжала смотреть на кукол, надеясь, что, может быть, мое сердце “пойдет” и я
И я хочу купить одну из кукол и взять ее с собой.

Но почему-то я не могла найти свою куклу.

Я всегда покупаю куклу, когда знаю, что она мне нужна, это МОЯ кукла!
Но этого не произошло.
Хотя я провел целых 6 дней, ходя вокруг, рассматривая, впитывая, надеясь купить его…..

Он вернулся домой без куклы.
Теперь я читаю информацию о куклах и смотрю на них совсем по-другому.

Может быть, однажды я тоже куплю такой и введу его в свой дом.
Большое спасибо всем вам за ваши добрые комментарии к моим постам о Праге!
Это моя последняя тема…
Прощай, прекрасный Прадо! Спасибо за сказку!

Я собираюсьИзготовление кукол из древесины дуба. Превращение кукол Barbie и BTS в различные образы известных людей.

ЯмогуРеплика французской винтажной куклы Bru Jne 13, рост куклы 50 см.

Обсуждение (54)

  • 27 ноября 2016, 12:37
  • +1
  • Ирилика
  • Ирилика
  • 27 ноября 2016, 14:04

Ира, я надеюсь найти такую куклу, просто я свою не смогла найти с первого раза.

Кукольные марионетки

Конспект урока с использованием ЭОР “Марионетка”. Конспект урока с использованием ЭОР ЦельВызывать у детей положительные эмоции при взаимодействии со взрослым. ЦелиУзнать о традициях и символизме кукол. Обучение традиционным техникам изготовления игрушек. Воспитывать любовь к национальному искусству, трудолюбие, терпение и аккуратность;.

Мастер-класс по изготовлению игрушки для кукольного театра “Щенок” из рукавов Мастер-класс по изготовлению кукол из рукавовМастер-класс по изготовлению кукол марионетка “Щенок”. Автор: Татьяна Шубенкова Куклы Ребенок неизменно в восторге. Как только ребенок берет в руки такую игрушку, он может играть с ней часами. А потом устроить потрясающее представление.

Куклы – Мастер-класс по изготовлению кустарных кукол

Публикация “Практикум по изготовлению кустарной куклы. ” Мастер-класс по изготовлению кустарной куклыМастер-класс по изготовлению “марионеток” Мы – марионетки. Возьмите их. И приведите их в свой дом. И пусть на столе, на стене, на диване Мы подарим улыбку, когда захочешь И, может быть, кому-то станет теплее. Значение Кукла – отличный помощник в воспитании ребенка. Она.

Конспект урока по использованию инструмента “Куклы-марионетки” для развития эмоционального интеллекта дошкольников. Конспект урока по использованию Методологическая разработка. Класс. Использование приложения “Куклы-марионетки” для развития эмоционального интеллекта дошкольников подготовительной группы. Цель: – Исследовать эмоции с помощью тела и его поз. – Развитие способности распознавать настроение человека через.

Кукла-марионетка как развивающе-коррекционное средство в работе с детьми дошкольного возраста Кукла-марионетка как развивающее и коррекционное средство в работе с детьми дошкольного возрастаМетодологическая разработка: “Кукла-марионетка” Пояснительная записка Оглавление 1. Значение. 2. цели. 3. формы работы. 4. правила поведения. 5. утверждение методических разработок. 6) Эффективность. Смысл: марионетка не подлежит замене в случае расстройства.

Самодельная игрушка для кукольного театра Самодельная игрушка для кукольного театра Кукла из носков – забавный и необычный персонаж, который очень позабавит детей. Такая самодельная игрушка-кукольный театр будет не только развлекать детей, но и стимулировать их к общению, что благотворно влияет на развитие речи. Малыши будут в восторге.

Куклы – поделки из цветной бумаги “КуклаМарионетка”

Статья “Кукла из цветной бумаги. ” Поделка из цветной бумаги Цветная бумага – идеальный инструмент для творчества Поговорим о бумаге – самом доступном, дешевом и простом в использовании материале. Техники работы с бумагой варьируются от простых аппликаций до бумажных скульптур. Если вам нужно чем-то занять ребенка.

КС для моделирования куклы-марионетки для детей 6-7 лет “Русская красавица”. УПК по моделированию кукол-марионеток для детей 6-7 лет Возраст: 6-7 лет Количество встреч: 2 Количество детей: 5 Материально-техническое обеспечение: яркая ткань с рисунком 60*60 см или шарф, белая ткань 20*20 см, яркая ткань 25*25 см, кусок хлопка или синтетического волокна, леска или…

Мастер-класс для педагогов “Ручная кукла”. Мастер-класс для преподавателей Задачи: – Заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению кукол с последующим их использованием в театральной деятельности для детей дошкольного возраста. – Повысить профессиональные навыки учителей в освоении опыта создания и управления.

Игрушка-марионетка “Зайка”. Марионетка Марионетка – это кукла на ниточках, которой управляет кукловод. Название Marionetta (управляемая театральная кукла) и первая игрушка появились в 16 веке и с тех пор прочно вошли в мир театрального искусства. Современные мастера предлагают множество подробных мастер-классов.

Кукла-марионетка

Куклы-марионетки, сделанные из дерева.

Прежде чем приступить к изготовлению любой куклы, необходимо сделать ее цветной эскиз, чтобы иметь представление о том, как она должна выглядеть. От этого зависит не только внешний вид, т.е. костюм и т.д., но и его конструкция и, что не менее важно, расположение влагалища. На основе эскиза необходимо сделать чертеж куклы в натуральную величину, чтобы определить размеры головы, туловища и конечностей.

Высота куклы во многом зависит от условий, в которых будет проходить представление: если перед маленькой аудиторией, то высота куклы может быть 50-60 см. Повозка делается примерно на половину высоты куклы. Чем больше зрительный зал, тем больше должна быть кукла, чтобы ее было видно с последних рядов. Поэтому в современных кукольных театрах существует тенденция вводить живых актеров в масках и куклах, иногда превышающих рост человека.

Часто бывает так, что пропорции куклы немного отличаются от пропорций человеческой фигуры. Пропорции человеческой фигуры являются классическими, если голова составляет 1/8 часть фигуры, в то время как голова куклы обычно делается равной 1/6 части куклы или даже больше.

Головы, руки и ноги марионеток обычно вырезаются из твердой древесины, в то время как все остальные части изготавливаются из мягкой древесины. Если конечности нужны голые, их можно сделать из круглых палок, которые продаются для бытовых и спортивных целей.

Для эффективной резьбы по дереву необходимо иметь хорошие инструменты – острые стамески, нож, пилу, рубанок и напильник. Работайте на верстаке с тисками и в комфортных условиях.
На рисунке 1 показан принцип вырезания головы куклы из стержня. Если у вас нет опыта столярных работ, мы рекомендуем нарисовать голову в перспективе и в профиль в масштабе 1 : 1, а затем вылепить ее из пластилина. Это придаст вам больше уверенности в дальнейшем.

Для частей куклы, кроме ног, выбирайте древесину с волокнами, расположенными в вертикальном направлении. Нарисуйте профиль будущей фигуры на листе бумаги размером чуть больше размера головы. Заготовка зажимается в тисках, и лишние полоски древесины отрезаются. Затем от лица проводится средняя линия, определяются крупные плоскости передней и задней части головы, а излишки отпиливаются. Затем крупные формы (нос, челюсть, подбородок, лоб и уши) вырезаются с помощью стамески и ножа. Не стоит мельчить плоскости и вдаваться в подробности: формы должны быть обобщенными. После этого голову следует обработать напильником и наждачной бумагой, затем нанести шпатлевку, клей для париков и краску.

По такому же принципу изготавливаются туловище, таз и конечности куклы-марионетки.

В случае очень полной фигуры туловище можно вырезать из одного бруска, так как фигура не должна сгибаться в талии. Обычно туловище куклы-марионетки состоит из двух частей: грудной клетки и таза.
На рисунке 2 показано соединение тазовой и грудной частей с помощью дверной петли. Вместо петли можно приклеить и прибить кусок мягкой кожи или салфетки.

Соединение между грудной и тазовой частями осуществляется с помощью шарниров и проволочной скобы, как показано на рис. 3. 3. В основание грудной части вкручиваются два винта с кольцевой головкой и вставляется проволочная скоба, концы которой вбиваются в боковые стороны таза.

Туловищное сочленение оснащается деревянной подушкой и тремя полосками кожи или салфетки, которые прибиваются к тазовой и грудной частям, как показано на рис. 4. 4. Сочленение дает большую гибкость, но только в одной плоскости, вперед и назад.

Однако можно сконструировать ствол, способный изгибаться в обоих направлениях. Туловище также состоит из трех частей с поясницей. Все контактные плоскости усечены в форме конуса и соединены между собой через три отверстия струной или леской (рис. 5).

Очень важно добиться четких и плавных движений рук марионетки. Большое значение имеют подвижные суставы в плечах, локтях и кистях рук.

Существует несколько способов соединения суставов руки. Для соединения с леской или струной (рис. ba) в кронштейнах просверливаются два отверстия для фиксации кронштейнов в нужном положении. Для суставов используется мягкая кожа или полоски сукна (рис. b6), которые вставляются в щели между суставами рук, склеиваются и прибиваются гвоздями. Встречаются и другие сочленения (рис. 6в): в одной части локтя и кисти вырезается шип, в другой – проушина и фиксируется булавками, а сочленение руки может осуществляться с помощью двух винтов с кольцевыми головками или кожи.

Нижние конечности куклы-марионетки также сочленяются по этому принципу (рис. 7а, о).

На рис. 7c показывает артикуляцию, которая выполняется, когда ноги открыты (балерина, гимнастка) и когда мы хотим скрыть суставной механизм и создать впечатление коленной чашечки.

Между нижними конечностями и тазом существует несколько соединений: с помощью небольших шарниров (рис. 8а), мягкой кожи или салфетки (рис. 8а’), которая вклеивается в пазы точек крепления и прибивается гвоздями.

Для марионеточных кукол акробатов и гимнастов (рис. 8в) рекомендуются проволочные скобы, к которым подвешиваются петли из кожи или сукна для достижения большей подвижности в тазобедренных суставах.

Для кукольных танцоров или гимнастов, которым необходимо двигать ногами вперед, назад или в стороны при выполнении представлений или упражнений, тазобедренные суставы изготавливаются из парных винтов с кольцеобразными головками (рис. 8d).

Для лучшего движения конечностей и туловища некоторые части куклы следует утяжелить: в предплечьях и голенях просверлить отверстия и вставить кусочки свинца. Если кукла должна сидеть или наклоняться, к тазу прибивается кусок свинца. Все эти места отмечены на рисунках темными кругами с белыми полосами.

При изготовлении куклы-марионетки с открытой шеей шея и рука вырезаются вместе. В головке делается выемка, в которую вставляется верхняя часть шейки с помощью винта с кольцевой головкой и закрепляется штифтом (рис. 9). Насечка должна быть достаточно свободной, чтобы головка могла свободно вращаться во всех направлениях. Как правило, в плече делается углубление для установки кольца в верхней части шейки (рис. 10). Отверстие делается достаточно широким, чтобы головка могла вращаться и наклоняться во всех направлениях.

После того как марионетка собрана и раскрашена, парик приклеен, а костюм надет, ее можно повесить на повозку. К каждой повозке прикреплен крючок или кожаная петля для подвешивания куклы, когда она не используется.

После того как кукла собрана и раскрашена, парик приклеен, а костюм надет, куклу можно подвесить к повозке. К каждой повозке прикреплен крюк или кожаная петля, на которую подвешивается кукла в нерабочем положении.

Для этой цели рекомендуется использовать машину с подвижным кронштейном (Рисунок 11). Он также может пригодиться для надевания костюма на куклу.

Для управления движениями куклы используется леска 0,3-0,4 мм или черная нить Ns 10. Чтобы определить длину лески или нити для крепления куклы к каретке, учитывайте расстояние между полом, на котором будет играть кукла, и руками кукловода (рис. 12).

Порядок подвешивания куклы на повозку следующий (рис. 13): Прикрепите нитку к одной руке куклы, проденьте ее через отверстие в нижнем конце вагонетки и прикрепите к другой руке так, чтобы кукла стояла на основании машины. Затем привяжите по одной нити чуть выше ушей куклы к нижней перекладине плетня, чтобы голова куклы держалась прямо и ровно, к талии и к перекладине на повозке. затем прикрепите нити к коленям и к верхней перекладине повозки. Эти шнуры или нити должны быть слегка натянуты, чтобы при движении штанги ноги приходили в движение. Наконец, прикрепите шнур к большому пальцу одной из рук куклы, протяните его через две перекладины стержня и прикрепите к другой руке на большом пальце. Обе руки должны находиться в опущенном положении.

При обращении с куклой держите ручку в руке так, чтобы указательный и большой пальцы находились под верхней перекладиной.

При небрежном обращении нити могут запутаться. Когда кукла и повозка не используются, подвешивайте или складывайте их. Держа телегу в одной руке, другой рукой скрутите куклу так, чтобы все нити были скручены в один пучок. Затем весь пучок ниток обматывают вокруг куклы и привязывают к нему ваггу. Желательно, чтобы у каждой куклы был мешочек или лоскуток ткани.

Ухаживая за куклой таким образом, она всегда будет в безопасности.

Слонимская Юлия Леонидовна (1884-1972) – русский историк, теоретик театра кукол, режиссер, представитель “серебряного века” русского искусства. Ее трактат о кукле, выдержки из которого приводятся ниже, является ценным источником идей и нетрадиционных подходов к театру кукол, столь необходимых сегодня, в период, когда театр снова переживает кризис, как это было в начале XX века.
Текст печатается по изданию “Аполлон”, № 3, 1916.
МАРИОНЕТКА
Основной элемент театра – движение – выкристаллизовался в чистом виде в театре марионеток. Марионетка дает театральную формулу без телесной экспрессии. Подобно тому, как алгебраические знаки заменяют определенные числовые значения, условное тело марионетки заменяет реальное человеческое тело.
Марионетка создана человеком по своему образу и подобию. Копия – это художественное творение, полное своей собственной таинственной жизни. Подражание превращается в творчество.
Не марионетка сравнивалась с человеком, а, наоборот, человек сравнивался с марионеткой, которая стала символом человека в мире. Философы и поэты всех времен сравнивали человека с марионеткой, которая в театре жизни исполняет чужую авторскую волю. Струны марионетки – это диктат разума и страсти. Сатира Персия направлена на человека, подверженного страстям. Персий описывает, как жадность, похоть и другие страсти повелевают человеком и заставляют его идти туда, куда они его тянут. Марк Аврелий в своих речах призывает нас противопоставить твердую волю страстям: “Не позволяйте тому, что должно управлять вами, быть подчиненным и движимым нитями….. Однажды осознайте, что в вас есть нечто более благородное, чем то, что движет страстями, которые вас привлекают. Как нитки”.
Сравнение Божьей воли с искусством управления марионеткой сохранилось и в христианском мире. Епископ пятого века Синезий сравнивает непрерывное действие Божьей воли во вселенной с искусством марионетки, которая “продолжает двигаться даже тогда, когда рука, управляющая ею, перестает дергать за ниточки”. Кукла, как и в древнем мире, часто является символом непостоянства земной жизни.
Марионетка не является продуктом воли одного человека, ее происхождение остается неизвестным. Считается, что родиной куклы являются храмы. Так же, как невозможно найти создателя первой песни, невозможно определить создателя первой куклы. Историки считают, что предками марионеток были древнегреческие статуи богов, которые двигали головой или руками, отвечая на вопросы жреца или указывая путь в торжественной процессии. Греческие статуи, которые двигались благодаря механическому воздействию или нагреванию ртути, птицы, которые летали благодаря нагреванию содержащегося в них газа, так называемые “ртутные головы”. – создание которых приписывается ряду известных физиков, положили начало театру автоматов, который процветал в Древней Греции и впоследствии существовал во всех странах. Трудно установить какую-либо преемственность между марионетками и механическим движением статуй.
Фигуры, движущиеся на струнах, упоминаются Геродотом в его описании праздника Вакха-Осириса в Египте. Женщины разносили по деревням символические фигурки, олицетворяющие творческую силу, и носили их на нитке: Перед ними выступал флейтист, а за ним пели женщины”. Таким образом, первые известные куклы служили воплощением жизни и творческой силы.

Так закончилось участие подвижных фигур в богослужении. Но судьба марионетки не изменилась. Итальянские, испанские и английские марионетки сохранили древнюю тайну почти до наших дней. В 18 веке английские марионетки уже свободно разыгрывали сцены из священной истории. В Британском музее хранится плакат одного из таких представлений – “Сотворение мира”, позже дополненного “Потопом”.

Марионетка всегда была религиозной. Куклы с их гибкими, пронизанными нитями телами выступали как живые образы сцен из божественной истории. Слова пояснения, как в древней кантике (песня, монолог в комедии), сопровождали действие, указывая на то, что было близко и понятно всем.
Мюнхенский музей кукол пытается воскресить итальянские картины-загадки. Мадонна, Иосиф, фарисеи, купцы в храме и волхвы позируют и располагаются на фоне различных сцен, изображающих сцены у яслей, бегство в Египет и изгнание купцов из храма. Это создает огромную галерею шоу-театров, но чрезмерно искусное, холодное и точное расположение фигур на фоне перспективных реальных декораций, различные эффекты современного театрального освещения – разрушают живую душу куклы и лишают ее религиозного настроения. Эти витрины под стеклом, освещенные разноцветными электрическими лампами, напоминают склянки с алкоголем, в которых когда-то содержались живые существа.
Гораздо более живыми являются куклы из антикварных магазинов в Риме. Небрежно разложенные в ящиках антикваров, словно дремлющие в долгом сне, эти древние проявления народного религиозного чувства сохраняют чистоту своих ранних дней уже более двух столетий. Скромные Мадонны из дешевых маленьких театров в тихих платьях – часто в красных тонах старых итальянских мастеров и в синих плащах – соседствуют с драгоценными Мадоннами в расшитых золотом и серебром платьях; Драгоценная ручная вышивка на одежде Мадонны у яслей, красота молодого и мужественного Иосифа, любовная нежность, с которой они относятся к мягким волосам Мадонны, спадающим на шею и скрученным в легкий узел, тонкие, раскидистые пальцы с их очаровательными движениями, стройные, узкие, аккуратно обрезанные ноги в позолоченных сандалиях даже под одеждой – все это рисует характер наивной, таинственной истории.
Группы юных Мадонн, впервые с благоговением приветствующих своих суженых, или Мадонна-подросток в голубом платье, склоняющаяся перед грациозной Анной, пухленькие ангелы с нежными, почти плачущими лицами, смуглые пастухи, поющие хвалебные песни, черные фигуры волхвов в расшитых золотом одеждах – полные странного, полуязыческого чувства, все еще живого в них. Они вызывали у своих зрителей страстные муки религиозной любви, и это давало им вечную душу.
Эти фигурки шестнадцатого и семнадцатого веков, сохранившиеся в большом количестве по всей Италии, показывают, какой была мистерия кукол. Божественная история стала поэтической легендой, которая не могла видеть Иосифа стариком, не могла видеть Царицу Небесную в лохмотьях. Изображая Мадонну, они стремились к совершенству. Пленительные лица этих королевских кукол, послушная нежность их маленьких, стройных тел, тонкие, словно прозрачные руки – они хранят очарование чистоты и нежности.
То же имя, которое Мадонна дала кукле. Мари, Марион, Марионетта – это имена маленьких куколок, которые верующие приносили к алтарю Мадонны. Эти изображения, изначально неподвижные, позже появлялись в загадках, пока в конце концов “марионетка” не стала общим названием для всех марионеток, двигающихся на струнах.

Название куклы отражало религиозную страсть людей, создавших ее: Мадонна является вершиной любви и творчества – и нежная душа куклы была облечена в ее имя.

Тайна Бога сочеталась с тайной человека, помещенного между силами добра и зла. Кукла выражает обобщающую моральную мысль. Кукла создала “Тайну человека”, первую трагедию о Фаусте; в этом произведении народного искусства наиболее ярко проявились характерные черты кукольного театра. Трагедия “Фауст”, написанная ранее XV века, дошла до нас в нескольких вариантах. Кукольный Фауст – это трагедия человеческой воли, восставшей против Творца.
Фауст хочет противопоставить человеческую волю божественной, он стремится к свободе от всех запретов и законов, установленных Творцом на земле. Отвергнув теологию, которая не дала ему “камень мудрости”, он предается нигромантии (гаданию, предсказанию будущего с помощью мертвых), кощунственно пытаясь постичь все тайны мироздания; овладев искусством вызывать духов, он призывает рой демонов и выбирает из них достойного раба для своих желаний. Осознавая быстротечность их сиюминутной силы, он желает прежде всего дара скорости. С помощью этой скорости он преодолевает основной закон жизни – ее хрупкость. Фауст выбирает Мефистофеля, быстрый как “переход от добра ко злу”, или, по другой версии, “от первого греховного шага ко второму”. Она отвергает “скорость сил природы”. – буря, ветер, свет. Даже “скорость человеческой мысли” слишком мала для его желаний, и он отвергает ее так же, как отвергает скорость “мести карателя”. Фаустус не верит в быстроту божественного возмездия: “Быстра ли Его месть? Я еще живу. И все равно грешить”.
Святотатственное пренебрежение к небесному возмездию напоминает Дон Жуана в исполнении Тирсо ди Молина. Добрые и злые духи, окружающие Фаустуса справа и слева, а иногда появляющиеся в облике ворона и голубя, борются за его душу, пытаясь повлиять на него своими советами и предостережениями. Но Фауст глух к словам и мольбам доброго гения.
Он наслаждается временной, кажущейся свободой. Он не раб на земле, а господин. Все подчинено его воле, он стремится к власти и свободе желаний ради одного только этого чувства. Для чего он использует свою новую силу, для него не имеет значения, его желания не направлены на достижение конкретной цели. И его приключения не составляют всей его жизни, а являются лишь проявлением его свободы и силы. Господин Фаустус чувствует себя свободным от воли того, само имя которого заставляет его трепетать: он считает себя свободным, став рабом раба, он думает, что победил, будучи побежденным.

Кукла

КУКОЛКА КУКОЛКА

Игрушки-руки и не только с любовью от отечественного производителя (опт, розница)

Мы работаем по всей России: с физическими и юридическими лицами (включая государственный сектор)

Наши телефоны (с 10 до 19 по Москве):

Москва (розничная и оптовая торговля) +7(495)9792185, +79013562185, +79852402240

Санкт-Петербург (розница, опт, шоу-рум) +7 (812) 988-97-26, +79500389079,

Изготовление кукол своими руками

Марионетка – вид игрушки, которая создается для театра. Фигурка приводится в движение человеком-кукловодом с помощью струн, прикрепленных к конечностям игрушки. В основном для создания используется ткань, но некоторые детали все же изготавливаются из других материалов.

История марионеток

Первые фигурки с подвижными частями тела появились в обозримом прошлом как участники религиозных мероприятий. Это были статуи богов, в честь которых совершались ритуальные действия. Вначале у этих фигур или статуй были повернуты назад только головы, земное воплощение бога как бы осматривало собравшуюся толпу и оценивало степень ее раболепия и покорности. Чтобы у людей были разные чувства по этому поводу, выражение лица этих статуй также было разным – от улыбки до возмущения.

Подобное происходило и в Древнем Египте во время ежегодных празднеств в честь Осириса. Жрецы во время религиозных процессий несли статуи с вращающимися головами. Все они представляли бога, которому было посвящено действо. У стен храма в древнем Иераполисе были установлены статуи, которые также имели вращающуюся голову, наблюдая за входящими людьми. Это было необходимо для создания соответствующей атмосферы, а также для поддержания непререкаемого авторитета религиозных деятелей.

Внимание! В Древнем Риме фигура Юпитера головой указывала направление, в котором его следует нести, а кивком головы обозначала место остановки, где сбывалось пророчество божества.

Следует отметить, что такие фигурки и статуэтки вовсе не назывались марионетками. И даже трудно назвать их марионетками. Скорее, они послужили прототипом для марионеток и примером для их создания. Это произошло, когда мастера начали делать уменьшенные копии божественных статуй и других фигур, способных имитировать человеческие движения.

Мастера награждали маленькие фигурки большими возможностями – у них двигалась не только голова, но и руки, ноги, даже глаза и нижняя челюсть были подвижными. Для управления куклами изобретались все более сложные механизмы, схемы соединения подвижных частей. В результате куклы могли сидеть, вставать, ходить, танцевать, совершать сложные движения и жесты, понятные любому человеку. Эти куклы стали постоянными посетителями всех пиров, банкетов и приемов. Они были подвешены к ели.

Особенности кукол

У куклы-марионетки есть одна очень важная особенность, которая отличает ее от других игрушек. Марионетка – это именно театральная игрушка, которая живет на сцене уже несколько тысячелетий. Самые искусные мастера по изготовлению марионеток находились в Италии, поэтому именно эта страна является прародительницей этих кукол. Отсюда и происходит название “марионетка”. В Венеции существовал обычай выдавать замуж одновременно несколько девушек. 12 девушек вышли из своих домов в белых платьях и отправились в церковь, где их ждали женихи.

Важно! Это было общегородское публичное мероприятие. Поэтому семья каждой девушки старалась показать свое богатство, украшая невесту золотыми украшениями.

В 944 году, в год проведения фестиваля, прекрасные невесты были похищены пиратами, которые высадились на берег и увезли их на своих кораблях. Женихи отправились в погоню за ними, догнали своих врагов и отомстили за ограбление и бесчестье девушек. После этого события в Венеции был учрежден праздник Марии (возможно, так звали одну из девушек). В конце концов, городским властям стало невыгодно организовывать этот фестиваль. Тогда было решено сделать 12 больших кукол.

Установленный ритуал был сохранен. Городская казна не пострадала – праздничные костюмы кукол не менялись в течение многих лет. Куклы жениха и невесты были немного больше роста человека, их стали называть “Большие Мэри” или “Мэрионы”. Искусные мастера делали мини-копии невест для горожан. Так маленькие Мари стали называться марионетками. Это название распространилось по всему миру.

Пожалуйста, обратите внимание! Игра с куклами развивает у детей речь, мышление, понимание окружающего мира и любознательность. Художественная игрушка учит самостоятельности в принятии решений, навыкам общения, умению искать компромисс и оценивать свои и чужие поступки.

Популярность марионеток постоянно растет. Уже в Древнем Риме в каждом знатном доме была коллекция собственных самодельных кукол. Они были одеты в тщательно продуманные костюмы, располагались в различных позах, имитируя фрагменты современных театральных представлений. Чаще всего в богатых домах такой кукольный театр располагался в фойе, чтобы все гости могли видеть богатство хозяев, их основные вкусы.

Был бум ходячих артистов с куклами Пиноккио, которые показывали представления с одной или двумя куклами на улицах. Во время этих выступлений исполнители играли на музыкальных инструментах. Куклы танцевали в ритме музыки, затем кланялись и поворачивались к зрителям за наградой. Как правило, это были безобидные развлечения, которые благосклонно воспринимались всеми слоями общества.

Наиболее успешные странствующие артисты увеличивали свой театральный арсенал. Марионетки на тонких ниточках становились все сложнее, и для управления ими приходилось привлекать других исполнителей. Так появились первые кукольные театры с марионетками, определившие основное предназначение куклы с ее подвижными частями тела, сделавшие сцену ее призванием.

Материалы, необходимые для изготовления куклы

Прежде чем вы узнаете, как правильно сделать веревочную куклу своими руками, вам необходимо обзавестись следующими материалами:

  • готовый рисунок;
  • Маленький шарик из стиропора. Его можно приобрести в специализированных магазинах для ремесленников. Если такого мяча нет, можно использовать резиновый теннисный мяч, пластиковый или синтетический мяч;
  • белая трикотажная ткань 16×16 см (для головы);
  • Крученая ткань 30×20 см (для туловища);
  • Моток толстой веревки: 35-40 см (для ног), 20 см (для рук);
  • Клей ПВА;
  • 2 тонкие, узкие палочки (для “коромысла”)
  • Лоскутки ткани (можно использовать обычную кукольную одежду. Многие хозяйки выбирают покрой наряда в соответствии со своими пожеланиями);
  • Кусочки цветного фетра или цветной бумаги;
  • Соломинки для плетения (мулине – лучшая альтернатива)
  • клейкая лента;
  • карандаш;
  • тонкая нить;
  • картон (шаблон);
  • ножницы;
  • правитель.

Пошаговые инструкции о том, как сделать куклу самостоятельно

Игрушка-марионетка изготавливается вручную очень легко и просто. Вы можете вовлечь своего ребенка в этот увлекательный процесс. Совместная работа дома может привести к созданию забавной куклы, например, кукольной собаки. Нитяную куклу в домашних условиях можно сделать из разных материалов:

  • пластилин;
  • дерево;
  • нить.

Пошаговый мастер-класс по изготовлению головы марионетки

Чтобы сделать игрушку-марионетку своими руками, нужно вырезать кусок ткани 20х20 см, можно взять кусок старой футболки или носков (так удобнее).

Оберните воздушный шар тканью, хорошо растягивая ее. Затем обвяжите ткань толстой нитью. На шее могут остаться складки, но вы можете не беспокоиться о них. Они могут быть скрыты одеждой, волосами или аксессуаром, например, шляпой.

Аккуратно вырежьте из бумаги глаза, рот и нос. Использование “мулине” для плетения косы. Волосы крепятся с помощью клея ПВА.

Первоначально делается “закрутка”, но менее плотная, чем для народной куклы. Лучше сделать свободный. Так вы сможете легко сложить его пополам. Это будет служить туловищем. Протяните нитку в складку – это будут ножки. Голова крепится к верхней части туловища.

Для куклы нужно сшить костюм своими руками из платья-солнца или брюк. Используйте лоскут прямоугольной формы, ширина которого примерно в 2,5 раза больше объема “рулета”. Нанижите верхнюю часть платья на двойную нить, наденьте его на куклу, затяните и завяжите узел. Халат почти готов.

В этом варианте можно сделать легкие пышные рукава из прямоугольных кусков ткани, сшив их вместе, а затем сложив по тонкой нити. Рукава пришиваются в месте соединения с платьем или рубашкой.

Чтобы сделать ноги с руками, нить наматывается на кусок картона, затем снимается и завязывается узлом. Это позволит создать помпон. Вам потребуется 4 штуки. Помпоны можно прикрепить к краям ниток рук и ног. Теперь марионетка готова. Красивый бант можно использовать в качестве повязки на голову. Для изготовления обуви лучше всего использовать нитки. Ожерелье можно надеть на шею в качестве украшения.

В заключение следует отметить, что игрушка-марионетка ручной работы принесет массу положительных эмоций, как во время ее создания, так и во время игры с ней.

KuklaStadt – сайт о куклах, об истории кукол, о жизни кукол, обо всем, что их окружает и что для них делается

Добро пожаловать, уважаемые посетители сайта “KuklaStadt”!

Куклы

  • Статья из категории Материал: Разное
  • Дата публикации: 04-04-2016 r.
  • Дата обновления: 22-05-2017 r.
  • Автор статьи: Иван Сухарев
  • Количество просмотров: 21697

Краткое содержание статьи:

– Интересно, когда наконец появилась первая кукла, похожая на меня? – Веселина спросила меня сегодня, не по обыкновению неторопливо появившись в мастерской.

– ‘Хм, ну привет, это во-первых, – сказал я, – а во-вторых, что значит “ты мне нравишься”? Умная и красивая?

– Ну, не без этого, конечно, – сказала она, – но я спрашивала о марионетках, которые двигаются, как вы, люди, и которыми можно управлять с помощью ниток или палочек.

– А, так вы имеете в виду марионеток, – понял я, – и почему вы вдруг так заинтересовались этим?

– Некоторые торговцы рассказывали мне о марионетках, но я ничего о них не знаю. Поэтому я пришла к вам, – она села в кресло и стала выжидательно смотреть, ожидая моего рассказа.

– Послушай, я расскажу тебе то, что знаю.

Как появились куклы

Фигура с движущимися частями тела впервые появилась в обозримом прошлом как участник религиозных мероприятий. Это были статуи богов, в честь которых проводились ритуальные действия, процессии, церемонии и подобные мероприятия. Вначале у этих фигур или статуй была повернута только голова – земное воплощение бога, как будто они хотели посмотреть сквозь собравшихся людей и оценить степень их раболепия и покорности. Чтобы люди испытывали разные чувства, выражение лица этих статуй также было разным: от улыбки до возмущения.

Подобное происходило и в Древнем Египте во время ежегодных празднеств в честь Осириса – жрецы во время религиозных процессий несли статуи с поворачивающимися головами. Все они представляли бога, которому было посвящено действо. На стенах храма в древнем Иераполисе у входа были установлены статуи, которые также поворачивали головы, чтобы внимательно посмотреть на входящих людей. Это было необходимо для создания нужной атмосферы и поддержания непререкаемого авторитета религиозных деятелей. В Древнем Риме фигура головы Юпитера указывала направление, в котором его должны были нести, а кивком головы – место, где было сделано предсказание божества.

Следует отметить, что такие фигуры и статуи не назывались куклами, откуда взялось это название, мы скажем позже, да и называть их марионетками – слишком большая натяжка. Скорее, они послужили прототипом для марионеток и примером для их создания. Это произошло, когда мастера начали делать уменьшенные копии божественных статуй и других фигур, способных имитировать человеческие движения.

Эти маленькие фигурки обладали огромной силой – двигалась не только голова, но и руки, и ноги, и даже глаза и нижняя челюсть были подвижны. Куклы имели все более сложные механизмы управления, схемы соединения подвижных частей, поэтому они могли садиться, вставать, ходить, танцевать, выполнять сложные движения и жесты, понятные всем. Эти куклы были постоянными участниками всевозможных торжеств, включая пиры и банкеты.

– Играли ли эти взрослые люди с куклами во время еды? – с сомнением спросила Веселина.

– “Да, представьте себе, и с большим удовольствием”, – отвечаю я ей, хотя мне самому трудно представить пьяных египтян или римлян, раскладывающих кукол на столе. Но в конце концов все так и было.

Прошло совсем немного времени, и марионетки полностью перешли в руки народа. Там, где были люди, появлялись марионетки. Они присутствовали на всех праздниках, участвовали во всех религиозных мероприятиях и жили почти в каждом доме. Все великие изобретатели, ученые, мыслители и философы, писатели и поэты обращали внимание на таких кукол. Статуя Венеры, сделанная Дедалом, не только поражала своим реалистичным сходством с живой женщиной, но еще больше впечатляла зрителей своей способностью самостоятельно совершать, казалось бы, произвольные движения. Дедал, как и Архимед, Архитес или Евдокс, разработал и усовершенствовал сложные механизмы, которые находились внутри марионетки и использовались для создания иллюзии движения живого организма. Сократ очень часто в своих трудах приводил характеристики марионеток для сравнения с характеристиками человека. Он постоянно наблюдал за движениями марионеток на улицах.

Широкое использование кукол для религиозных праздников означало, что из них делали не только статуи богов, но и многочисленные фигурки чудовищ, существующих и несуществующих животных с головами, лапами и хвостами, которые двигались в процессиях.

– А из чего делались такие куклы? – Еще один вопрос я услышал от Веселины, которая полностью погрузилась в атмосферу древних цивилизаций.

Эти куклы с подвижными частями были сделаны из твердых материалов – дерева, металла, слоновой кости. Конечно, большие фигуры весили очень много, и иногда для их перемещения привлекалось до нескольких десятков человек. Маленькие марионетки, которые сейчас перешли в разряд игровых кукол, делали из тех же материалов, соединяя части тела проволокой с помощью колец и крючков.

Марионетка – театральная кукла

Куклы становились все более популярными, и уже в Древнем Риме в каждом знатном доме была коллекция собственных самодельных кукол. Они были одеты в причудливые костюмы и располагались в различных позах, имитируя фрагменты современных театральных постановок. В богатых домах было принято устраивать такой кукольный театр в фойе, чтобы все гости могли воочию убедиться в богатстве, вкусах и пристрастиях хозяев.

В то же время наблюдался бум бродячих кукловодов, которые выставляли одну или две куклы на улицах. Во время этих представлений артисты играли на инструментах, а куклы танцевали под ритм музыки, после чего кланялись и поворачивались к зрителям за вознаграждением. Обычно это были безобидные развлечения, которые в Древней Греции и Древнем Риме были приняты очень благосклонно всеми социальными классами.

В некоторых случаях наиболее успешные бродячие артисты расширяли свой театральный арсенал – марионеток становилось больше, они становились сложнее, и для их постановки приходилось нанимать других артистов. Так возникли первые кукольные театры с марионетками, которые определили основное предназначение кукол с подвижными частями тела и сделали сцену своим призванием.

– Какие роли выбрали для себя кукловоды? – Веселина была серьезно увлечена этой темой.

На сцене в основном представлялись сатирические сценки и пантомимы. Театр часто высмеивал социальные проблемы, недостатки власти и даже пороки правителей. Театральная кукла стала выразителем общественного мнения по самым важным вопросам общественной жизни. Конечно, власть имущим это не нравилось и приводило в ужас, но они мало что могли с этим поделать – слишком велика была популярность кукольных театров в народе.

Театральные куклыКукольный клоун

Кукольные театры были самым популярным развлечением в Европе в первые века новой эры. Существовали целые династии кукольников, которые делали марионеток и ставили их на сцене. Писатели и поэты писали произведения специально для них, это был очень престижный и прибыльный бизнес – самые известные театры процветали во всех отношениях.

Сейчас в это трудно поверить, но несколько тысяч лет назад куклы были настолько популярным увлечением, что на них обращали внимание не только простые люди, буржуазия и светская аристократия, но и высшие правители стран. Например, сирийский царь Антиох (о котором история скромно умалчивает) не только всячески приветствовал марионеток, но и сам охотно и с большим мастерством пользовался ими, участвуя в театральных представлениях. Более того, весь королевский двор находился во власти этих фигур; они были повсюду и пользовались особым расположением короля и его придворных.

– Это замечательно! Я бы хотел жить в таком королевстве долгое время! – Веселина мечтала оказаться в окружении нескольких сотен различных кукол.

Уличные артисты, развлекавшие публику своими кукольными представлениями много веков назад, все еще существуют. Конечно, сейчас их гораздо меньше, но и в наши дни можно увидеть то же самое:

Кукла-слонКукла-слон. Фрагмент процессии гигантских марионеток во Франции. Этот слон весил более 40 тонн, а его фигура была высотой с трехэтажный дом. Ходячий слон вызывал восторг, но когда он вдруг облил их водой из своего хобота, радости и удивлению не было предела.

Кукла – детская игрушка

– Разве дети не играли с этими куклами? – Веселина с тревогой задает следующий вопрос.

– Конечно, они это сделали, я просто забыл об этом упомянуть.

Кукла попала в руки детей в то время, когда появились домашние кукольные театры. Вначале так и было – не очень удачные экземпляры театральных кукол не выбрасывали, а отдавали детям для игры. Позже стали делать специальные игрушки для детей – это были, так сказать, упрощенные версии марионеток, без каких-либо механизмов, а иногда даже без систем управления. Это были простые фигурки с головами, руками и ногами, свободно болтающимися на крючках. Дети с удовольствием играли с этими куклами, имитируя игры взрослых и уличный театр.

Куклы были любимыми игрушками детей, а в прошлом, как мы знаем, когда человек умирал, его хоронили с теми вещами и предметами, которые были особенно дороги ему при жизни. Так ученые обнаружили в египетских детских гробницах, помимо изображений кукол с отдельными частями тела, еще и самих кукол с подвижными частями. Древние греки и римляне часто помещали на детских гробницах изображения отдельных кукол или иногда группы кукол, имитирующих какую-либо сцену.

Происхождение имени Марионетта

– Я думаю, – неуверенно начала Веселина, – что эти куклы не всегда назывались марионетками. Откуда взялось это название?

– Да, действительно, слово “марионетка” итальянского происхождения и появилось в кукольном обиходе довольно поздно – в середине 9 века нашей эры.

Вообще, надо сказать, что в наше время кукольный театр ассоциируется с театральными куклами, и это справедливо, ведь именно на сцене кукла выжила за несколько тысячелетий, пользуясь заслуженной популярностью. Итальянцы были самыми искусными мастерами кукольного искусства; будучи наследниками римских странствующих художников, они имели наибольший опыт в кукольном искусстве.

Поэтому Италия по праву считается родоначальницей театральных марионеток, и именно в этой стране возникло название этих кукол. Это происходило следующим образом. Раньше в Венеции было принято выдавать замуж одновременно несколько невест. Двенадцать девушек в свадебных платьях в определенный час выходили из своих домов в направлении церкви, где их уже ждали женихи. Это событие было публичным и важным для всего города, поэтому каждая семья хотела показать свое богатство, и наряды невест украшались драгоценностями и золотом.

Все было хорошо, пока в 944 году внезапно не высадились пираты, похитили всех девушек и увезли их на своих кораблях. Женихи, которых поймали пираты, мстили за грабеж и за нарушение чести своих невест. После их возвращения Венеция целую неделю праздновала освобождение девушек и героизм юношей. Так был установлен ежегодный праздник Марии (возможно, так звали одну из невест?).

В первые годы традиция тщательно соблюдалась, но затем стали возникать трудности. В то время невозможно было найти 12 невест, либо эти невесты не хотели выходить замуж именно в этот день, а городская казна несла значительные убытки, так как богатство нарядов невест обеспечивалось за государственный счет. Поэтому было решено сделать больших кукол, которых будут вести в собор, как настоящих невест. При этом ритуал сохранялся – по-прежнему можно было законно праздновать целую неделю, а бюджет не страдал – костюмы кукол не менялись из года в год.

– Вот как марионетки спасали невест и городскую казну тысячу лет назад! – с трепетом сказала Веселина: – Что бы люди делали без кукол? Я не понимаю, откуда взялись эти марионетки?

– Вы так торопитесь, что перебиваете меня на последнем слове!

Эти куклы, которые использовались в качестве женихов и невест, были немного выше человека, поэтому на празднике Марии их называли Большими Мариями или Марионами. А поскольку весь город принимал участие в этом празднике, ловкие мастера стали делать маленькие копии Марион с подвижными головой, руками и ногами. Соответственно, маленькие марионетки стали называться марионетками. Это привело к названию кукол, которое сразу же было принято и распространено по всему миру.

– Это здорово, а что еще вы знаете о куклах? – спрашивает Веселина.

– Видите ли, мы можем долго говорить о куклах и марионетках. Но давайте на сегодня остановимся, потому что мы уже завязли, уже поздно, а в Кукластадте должны быть незавершенные дела. Мы поговорим об этом в другой раз, хорошо?

– Ладно, я оставлю это на потом, но не забудьте про марионеток! – И они устремляются в город.

Что ж, на этом я прощаюсь. Напишите свои впечатления о статье в комментариях. Возможно, что-то нужно добавить или, наоборот, убрать. Если статья показалась вам интересной, опубликуйте ссылки на нее в своих социальных сетях. Спасибо за внимание, удачи всем, пока.

Если вы увлекаетесь историей кукольного искусства, в частности историей возникновения и развития театральной марионетки, я рекомендую вам эту книгу: “Йорик”. История марионетки. М., 1990. Репринт.”, материалы которого я использовал, в том числе, при написании этой статьи.

Все иллюстрации к этой статье выполнены Ангелиной Дегтяревой. Если у вас есть вопросы или предложения к автору – отправьте их по электронной почте из вкладки “Контакт”.

Не стесняйтесь поделиться своим мнением об этой странице со всеми своими друзьями в социальных сетях:

Читайте далее:
Сохранить материал?