Искусство резьбы по драгоценному или полудрагоценному камню.
Добрый вечер, дамы и господа. Пятница! Это Столичное шоу “Поле чудес”! И как обычно, под аплодисменты зрителей, я приглашаю в студию трех конкурсантов. А вот и задание на этот раунд:
Вопрос: Искусство резьбы по драгоценному или полудрагоценному камню. (Слово из 8 букв.)
Глиптика (8 буквенных слов.)
Если этот ответ не подходит, воспользуйтесь формой поиска.
Мы постараемся найти среди 775 682 фраз 141 989 слов .
Резьба по камню – что это, откуда название, 8 букв?
Одним из древнейших видов искусства является резьба по камню. Можно использовать не только драгоценные и полудрагоценные камни, но и поделочный или строительный камень и даже обычную гальку.
Искусство создания женских украшений из камней, таких как драгоценные камни, камеи и инталии, все еще очень живо.
Этот вид искусства называется глиптикой, от греческого glyptike, означающего “вырезать”.
Ответ – глиптицизм..
Существуют различные варианты. Из восьми букв одинаково подходят как “коррер”, так и “окладчик”. Такер окружает зверя. Это означает, что она не позволяет животному выходить за пределы определенной территории. Постепенно эта территория становится все меньше и меньше. И когда зверю остается лишь клочок территории, охотник вступает в бой и загоняет зверя до смерти. В свою очередь, охотник гонит зверя на охотника, сидящего в засаде. Попробуйте его в обоих вариантах – в качестве загонщика или финишера.
Современный газон для беговых дорожек и многих спортивных площадок – это высокотехнологичный продукт с определенными параметрами жесткости, упругости и трения. Цветовая палитра верхнего эластичного слоя разнообразна.
Синтетический материал, используемый для покрытия взлетно-посадочной полосы, – RECORTAN.
Гибридная комбинация парашюта и планера появилась относительно недавно. От классического парашюта он унаследовал мягкую строповую подвеску пилота, отсутствие жесткого каркаса в тканевой оболочке и плечевых ремней (в некоторых моделях). Как и планер, гибрид способен не только спускаться с неба на землю, но и совершать самостоятельный управляемый полет, а при благоприятных условиях и мастерстве пилота может также набирать высоту. Это изобретение называется параплан. Форма крыла и способность взлетать с земли также унаследованы от планеров, в том числе в некоторых моделях. Такие модели имеют увеличенные размеры крыла. При хороших ветровых условиях параплан может начать полет с небольшого места на земле. Однако эти модели довольно опасны. Из-за больших размеров их навесы склонны к самостоятельному складыванию. При меньшем куполе необходимо взлетать с возвышенности, как это делают дельтапланеристы. Также можно прыгнуть с самолета или вертолета. Для этого предназначены крылья, установленные на стойках. Моторные парапланы также доступны. У их пилотов двигатель с толкающим пропеллером закреплен за спиной на жгуте, почти как у Карлссона, который живет на крыше. Я бы также добавил, что параплан, который может летать горизонтально, облегчает приземление в заданной точке, подобно парашюту. Мой ответ – параплан.
Пастуху трудно в одиночку ухаживать за стадом или отарой, поэтому у него всегда есть помощник. Обычно это подросток. Он помогает им управлять животными и перемещать их с одного места на другое. Это не очень тяжелая работа, но и не легкая. Приходится вставать очень рано, находиться на улице целый день в любую погоду, наблюдать за животными и знать их повадки. Помощника называют предателем. Рядом с человеком-помощником всегда присутствует овчарка.
Старший певчий в часовнях, церквях, храмах называется ашером. Стайман отличается от обычных певцов тем, что, помимо пения на одном уровне с другими певцами, он устанавливает порядок, в котором поются псалмы. Мой вариант ответа – стюард.
Скульптура в камне
Слово “глиптика” вошло в русский язык из греческого. В буквальном переводе это слово означает “вырезать” и “высекать”. Таким образом, искусство глиптики – это вид резьбы на поделочных, полудрагоценных и драгоценных камнях.
Глиптика – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, который требовал от мастеров специальных знаний и высокого уровня мастерства. Минералы с выгравированными на них изображениями называются драгоценными камнями. Они издавна использовались в качестве украшений, печатей, талисманов и амулетов.
Виды драгоценных камней
Существует два типа драгоценных камней, которые различаются по технике исполнения:
- Инталия – Это драгоценные камни с более глубоким изображением.
Инталия с изображением Эроса
- Камеи – Драгоценные или полудрагоценные камни с рельефным, выпуклым изображением.
Разница между инталиями и камеями заключается в том, что инталии одноцветные, а камеи – многоцветные и разноцветные. Оба вида драгоценных камней с древних времен использовались для изготовления печатей, ювелирных изделий и декоративных предметов для украшения дома.
Камеи
Производство драгоценных камней
Интальо и камеи изготавливаются как на мягких видах камней, так и на твердых минералах. Все виды камней обрабатывались вручную или с помощью простых машин с вращающимися ножами. Среди видов мягкого камня можно перечислить следующие, наиболее популярные у мастеров:
- Стеатит – Этот минерал по сути является разновидностью плотного талька. Стеатит имеет много других названий: восковой камень, ледяной камень, талькохлорит, туликиви (что в переводе с финского означает “горячий камень”), мыльный камень и жирный камень.
Штампы из стеатита – инталия
- Гематит – это широко распространенный минерал железа, одна из важнейших железных руд. Греческое слово, обозначающее этот минерал, означает “кроваво-красный”. В разговорном языке гематит называют красным железным камнем.
Брошь “Камея в зеркале” на гематите
- Серпантины – Серпентин – это научное название минерала, который широко известен как серпентин. Назван так из-за своей цветовой гаммы, похожей на змеиную кожу.
Кулон “Тюльпаны” из серпентина.
Древним мастерам не требовалось сложное оборудование для изготовления инталий и камеи. Набора сильных резцов, специального станка и нескольких видов абразивов было достаточно для создания рисунков на очень твердых видах минералов, включая
- Агат – Агат является разновидностью кварца и представляет собой минерал с полосчатым рисунком, часто имеющим форму глаза. Агат – очень красивое украшение.
Подвеска-камея “Золотая рыбка” с цельным агатом
- Сердолик – является разновидностью халцедона. Он может быть оранжевым, желто-коричневым, ярко-желтым, оранжево-красным и розово-красным.
Камея с сердоликом ” Заколдованный замок
- Гранат относится к группе минералов и представляет собой прозрачный, очень красивый камень темного и кроваво-красного цветов – альмадин и пироп.
Кольцо с камеей на агате
- Халцедон – является разновидностью кварца. Этот полупрозрачный минерал может быть окрашен в различные цвета, каждый из которых имеет свое название: красный – сердолик, коричнево-красный – сардин, зеленоватый – хризопраз, синий – сапфир, а тусклый темно-зеленый с красными полосами – гелиотроп.
Камея на халцедоне
- Хрустальный камень – представляет собой чистый диоксид кремния природного происхождения. Благодаря своей абсолютной прозрачности и высокой декоративной ценности этот минерал с древних времен использовался для изготовления ювелирных изделий и предметов роскоши. Сегодня камеи и инталии могут быть изготовлены также из обычного или синтетического хрусталя или специально ограненного стекла.
Прозрачная камея в хрустале
- Sardonyx – является разновидностью известного минерала оникса. Сардоникс характеризуется окраской с чередующимися слоями красновато-коричневого и белого цвета.
Сардоникс камея
Для обработки этих минералов использовались абразивы, поскольку обычные металлические инструменты не подходили для работы с ними, так как не могли даже поцарапать их поверхность.
Кроме того, камеи и инталии могут быть выполнены на слоновой кости, пропитанном стекле или мраморе.
Камея “Леди” в мраморе
Следовательно, глиптика – это искусство резьбы по драгоценным, полудрагоценным и поделочным камням. Это один из самых древних видов искусства, который берет свое начало в глубокой древности.
Многие примеры рельефных изображений на минералах сохранились до наших дней, поскольку исключительная прочность материала сделала их поистине вечными произведениями искусства, на которые почти не влияет время.
Инталия “Красотка
Инталии в виде печатей были довольно сложны в изготовлении, так как сюжет или образ, изображенный на них, должен был работать в обратном, зеркальном виде. Кроме того, изделия обычно были очень маленькими, поэтому мастер мог потратить много времени на изготовление одной инталии.
Инталия на янтаре
Искусство глиптики в античности
Искусство резьбы по камню уже было хорошо известно египтянам и ассирийцам. Древнеегипетские, шумерские, вавилонские и ассирийские драгоценные камни чрезвычайно красивы и изящны.
Самые ранние произведения глиптического искусства, созданные в Месопотамии и Египте, относятся к 4 тысячелетию до н.э., что свидетельствует о высоком уровне развития этого ремесла в этих странах. В основном это были инталии, на гравюрах которых изображались композиции на мифические темы.
Египетские инталии
Известны еще более древние глиптические работы. Это знаменитые драгоценности из Урарту, изготовленные между 9 и 7 веками до нашей эры. Существуют также иранские драгоценности, изготовленные в шестом-пятом веках до нашей эры.
Печати Древнего Египта обычно имели форму священного жука-скарабея. На их нижней стороне были выгравированы иероглифы или изображения мифических фигур. Но портреты людей впервые появились на ювелирных изделиях с Крита (3-2 тысячелетие до н.э.).
Искусство глиптики достигло своего расцвета в Древней Греции и Риме, где из драгоценных и полудрагоценных камней создавались уникальные образцы.
Греческие геммы часто принимали форму скарабеев из Египта. В 5-4 веках до н.э. сложились формы древних глиптических гемм, которые мы называем классическими. На драгоценностях того времени изображались фигуры богов и героев, животных и птиц, а также популярные сцены из мифологии.
До IV века до н.э. было широко распространено производство инталий – разновидности гемм, которые создавали выпуклые, зеркальные изображения по оттискам в мягком воске или пластичной глине.
Только древнегреческие мастера первыми овладели искусством создания резных рельефов, которые стали настоящими произведениями живописи на камне. В эпоху эллинизма искусство глиптики процветало не только на материковой части древнегреческого государства, но и на отдельных островах – Кипре, Самосе, Хиосе, Мелосе, а также в ионических городах. Искусно изготовленные греческими каменщиками, эти прекрасные камеи использовались в основном в качестве украшений.
Браслет-камея
В этот период в моду вошли камеи из многослойного полудрагоценного камня сардоникса. Эти произведения часто достигали значительных размеров. Поэтому такие картины из камня можно было использовать для украшения интерьера домов.
Камера в интерьере
Портретная глиптика стала чрезвычайно популярной во дворцах монархов, некоторые образцы которой сохранились до наших дней и приобрели всемирную известность. Среди них – камея с изображением египетского правителя, царя Птолемея II.
Камея Птолемея II.
Также широкую известность во всем мире получили “Камео Гонзага”.На нем представлены рельефные изображения царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои II. Работа была высечена в III веке до нашей эры. В настоящее время камея хранится в коллекции Эрмитажа в России. Камея Гонзага сделана из трехслойного сардоникса и изображает двойной портрет королевской четы, которая является родными братом и сестрой.
Камея работы Гонзага с изображением Птолемея II и Арсинои II. Произведена в Александрии, Египет, в III веке до н.э.
Большое художественное значение имеет камея императора Константина, изготовленная из сардоникса в IV веке нашей эры. Сегодня этот уникальный экспонат можно увидеть в Эрмитаже.
Камея императора Константина
Тематика предметов, нарисованных древними мастерами, разнообразна и касается различных сфер жизни. Инталии и камеи отражают духовный и материальный мир наших предков, их религиозные верования, развитие культуры и основные политические события, а также изображают известных людей того времени.
Прекрасное лицо великого полководца Александра Македонского также запечатлено на камее исключительной красоты. Уникальная работа сейчас находится в Кабинете медалей в Париже.
Камея с портретом Александра Македонского
Знаменитые мастера глиптики
Почти в каждом периоде истории были выдающиеся мастера злословия. В Древнем Риме работали знаменитые греки Агатоп, Солон и Диоскурид. В средние века искусство глиптики развивалось в Византии, на Ближнем Востоке и в Китае.
В Западной Европе искусство глиптики возродилось в эпоху Возрождения, причем ведущую роль в этом сыграли итальянские мастера. Среди них были Беллини, Якопо да Треццо, которые не только копировали античные образцы, но и создавали портреты своих современников.
Последний расцвет глиптического искусства пришелся на период между 18 и началом 19 веков, эпоху классицизма. В то время все говорили о мастерстве итальянских скульпторов Пихлера. В Германии был знаменитый скульптор Наттер, а во Франции Жак Юэ.
В России самыми известными скульпторами этого времени были Есаков, Шилов и Доброхотов. В 19 веке искусство глиптики снова пришло в упадок, хотя работы старых мастеров по-прежнему вызывали восхищение и восторг.
Однако в XXI веке ситуация изменилась, и резьба по драгоценным камням снова стала популярным видом искусства. В частности, камеи и инталии сейчас очень популярны в ювелирном деле.
Камеи на брошах
Современные резчики по камню ничуть не уступают в своем искусстве древним мастерам, напротив, в их арсенале появилось множество современных инструментов и техник, значительно облегчающих процесс резки камня и нанесения на него тончайших и нежных изображений.
Вогнутое кольцо
Резьба по камню : 3 комментария
Фигуры, вырезанные в камне одновременно с наскальными рисунками, являются первыми произведениями образного искусства.
Резьба по камню – очень древнее и красивое искусство, образцы которого сохранились до наших дней благодаря прочности и долговечности исходного материала.
Пишите больше, это все, что я могу сказать. Буквально, похоже, что вы полагались на видео, чтобы доказать свою точку зрения. Очевидно, что вы знаете, о чем говорите, зачем тратить свой интеллект на размещение видео в блоге, если можно дать нам что-то информативное для чтения?
Резьба по камню
(a. резьба по камню; н. Steinmetzerei; ф. хвост пирса; и. Процесс придания камню желаемой формы и отделки путем распиливания, обточки, сверления, шлифования, полировки, финишных операций (травление, вощение и т.д.) и гравировки (долбление, ультразвук). О технологии P. p. k. см. статьи: Обработка камня, обработка камня, распиловка камня, полировка камня, шлифовка камня.
P. П. использовались на всех этапах истории материальной культуры стран и народов мира, особенно широко распространены в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве и ювелирном деле. Наибольшие шлифовальные достижения связаны с обработкой халцедона, оникса, агата, гелиотропа, граната. За последние несколько десятилетий использование изделий из камня увеличилось по мере развития техники, форм и инструментов, а также расширения сырьевой базы для производства изделий из камня.
По мере роста спроса общества на изделия из камня развивались техники, формы и инструменты, расширялась сырьевая база. В палеолите и мезолите появились первые навыки обработки камня (скалывание). В неолите камень пилили простыми каменными “пилами”, сверлили каменными “сверлами” и полировали, используя абразивные свойства материалов, а в энеолите (III тысячелетие до н.э.) из цельного камня делали полые сосуды. Работа проводилась с помощью специального устройства, оснащенного эксцентриковым патроном и сегментированным медным сверлом. В бронзовом веке возникло искусство глиптики – миниатюрной резьбы по камню. Резные камни (геммы) использовались в качестве печатей, амулетов и украшений; первоначально они изготавливались вручную, а позднее – с помощью простой машины с вращающимся резцом. Для ювелирных изделий древнего периода (железного века) характерно широкое использование железных инструментов. Он использовался для шабрения, обдирки, пиления, сверления, шлифования, полирования. Эмери используется в качестве абразива для резьбы и гравировки. Алмазные резцы широко используются в производстве драгоценных камней.
В европейских странах в период раннего Средневековья (VII-X века) резные каменные предметы предназначались в основном для сокровищниц замков, ризниц монастырей и храмов. Новая география сырьевой базы, появление высококачественных абразивных и каменных инструментов и использование алмазов способствовали развитию резьбы.
В классическое средневековье (X-XV вв.), помимо старых придворных цехов, P.P.S. семейной аристократии, богатые мещане, ремесленники и купцы создавали цеха, работавшие от имени семейной аристократии. Украшения и поделочные камни размещаются на стенах зданий и украшают интерьер. Карлштейнская мозаика – это особый вид отделки стен большими плитами яшмы, аметиста или хризопраза (часовни Святого Креста в замке Карлштейн и Святого Вацлава в соборе Святого Вита в Праге, Чехия, XIV век). Чешская мозаика не имеет себе равных. В Богемии для резки монолитов использовались проволочные пилы. В 14 веке мельницы получили широкое распространение в Центральной Европе. В 14 веке в Центральной Европе (Брейсгау, Германия) появились водяные мельницы с большими дисками, которые вращались горизонтально. В 15 веке мельницы такого типа были построены в Испании и Италии. В крупных религиозных центрах и местах паломничества были созданы мастерские по изготовлению религиозных сувениров и культовых предметов из мягкого камня, таких как амулеты, четки, кресты и т.д.
В позднем Средневековье, в эпоху Возрождения и маньеризма (XVI – начало XVII века) П.П.К. достиг высокой степени совершенства. Камень становится частью дорогих декораций и предметов, появляется богатая обстановка. Резные чаши, вазы, кубки миланских, мадридских, пражских, флорентийских мастеров в оправе из драгоценных металлов были украшены эмалью и драгоценными камнями. Выдающиеся изделия из камня были созданы в мастерских Якопо Неццола да Треццо, создателя великолепного декора в церкви Сан-Лоренцо и Пантеона королей в Эскориале (Испания), Б.Полиджино, П.Леони, братьев Саракки, скульпторов семьи Мисерони, общий вклад которых в историю каменной культуры измеряется двумя веками, и других. 1-я половина 16 века 16 в. – Итальянские мастера, работавшие в Испании, Франции, Богемии и за рубежом, играли ведущую роль.
Начало 17 века. Увеличилось число мастерских, работающих над самыми простыми формами, без рам, и адресующих свои изделия широкому, не привередливому рынку (Идар-Оберштайн, Германия). P. p. c. приобрела характер мелкосерийного производства.
В XVIII веке традиции высокого p. p. c. сохранялись в мастерских, обслуживающих светские и церковные (папские) дворы. Им противостояла массовая культура камня, влияние которой на вкус стало особенно сильным после того, как был снят запрет на использование неблагородных металлов в ювелирном деле и на рынок хлынул поток дешевой латунной и медной фурнитуры, полуфабрикатов шкатулок, табакерок и т.д. Возник спрос на миниатюрные ювелирные изделия. Был спрос на миниатюрные коллекции цветных камней в виде обелисков и наконечников стрел, но чаще в виде табакерок, которые обычно сопровождались кратким перечнем присутствующих камней.
В 19 веке массовая резьба по камню основывалась на простейших методах изготовления так называемых табачных коробок. Широкое распространение получило производство камеи, инталии и интальи. Производство камеи и интальо приобрело широкий размах. Она стала отраслью ювелирной промышленности. Только в обработке резного камня в мастерской резчика сохранялись высокие традиции П. п. к.
В течение 1-го тайма. В первой половине 20 века пен-плант как самостоятельная отрасль камнеобработки не развивался, но в скромных формах (инкрустации, ручки и т.д.) использовался для изготовления тонких ювелирных изделий и предметов прикладного искусства с использованием драгоценных металлов.
С конца 1960-х годов наблюдается увеличение размера ювелирных изделий. Повышенный интерес к P.p.c. был отмечен в 1960-х годах. Ремесло возрождается как в небольших мастерских (Идар-Оберштайн), так и в крупных компаниях (например, Рудольф Рант в Австрии, Форелли в Италии, Ардола, Гарнье во Франции, А. Рупенталь в Германии).
Начиная с 1950-х гг. Технология обработки цветного камня кардинально изменилась: широко используется ультразвуковое оборудование (см. Искусство обработки камня P. p. c.) и усовершенствованный алмазный инструмент, что позволяет усовершенствовать такие трудоемкие процессы, как резка, сверление, придание формы, шлифовка и полировка изделий.
Большой вклад в искусство П. п. с. внесли восточные народы (в Западной и Центральной Азии, Индии, Китае, Шри-Ланке, Камбодже и т. д.). ) Инструменты и украшения каменного века из горного хрусталя, нефрита, нефрита, яшмы, обсидиана; гравированные печати бронзового и раннего железного веков из лазурита, халцедона, агата, мыльного камня; сложные украшения и изделия средневековья представляют собой богатую антологию форм и методов обработки камня. В 5-6 вв. Хрустальные, агатовые, нефритовые и коралловые изделия изготавливались в Бадахшане, Газни, Хорезме (Центральная Азия), Сане (Йемен), Мандаруне (Шри-Ланка), Бахрадже (Синд), Рее (Иран), Багдаде и Басре (Ирак), Кулугуре (Индия) и Кайфане (Китай). Большинство мастерских полагались на местное сырье и привозные абразивы из верховьев реки Амударьи. Большинство мастерских работали с местным сырьем из верховьев реки Амударьи, а в девятом веке – из Нубийской пустыни и Мадагаскара. Для полировки использовался обожженный оникс из Йемена. Абразивными инструментами были абразивы из корунда с овальными канавками (Бенгалия), абразивные диски (Сирия, Индия и Дальний Восток). С X века широкое распространение получил горизонтально вращающийся абразивный диск с нанесенным на него лаком или песком. Мастера из Хорезма, Газни и Рея имели железные дисковые пилы, сверла из закаленной стали, наборы гравировальных инструментов – железные дисковые фрезы, трубчатые сверла, штифты, иглы с шариками на конце. Алмазы использовались в качестве режущих и гравировальных инструментов. Алмазный порошок использовался для утрамбовки краев железных дисковых пил при резке твердых камней, а алмазный кристалл, установленный или впаянный в олово на конце железной трубки, использовался для сверления камня. Уйгуры славились изготовлением таких сверл. Крупные предметы обрабатывались на жерновах, приводимых в движение водой. Шлифовка и полировка производилась с помощью шлифовальных и полировальных кругов, изготовленных из различных пород дерева и кожи. Из письменных источников VII-X веков известно об агатовых канделябрах, которые изготавливались в Тухоло (верховья Сырдарьи) высотой 1 м. Сырдарья); дорогие подарки из горного хрусталя, отправленные в Китай из соседней с Тухоло страны Хуйлань; агатовые чаши, изготовленные тангутскими мастерами; изделия из нефрита из Хотана; хрустальные чаши из Гибина; резной коралл из Бенгалии; агатовые, хрустальные и малахитовые кубки из Кана; троны, собранные из агата персидскими мастерами.
Исключительные произведения П. П. К. На средневековом Востоке – нефритовое надгробие на гробнице Темура в мавзолее Гур-Эмир в Самарканде (15 век). В Китае лучшие формы P. p. c. связаны с обработкой нефрита в 16-18 веках, агата, халцедона, горного хрусталя, бирюзы, нефрита и агальматолита, который стал особенно популярен в 17 веке.
В 16-18 веках Турция, Иран и Индия славились своей резьбой по камню. Мастера из этих стран достигли виртуозного мастерства в инкрустации нефрита, халцедона и мрамора золотом, драгоценными камнями (рубин, сапфир, изумруд, шпинель), в резьбе и гравировке драгоценных камней, особенно изумруда.
Значительный вклад в П.П.К. внесли народы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, ольмеки). Наибольшего совершенства в нем достигли майя (15 век до н.э.-16 век н.э.). В 15-7 веках до н.э. Майя изготавливали режущие инструменты и оружие из кремня, халцедона и обсидиана. Они предпочитали цветной обсидиан, коричневый и красный, который добывали возле города Кумтор. В деревне Пачука местные жители добывали гранит, базальт, базальт, известняк и песчаник. Бытовые предметы (зернотерки, чаши, ступки, песты) изготавливались из гранита, базальта, известняка и песчаника. Колющие и шлифовальные инструменты изготавливались из диорита, кремня, базальта, нефрита и нефрита. Майя больше всего поклонялись нефриту, принимая за него диопсид-жадеит и хлормеланит. Из него делали статуэтки, мозаичные маски, бляшки с рельефными изображениями божеств, а также украшения, такие как бусы, ожерелья, бутоны, вставляемые в крылья носа, накладки на губы и серьги из нескольких частей. Главными центрами обработки нефрита были древние города майя – Тонина и Небах. Майя также обрабатывали горный хрусталь, кварц, бирюзу, плотный кальцит, мраморный оникс, сланец, слюду, пирит (известно зеркало из целого куска пирита и зеркала из тонких плит пирита, налепленных на песчаник). Нефрит, обсидиан и пирит инкрустировали на зубах, закрепляя камень веществом, схожим по составу с современным портландцементом.
Камень резали лучковыми или бамбуковыми пилами, используя в качестве абразивов кварцевый песок и заточенный нефрит. Они сверлили огромными сверлами из хлоромеланита или полыми сверлами из бамбука, тростника и птичьих костей.
На Руси П. п. в. начали обрабатывать в средние века (Владимиро-Суздальская Русь, XII-XIII вв.) из мрамора, пирфиллитового сланца (шифера), янтаря (Киевская Русь, X-XII вв.) и известняка (село Мячково под Москвой). Вершиной этого творчества является белокаменная орнаментация Успенского (1158-60) и Дмитриевского (1194-97) соборов во Владимире, церкви Успения на Нерли (1165), Георгиевского собора (1230-34) в Юрьев-Польском.
Мастерство работы с твердым камнем продолжалось. Известны крестообразные подвески из лазурита, агата и родонита в оправе из русинского серебра, датируемые XII-XIII веками; горный хрусталь и яшма использовались в Новгороде (начало XIV века) и Москве (1-я половина XV века). Уже в XV и начале XVI веков, как в Москве, так и в других русских городах, пембласты занимали важное место в искусстве. Важное место в искусстве занимала пластика – искусство миниатюрной резьбы по различным материалам, в том числе по камню и перламутру. Особенно высоко ценилась резьба по драгоценным и полудрагоценным камням. Композиции резных икон, барельефов, панагий (например, панагия на трехслойном ониксе “Богоматерь Оранская и Спасительница” XVI века из собрания Оружейной палаты) отличаются высоким скульптурным совершенством. Ведущими центрами искусства резьбы в XVII веке были Екатеринбург и Санкт-Петербург; к концу века фабрики появились и на Алтае. Первый документально подтвержденный опыт относится к 1726 году, когда в Екатеринбурге (ныне город Алтай). Свердловск, РСФСР) начал производство “яшмового набора” для казны конюшни Петра II. Он был сделан X. Рёф, приехавший сюда по контракту из Швеции для создания мастерской по обработке твердого камня. Позднее Екатеринбург играл важную роль в обработке мрамора для строительства дворцов. В 1738 году они построили несколько мастерских по обработке мрамора в городе и его пригородах. Центр П.П. переехал в Петергоф, где в 1725 году И. Брукнер построил “мельницу” (см. Петергофская гранильная фабрика). В то время при Академии наук существовала мастерская по подготовке каменных скульпторов, которой руководил сначала И. Брукнер, а затем его ученик А. Спиридонов.
Проблемы с поставками цветного камня с Урала в Петергоф и трудности в организации деятельности привели к переориентации мастерских: в 1745 году в столице стали работать мраморные мастерские, а в Екатеринбурге – только каменные. С этой целью в 1746 году одна из мраморных мастерских была оснащена водяными машинами, а в 1747 году. В крепости Верхнеуральск (ныне Верхнеуральск, РСФСР), в непосредственной близости от яшмового рудника, была создана мастерская по обработке необработанного камня. Со второго тайма. В 18 веке в Екатеринбурге была построена новая фабрика по обработке твердого камня (Свер.см. Екатеринбургская гранильная фабрика). Первыми работами были яшмовые гонги для Аптекарского приказа и заводских лабораторий, каменные плиты для скола краски для Академии художеств (музей МГРИ, Москва); с 1772 года столешницы, полуфабрикаты для табакерок, рукоятки ножей, кортиков, шпаг, образцы для частных и государственных минералогических коллекций (“минеральных шкафов”).
В 1786 году в Локтовском заводе в горах Алтая была открыта третья каменная мастерская. В 1802 году она была перенесена в село Колывань. Колывань, поэтому его назвали Колыванской шлифовальной фабрикой. Колыванская шлифовальная фабрика. Проекты каменных сооружений этих компаний были подготовлены выдающимися русскими архитекторами, среди которых А.Х. Воронихин, К.И. Росси, И.И. Гальберг и другие. Рост профессионализма в монументально-декоративных работах привел к созданию “класса античной каменной скульптуры” в Российской государственной филармонической академии в 1802 году. Занятия проводил искусный скульптор А. И. Штейнфельд, он стал школой для уральских глиптистов.
После победы в Отечественной войне 1812 года национальное самосознание прямо и непосредственно повлияло на искусство позднего классицизма с его тенденцией к монументализму. Огромные (до трех и более метров в диаметре) чаши, вазы, колонны высотой в три метра и замечательные идеи использования твердого камня для украшения дворцов, храмов и триумфальных арок, появившиеся в эту эпоху. Центр П.П.К. был перенесен в Колывань, где в 18-20 годах была построена “фабрика колоссальных вещей”. Яшмовые колонны Зимнего дворца, Нового Эрмитажа, Храма Христа Спасителя в Москве, камины Большого Кремлевского дворца и гигантские чаши “Царских ваз” сделаны на ее станках. Колывана привлекала дешевизна крепостного труда на заводах Алтая, близость каменоломен, огромный запас сырья, его высокая блочность.
В 1835-50-х гг. в тесном сотрудничестве заводов с профессиональной архитектурной мыслью России были созданы лучшие монументально-декоративные произведения П.П. Приоритет принадлежит уральским каменщикам, особенно тем, кто много работал над проектами ведущих архитекторов (К.И. Росси, И.И. Гальберг, Х.Л. Бенуа, К.А. Тон, А.И. Штахтеншнайдер, М.А. Щерупов, А.И. Лютин). На 2-й тайм. Во второй половине XIX века все три мастерские каменщиков, обслуживавшие Кабинет императорского двора и многие придворные учреждения, все чаще превращались в домашние мастерские по изготовлению сувениров, пасхальных подарков и т.д. В 1857 году Кабинет решительно отказывается от великих произведений в пользу камерного искусства. В это же время по инициативе А. И. Лютина в КВЧ был создан отдел мозаики. По инициативе А. И. Лютина в КВЧ был создан отдел мозаики, а вместе с ним на рынке появился новый вид изделий – так называемые накладки (пресс-папье с рельефными композициями из веток, плодов и ягод, вырезанными в цельных камнях).
После отмены крепостного права (1861 год) ведущие мастера покинули фабрики и стали развивать ремесленное производство. В одном только Екатеринбурге появилось сто семей, живущих исключительно за счет торговли P. p. c. в центральных городах России и за рубежом.
Конец. Конец 19-го и начало 20-го века. Все три фабрики работали над церковью Воскресения Христова (архитектор А.А. Парланд): два хора яшмовый и ориелевый (1894-1907), памятный притвор (1894-1918, остался незавершенным), монстранция (1895-1907, Русский музей, Ленинград).
В CCCP. P.P.K. участвует в 16 проектах. К ведущим компаниям относятся: Свердловское производственное объединение (ПТО) “Уральские самоцветы” – правопреемник ЕГФ, Ленинградское ПТО “Русские самоцветы” – правопреемник ПГФ, Колыванский камнерезный завод имени И.И. Ползунова – правопреемник КШФ, камнерезы Бчеченского объединения “Союзкварцсамоцветы”. Мягкие камни производятся на Уральском камнерезном заводе (Пермский край), Отрадненском камнерезном заводе (Краснодарский край), Архангельском камнерезном заводе (Архангельская область), Борнуковском пещерорезном заводе (Горьковская область).
Гипс. Северное Причерноморье, 6 век до н.э., Государственный Эрмитаж, Ленинград. Рис. 2. Картина-камея “Святой Николай Чудотворец”. Оникс. Византия, 11-12 вв. Государственный дом оружия, Москва. Рисунок 3: Панагия. Гелиотроп, альмандин, изумруд, агат, стекло, золото. Византия, 10 век; обстановка – Россия, 17 век. Государственная оружейная палата, Москва. Рисунок 4. Панагия с камеей “Успение Богородицы”. Хризопраз. Византия, XII век. Государственная оружейная палата, Москва. Рис. 5. Кружка с крышкой и двумя ручками. Джаспер. Венеция, XIII век Музей серебра во Флоренции, Италия”>.
Рис. 1. Миска с крышкой. Гранулированный гипс. Северное Причерноморье, 6 век до н.э. Государственный Эрмитаж, Ленинград. Рис. 2. Картина-камея “Святой Николай Чудотворец”. Оникс. Византия, 11-12 вв. Государственный дом оружия, Москва. Рисунок 3: Панагия. Гелиотроп, альмандин, изумруд, агат, стекло, золото. Византия, 10 век; обстановка – Россия, 17 век. Государственная оружейная палата, Москва. Рисунок 4: Панагия с камеей “Успение Богородицы”. Хризопраз. Византия, XII век. Государственная оружейная палата, Москва. Рис. 5. Потир с крышкой и двумя ручками. Джаспер. Венеция, XIII век Музей серебра во Флоренции, Италия.
Литература : Шарубин Х.Г., Культура камня и гранильная фабрика в Петергофе, СПБ, 1871; Гуляев Х. К., Ивачев П. А., Колыванская шлифовальная фабрика на Алтае, Барнаул, 1902; Ферсман А. Е., Влодавец Х. И., Государственная гранильная фабрика в Петергофе в прошлом, настоящем и будущем, П. 1922 ; Макаров В.К., Цветной камень в собрании Эрмитажа, Ленинград, 1938; Андреев В.Х., Материалы для резки камня, М.Л.; Павловский Б.Б., Искусство резки камня на Урале, Свердловск, 1956; Саватиев Х.Я., Искусство резки камня на Урале, Свердловск, 1956; Саватиев Х.Я., Искусство резки камня. – Л., 1939; Павловский Б. Б., Камнерезное искусство Урала, Свердловск, 1953; Савельев H. Я., Алтайские камнерезы, Барнаул, 1956; Ферсман А. Е., Очерки по истории камня, т. 1-2, М., 1954-61; Ефимова Е. М., Русский резной камень в Эрмитаже, Л., 1961; Воронихина А. H., Малахит в коллекции Эрмитажа, Л., 1963; Т. Николаева. Б., Прикладное искусство Московской Руси. 13-16 века, М., 1976; Семенов В.Б., Яшма, Свердловск, 1979; то же, Уральское камнерезное дело, Пермь, 1981; Викторов А.М., Звягинцев Л.И., Белый камень, М., 1981; Семенов В.Б., Шакинко И.М., Уральские самоцветы, Свердловск, 1982; Белицкая Е.И., Художественная обработка цветного камня, М., 1983; Неверов О.Я. и др. Я., Геммы древнего мира, М., 1983; Голомзик А. И., Родонит, Свердловск, 1983; Семенов Б. Б., Агат, Свердловск, 1982; то же в селените, Свердловск, 1984; то же в малахите, Свердловск, 1987.
B. B. B. Семенов.
Энциклопедия горного дела. – Москва: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского . 1984-1991 .
Полезная страница
Смотреть что такое “резьба по камню” в других словарях
Карвинг – Искусство вырезания орнаментов и форм, а также изготовления такой резьбы. Материалом для резьбы может служить дерево, кость, камень, металл, лак и т.д. Существует множество видов резьбы. Целые объекты, включая скульптуры, части объектов, например, мебель, которые имеют 3…
резьба – s.; v. 1. резьба (6 р.). Высекать в камне. Художественная скульптура. Старинная резьба в рамке. 2. рисунок, узор, вырезанный на дереве, кости, камне и т.д. Гроб с резьбой. Ручки замков украшены деревянной резьбой. 3. техника завинчивания …. … Энциклопедический словарь
резьба – s/; w. см. также. carving 1) вырезать 6) Любить вырезать на камне. Художественная скульптура/. Каркас античной скульптуры. 2) Рисунок, узор, вырезанный на дереве, кости, камне и т.д. … Словарь многих выражений
Литоглиф – Резьба по камню; литоглифы … Краткий полиграфический словарь
Армянская Советская Социалистическая Республика – (Айкаканский Советский Социалистический Анрапетутюн) Армения (Страна армян Айастан). I. Общая информация Армянская Советская Социалистическая Республика была создана 29 ноября 1920 года. С 12 марта 1922 года по 5 декабря 1936 года. входила в состав Закавказской Федерации (см. ….). … Большая советская энциклопедия
Аварс – Не следует путать с аварцами. Авары Собственное имя Magyarulal, Avaral … Википедия
СССР. Литература и искусство – Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап в развитии литературы. Как некое художественное целое, объединенное общей социальной и идеологической ориентацией, общей … … Большая советская энциклопедия
Архитектура, изобразительное и декоративное искусство Северной Африки – “Одиссей слушает пение сирен”. Фрагмент мозаики из дома Одиссея и Диониса в Дугге. Тунис. Бардо Национального музея III века. Тунис. Доисторическое искусство Северной Африки () представлено памятниками, неолитическими мегалитами (дольменами в… Энциклопедический справочник по Африке
Кайтагс – (жен. кайтачка, кайтаги, хайдакцы; собственное имя хайдакян, хайдаканти, дарг. хайдакланти, табасар. жюгяр) Субэтническая группа даргинцев. Численность населения составляет более 60 тысяч человек. (по состоянию на 2002 год). Они живут в основном в предгорьях в южно-центральной и … …Википедия
Закавказские страны в IX и X веках. – Упадок арабского владычества в государствах Закавказья Во второй половине IX века государства Закавказья вступили в период развитого феодализма. Хотя правление Арабского халифата замедлило развитие производительных сил, период …….. Всемирная историческая энциклопедия
Глиптика, или резьба по драгоценным камням, – древнейшее из искусств.
Художественная резьба по камню – одно из самых древних искусств. Самые древние образцы датируются 8 веком до нашей эры. Уже тогда люди могли создавать великолепные шедевры, используя лишь примитивные инструменты.
Сегодня, с развитием технологий, Глиптихология вышла на новый уровень. Современное оборудование позволяет нам создавать вещи неописуемой красоты. В крупных компаниях процесс автоматизирован: ювелирные изделия гравирует машина.
Некоторые мастера предпочитают вырезать в старом стиле: с долгой и кропотливой ручной работой, в которую вкладывается часть души.
История глиптики: от ушедшей эпохи до наших дней
Искусство резьбы по камню возникло почти одновременно в двух цивилизациях: Вавилоне и Древней Греции. Уже в 5 веке до н.э. там процветала промышленность. Единичные экземпляры, найденные на островах Средиземного моря, были изготовлены еще раньше – около 800 года до нашей эры. Карвинг первоначально использовался только в в архитектуре. Им украшали стены храмов и богатых домов.
Египтяне присоединились к этому искусству двумя веками позже и ввели новшество – камеи. Большинство скульптур было сделано из сардоникса. Многослойная структура камня позволила создать на его поверхности необычную трехмерную графику. Там, где сардоникс был недоступен, резьба выполнялась на других устойчивых минералах.
Многие произведения глиптического искусства сохранились в идеальном состоянии, несмотря на прошедшие века
Чуть позже эстафету подхватили и в Древнем Риме. Здесь резьба по камню была в большом почете. Древнеримские ювелиры создали множество уникальных произведений искусства. Но другой период, Ренессанс, считается расцветом искусства, произведения которого считаются самым ценным достоянием этого периода:
- Фонтант;
- Дель Нассро;
- Беллели;
- Бернарди.
Прекрасно сохранились камеи мастеров эпохи Возрождения. Сегодня они выставлены в американских и европейских музеях.
Особо следует отметить работу учеников ювелирной школы в Идар-Оберштайне. До прошлого века здесь находился крупнейший в Европе учебный центр по драгоценным и полудрагоценным минералам. Этот немецкий город расположен в горной местности и славится разнообразием добываемых в нем горных пород.
Сегодня школы уже нет, но город по-прежнему считается “геммологическим раем”. Здесь находится большой базар, где продаются обработанные и необработанные драгоценные камни в различных ценовых диапазонах. Ассортимент впечатляет.
Город Идар-Оберштайн также является родиной голливудского актера Брюса Уиллиса.
Давайте вернемся к ювелирной школе 19 века. Среди ее выпускников – многие известные скульпторы того времени. Самый известный из них – Вильгельм Лацер, который создал легендарное камео “Венеры”, в комплекте со свадебными украшениями. Экспонат хранится в музее Идар-Оберштайн.
Разновидности художественной скульптуры на полудрагоценных камнях
Существует несколько видов и способов работы с драгоценными минералами. Собирательное название всей отрасли – глиптицизм. Этот термин включает все фигуры и скульптуры, выполненные из камня и имеющие на поверхности резное изображение или орнамент. Коллекция таких предметов искусства называется глиптотекой.
Сырьем традиционно служат драгоценные камни. Это цветные камни с узорчатой структурой.
Обработанные драгоценные камни делятся на следующие категории
- камеи – камни с рельефным изображением, выступающим из поверхности;
- инталия – Инкрустированные драгоценные камни с резным, “утопленным” изображением.
Второй разновидностью обычно были личные печати. Они широко использовались в древние времена, поскольку были единственным эффективным атрибутом конфиденциальности. Вогнутые печати использовались для запечатывания важных писем, документов, сундуков, шкатулок и даже входной двери дома.
Камыши имеют более разнообразное назначение. Эта категория делится на два поджанра:
- утилитарный – Утварь, такая как курительные трубки, чаши и кубки. Элитные украшения изготавливались на заказ для знати из кварца, лазурита, аметиста и других полудрагоценных материалов;
- декоративныйдекоративные – предметы, используемые для украшения интерьера и ювелирные изделия, такие как скульптуры, статуэтки, фигурки, кольца, серьги, броши и подвески.
В редких случаях инталии также служили предметами декоративного искусства. На одном из них изображен портрет немецкого писателя Иоганна Гете. Автором этой работы является художник Геккер.
Увидев готовую работу, Гете был в таком восторге, что сам увлекся прекрасными драгоценностями и начал их коллекционировать.
Отдельная категория высекает в твердой породе. Он отличается от обычного тем, что вырезается только на самых твердых минералах: нефрите, горном хрустале, сердолике, ониксе, яшме, агате и других. Продукция получается долговечной, но такая обработка сложнее и требует больше времени. Хрупкие материалы, такие как мрамор, янтарь, селенит, гипс и кораллы, не подходят для резьбы по твердым породам. С мягкими материалами обычно работают резчики-любители, поскольку они не требуют высокой степени профессионализма. Следующий этап в освоении карвинга – резьба по минералам средней твердости, например, резьба по опалу.
Искусство резьбы по драгоценным камням
В древние времена резьба по полудрагоценным камням была долгим и трудоемким занятием. Как сказал один средневековый мастер, “на изготовление большой, качественной камеи уходило столько же времени, сколько на строительство собора”.
Первоначально резные камеи изготавливались с помощью ножа и сверла. В 6 веке до н.э. они начали использовать простые механические машины с луками. Долгое время единственным доступным абразивом была наждачная бумага Naxos. Во время походов Александра Македонского твердые минералы начали обрабатывать алмазными инструментами: пилами и пылью.
У древних ювелиров не было увеличительных стекол. Они работали практически вслепую, когда “рисовали” мелкие детали.
Тем не менее, многие произведения античного периода отличаются четким составом, правильные пропорции и высокая точность исполнения каждого элемента.
Современным мастерам легче работать. В их распоряжении электропилы, пилы для резки металла, ювелирные лобзики, абразивные головки и другое функциональное оборудование. Во многих городах есть мастерские по вырезанию рельефов на цветных камнях.
Искусство резьбы также широко используется в промышленности для создания оригинальных ювелирных изделий с узорами, надписями и изображениями на поверхности.
Читайте далее:- Как сделать мужской шлем из железа? Как сделать мужской шлем из железа? / Мастерская / SkillVille.
- Конспект занятия "Знакомство с искусством гжельской росписи" для детей подготовительной группы. Воспитатели детских садов, школьные учителя и педагоги.
- Гжель – роспись. Гжель – посуда. Гжельская керамика.
- Консультация "О технике "бумагопластика". Для воспитателей детских садов, школьных учителей и педагогов.
- Как использовать остатки алмазной мозаики? 39 изображений Какие поделки можно сделать из остатков драгоценных камней? Применение в помещениях.
- Гжельская роспись – что это такое, история создания, особенности и техника росписи – Сам себе мастер – МирТесен Медиа Платформа.
- Филимоновская роспись: элементы, узоры и цвета – Сайт о рукоделии.
- Цветы из тюля ручной работы, фотоурок.
- Игра в нарды своими руками и проекты.
- Как украсить вязаную шапку или берет для женщин бисером, камнями, вышивкой, бусинами или мехом.