Гжельская роспись для дошкольников
Сказочная гжельская роспись – это традиционное народное искусство. Гжель расписана на керамике синей краской. Но не только на керамике: в этой технике делают иллюстрации и открытки, носовые платки, расписывают деревянные доски и сувенирные статуэтки. Занятия по гжельской росписи могут проводиться для детей любого возраста, включая дошкольников. Многим будет интересно, да и новый навык работы с пальцами не помешает (тем более, что впереди школа).
С чего начать? С обучением!
Гжель – это целая область русской культуры. Гжельская плитка расписывается на белом фоне голубыми, синими, лазурными цветами и другими оттенками. Мало кто не видел предметов, расписанных в этой красивой технике. Даже если вы не видели его, вы можете представить, глядя на это красивое блюдо. Представляете, как он украсит стол и превратит его из обычного в праздничный?
Обратите внимание: все гжельские картины состоят из мазков кисти. Гжель (двойные) удары наносятся от широкой стороны к более узкой. Сначала используется плоская сторона кисти, затем кисть слегка поворачивается и закрашивается более узкая часть. Это можно увидеть на видео, где мастера показывают, как они расписывают тот или иной предмет. Вы можете найти множество таких записей на YouTube.
Если вы хотите учить детей, начните с того, что сами освоите эту технику. В этом очень поможет книга по искусству гжели согласно ФГОС. Ценность этой публикации заключается в том, что в ней шаг за шагом описан процесс рисования и показан в картинках. А также рассказывается, как научить детей особенностям мазков и порядку рисования. Альбом “Россиночка Гжель” также содержит практические упражнения для изучения элементов росписи. У этих руководств разные авторы, но оба они хороши с практической точки зрения.
С чем вам нужно работать?
- Краски белого и синего цвета, оттенки синего. Для первых нескольких раз будет достаточно белого и синего. Для рисования можно использовать гуашь, акварель или акрил.
- Кисти. Красьте плоскими синтетическими кистями разных номеров. Вы можете попробовать номер 7, который дает достаточно большой мазок кисти. Тонкие кисти хороши для рисования травы и других элементов.
- Шаблоны для детей, чтобы они могли практиковаться и совершенствовать свои штрихи перед росписью посуды. Их можно найти в Интернете, напечатать или получить в специальных изданиях. Хорошо подходят деревянные шаблоны, как, например, этот чайник. С одной стороны, его можно раскрасить по рисунку, с другой – сделать это самостоятельно.
- Керамическая, фаянсовая, деревянная или пластиковая посуда (тарелки, чашки, блюдца).
- Баночки с водой, обычная салфетка, салфетки для удаления краски, защиты одежды и т.д.
Как рисовать в технике гжель в старшей группе?
Каждый профессиональный гжельский мастер-класс состоит как минимум из нескольких занятий. Его будут направлять и обучать шаг за шагом. Я могу предложить более или менее следующий план:
- Рассказ о гжели – технике росписи, ремесле и виде искусства. Демонстрация наглядных материалов, чтобы заинтересовать детей. Это могут быть картинки или предметы, желательно веселые и привлекающие внимание. Например, как эти поросята (кстати, их действительно можно использовать в домашнем хозяйстве). Практика нанесения штрихов на бумагу.
- Рисование по трафарету (раскрашивание), работа над орнаментами, закрепление штрихов. Научитесь уверенно рисовать каплю, траву, завиток, спираль, волнистую линию. Шаблон может быть на обычном листе бумаги или вырезан в форме кувшина, чайника или чашки. Лучше использовать гуашь.
- Покрасьте сосуды в чистый цвет. Идеальный вариант – нарисовать традиционную гжельскую розу с вариациями. Дети будут и учиться, и знакомиться с этим названием. Лучше всего подойдут акриловые краски. Рисовать на выпуклом или вогнутом предмете трудно, особенно в первый раз, вам потребуется помощь взрослого.
Возможны вариации по обоим пунктам. Художественную работу можно выполнить вручную вместе с детьми, например, сформировать из глины плоские медальоны, “тарелки” диаметром около 8-10 см, высушить их, покрасить белой краской, нанести рисунок карандашом (синим маркером) и раскрасить. Вот такой сувенир на 8 марта или день рождения бабушки! Можно рисовать на пластиковой или другой одноразовой посуде, такие “полуфабрикаты” стоят недорого, а подготовить их не составляет труда.
Гжельские узоры можно расписывать в виде пасхальных яиц и поздравительных открыток. А можно купить белые чашки, чтобы раскрасить их, раздать детям, а потом покрыть специальным лаком и подарить семьям. Представляете, какое это будет воспоминание на долгие годы?
Вдохновляйте и вдохновляйтесь в классе
Как вдохновить ребенка на работу? Крутая история, которую можно рассказать, показать готовый продукт. Например, такой красивый поднос. Его можно использовать для обучения различным элементам живописи – розам, листьям, травам, бордюрам и другим мотивам.
После высыхания “тарелки” следует поместить на выставочный стенд. Конечно, в итоге они будут далеки от предложенного эскиза, и штрихи вряд ли будут идеальными. Их ценность заключается в том, что ребенок учится новому, и его нужно научить не бояться применять свои навыки. Это значит ни в коем случае не критиковать и тем более не дразнить. Очень ценно и то, что ребенок, столкнувшийся с картинами Гжеля в более позднем возрасте, узнает их и узнает его имя.
Каковы преимущества такого рисования для детей? Гжельские классы:
- дать представление об искусстве и его видах, пробудить интерес к нему;
- познакомить детей с русской культурой;
- научить создавать красоту своими руками;
- дать практические навыки в живописи;
- развивать настойчивость, трудолюбие и желание довести дело до конца;
- развивать эстетический вкус;
- улучшают мелкую моторику.
Но прежде всего, рисование помогает раскрыть творческие и художественные способности ребенка, развить тягу к творчеству. Гжель не обязательно поразит самое сердце детской души. Это может быть хохлома, городецкая роспись. Практически на любой форме народного творчества можно найти стихотворение для детей. Иногда они привлекают детей, иногда – трогательная история или география искусства. Переосмыслить и сказать, что пути искусства не поддаются расшифровке, и наша задача – показать их незаметно.
Рисунок: Гжель в подготовительной группе. Шаг за шагом с фотографиями.
Цели программы:
1. детализировать знания о Гжели;
2. Развитие навыков рисования элементов гжельской росписи;
Развитие художественного творчества; 4;
4) Развитие эстетического вкуса;
5. повысить интерес к русскому народному искусству и ремеслам.
Предварительная работа: Рассматривая расписную посуду из Гжели. Изучение элементов гжельской росписи. Говорим о гжели.
Гжель
Гжель – это продукт, который больше похож на произведение искусства. Голубые узоры на девственно белом фоне тончайшей керамики или фарфора никого не оставляют равнодушным. Чтобы ответить на вопрос, как нарисовать гжельский узор, стоит посмотреть на гжельские картинки для детей.
Узор.
Делайте наброски красками.
Детские рисунки учащихся III класса.
Гжельская посуда.
Гжельская роспись.
Детские рисунки на гжельской росписи.
На белом фоне.
Как рисовать.
Узор.
Гжельский узор.
Пример работы.
Декоративная живопись. Серия уроков по рисованию элементов гжельской росписи
Это учебное пособие познакомит вашего ребенка с историей и традициями гжельского искусства. Изучая особенности этого вида искусства, ваш ребенок освоит основные принципы орнамента и законы композиции. Благодаря урокам на страницах альбома ваш ребенок научится воспроизводить традиционные элементы гжельских узоров: сетки и линии, точки, черточки и границы, почувствует игру света, тени и цветовых оттенков.
Цель. Познакомиться с традиционным русским промыслом – “Гжельской керамикой” и освоить простые элементы росписи (прямые линии разной толщины, точки и черточки).
Организация занятий.
Это вводный урок, в ходе которого дети в самых общих чертах узнают об этом виде народного ремесла, его истории и этапах развития. Прежде чем начать рисовать, расскажите детям об этом увлечении, покажите им иллюстрации или предметы, сделанные гжельскими мастерами, используйте материалы из Гжели. альбом альбомы, слайды, плакаты, открытки. Хорошая идея – сводить детей в художественный музей.
Выполнение задания.
Сначала дети учатся создавать различные оттенки синего цвета на отдельном листе бумаги, разбавляя краску водой и обесцвечивая ее. Затем они выполняют задание в тетради – учатся рисовать параллельные линии, точки и круги, повторяя и дополняя предложенные узоры. Для этой работы лучше использовать тонкую кисть (№ 20-4).
Цель. Освоить простую сетку гжельского орнамента.
Организация урока.
Дети должны выяснить, что отличает большой, красивый сосуд для праздничного застолья от повседневных сосудов, которыми люди пользуются каждый день. Затем дети внимательно рассматривают узор на тарелке и пытаются увидеть узор в расположении орнаментов.
Выполнение задания.
Дети должны уловить узор и завершить оформление блюда. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисования карандашом, держа кисть тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа бумаги. Лист бумаги ( альбом ) можно безопасно повернуть так, чтобы рука с кистью находилась в естественном и удобном положении.
Цель. Освоение традиционных гжельских орнаментов и бордюров.
Организация деятельности.
Дети внимательно рассматривают представленные образцы орнаментов, слушают рассказ учителя о принципах построения орнаментов в народном искусстве.
Выполнение задания.
Дети выполняют упражнения на повторение основных элементов гжельской росписи. Все элементы орнамента рисуются непосредственно кистью, без использования карандаша.
Цель. Освоение традиционных форм гжельской росписи в коллективе.
Организация урока.
Практическому занятию предшествует небольшой рассказ, в котором учитель обращает внимание детей на то, что именно в гармоничном сочетании формы посуды и скульптуры заключается очарование гжельской художественной майолики.
Гжельские мастера всегда искали интересную форму для своей посуды и увлекались лепкой из глины небольших фигурок людей, животных и птиц. Они часто совмещали эти два увлечения, создавая такие предметы, как лютик, изображенный в блокноте. Рядом с ним можно увидеть орнаменты, которыми часто украшали посуду.
Выполнение задания.
Это импровизационное упражнение: детям предлагается украсить свой собственный кекс из масляной ткани, используя или не используя приведенные навыки и примеры.
Цель. Познакомить с традиционным элементом гжельской росписи – “каплей”.
Организация урока.
Учитель объясняет значение мазка на картине. Этот штрих лежит в основе многих узоров и мотивов. Его название происходит от его внешнего вида, который напоминает капли дождя. У многих цветов листья, веточки и лепестки являются “каплями дождя”. Капли очень красивы на одной или обеих сторонах стебля, особенно если их размер варьируется от крупных у основания стебля до очень маленьких на вершине.
Выполнение задания.
Дети рисуют простейшие части картинки в тетради по образцам. Требуется определенное мастерство, чтобы воспроизвести штрихи, которые появятся в альбом на этюднике.
Цель . Ознакомиться с простейшими видами цветочных украшений.
Организация урока.
Дети изучат варианты простых орнаментов в розетке с использованием штрихов “капля”.
Выполнение задания.
Дети украшают центральную часть блюдца, произвольно выбирая один из трех примеров для подражания или придумывая свой собственный узор.
Цель. Ознакомиться с традиционной техникой гжельской росписи теневыми мазками.
Организация урока.
Этот удар особенно труден для освоения и требует определенного мастерства. Тень – это особый тональный штрих, в котором четко виден переход от более темного к более светлому оттенку синего. Очень важным для хорошего мазка является правильное распределение цвета, больше к краям и меньше в середине.
Выполнение задания.
Дети пытаются воспроизвести предложенные примеры стихотворений, обращая особое внимание на переход тональности внутри строки. Для этой работы лучше использовать толстые кисти (№8, №10) с тупыми закругленными кончиками наподобие “шпателя”. Приложите кисть к бумаге и нанесите линию твердым жестом руки.
Цель. Освоить технику гжельского письма – мазок кистью с тенью.
Организация урока.
Очень часто гжельские мастера использовали посуду для росписи реальных изображений своих любимых сюжетов. И они любили изображать различные архитектурные сооружения, животных и птиц. На работах мастеров нетрудно найти всевозможные здания, мосты, дворцы, коттеджи и храмы. , храмы.
Выполнение задания.
В данном случае художник нарисовал сказочный терем, причем его левая половина является зеркальным отражением правой половины. Ученики должны завершить рисунок и воссоздать сказочный дворец.
Цель. Освоить технику тампонной росписи гжель. Традиционное изображение цветка.
Организация уроков.
Синяя роза – один из основных мотивов гжельской керамики. Дети внимательно рассматривают изображения различных видов цветов в изделиях гжельских мастеров. Основой их изображения является, как правило, теневой штрих или тонированная капля, иначе – “агашка”.
Работоспособность.
Для нанесения используется кисть среднего размера (#6-#8). Дети учатся наносить штрихи сначала в одну сторону, а затем в другую. Сам цветок следует рисовать от центра, затем два мазка слева и два справа. Альбом чтобы было легко делать штрихи.
Цель. Освоить традиционный гжельский мотив намазывания – цветок.
Выполнение задания.
Дети, по примеру нарисованных чашек и сахарницы на правой стороне листа, раскрашивают чайник аналогичным образом. Гжельская роза расписана с использованием традиционной техники, изученной в предыдущем уроке.
Цель. Познакомиться с традиционной техникой декоративной росписи гжельских птиц.
Организация уроков.
Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в различных позах, стоящими или сидящими, клюющими и летающими, редко можно встретить пейзаж без птиц. Они живо запечатлели и передали позы и повадки птиц.
Осуществление деятельности.
Дети берут чистый лист бумаги и пытаются воссоздать на нем гжельскую птицу.
Цель. Освоение основного мотива гжельского народного промысла – птицы.
Организация урока.
“Синяя птица” – птица счастья. Учитель рассказывает детям о роли птиц в русской мифологии, символике и суевериях, связанных с птицами.
Выполнение задания.
Дети получают рамку, в которой каждый из них может нарисовать свою птицу счастья. Готовый рисунок можно подарить их маме или бабушке.
Цель. Используя полученные ранее знания и навыки, выберите композицию и красиво раскрасьте картину.
Организация урока.
На этом уроке используются все ранее приобретенные навыки и знания. Детям предлагают сделать свой собственный кумган. Кумган – это сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой.
Деятельность.
Поощряйте детей сосредоточиться на композиции узора и общем дизайне сосуда.
Особенности гжельских узоров, мотивов и элементов росписи, мастер-класс по рисованию
История о том, как очевидная неудача может стать ключом к успеху, повторяется снова и снова. Примером тому являются всемирно известные гжельские узоры. В местах с неплодородной почвой, с которой не мог справиться прилежный пахарь, была белая высокосортная глина. Его использовали алхимики, а позднее гончары. Гончарному искусству, зародившемуся в Гжельском районе, не менее 400 лет.
Происхождение узоров и орнаментов из Гжели
Гжель – географическое название нескольких деревень в 60 километрах от Москвы, ассоциирующееся с легко узнаваемым белым фарфором с синей краской. Гжель также связана с созданием самого фарфора в России, уникальная рецептура которого D. Виноградов создавал специально на белой гжельской глине. И не менее интересна история самих гжельских узоров и орнаментов, таких легких и лаконичных, не похожих на другие элементы народного промысла.
Мастера из Гжели давно искали новые цветовые решения, а привычный бело-синий формат появился сравнительно недавно – в середине прошлого века. А до этого большим спросом пользовалась майоликовая посуда с красочной, яркой росписью. Бело-голубые узоры вошли в моду еще во времена Петра I благодаря расписному фаянсу, привезенному из Голландии. В основе русского ремесла лежала иностранная идея. Следует признать, что сами голландцы когда-то позаимствовали сине-белые узоры у китайцев.
Гжель называли “русским стаффорширом”, но гжельские узоры имели особое послание, которое передавалось в технике, в подборе гжельских элементов и в их сочетании. Голубое небо, белые церкви и золотые купола – все это элементы гжельской росписи, отражающие русский менталитет. И они стали одним из самых узнаваемых брендов русской народной культуры.
Краски для гжельской росписи
Традиционно роспись выполняется только в оттенках синего. Художник может воспроизвести всю палитру Вселенной в одном оттенке, на фоне белого фарфора. Но синий цвет также может варьироваться от бледно-голубого до выразительного глубокого синего в оттенках ночи. Также используется темный кобальт. А украшения из платины или золота завершают лаконичный дизайн “Гжель”.
Ранее популярной гжелью была лубочная, когда сосуды расписывались синим, желтым, коричневым и фиолетовым цветами на одном белом фоне. Однако самыми красивыми ремесленными изделиями считаются надглазурные образцы: цветные краски наносились мастером прямо на глазурь. Затем посуда или другие предметы должны пройти через три или даже четыре обжига.
Темы и элементы
Темы картин отражают мировоззрение мастера, традиционное и культурное понимание жизни, ее течения и основных событий. Художники могут обращаться к знаковым элементам, изображать сцены из повседневной жизни и наблюдения за природой.
Предмет рисования дифференцируется на 4 типа:
- чертёжные диаграммы – подразумевает отображение времен года, пейзажей;
- декоративный – К ним относятся простые гребенчатые сетки, жемчужины, а также усы, капли, лисички и шахматные доски;
- цветочные мотивы – ягоды, почки, траву и веточки;
- животные – обычно птицы.
Природные мотивы и архитектуру сегодня можно часто встретить на чайных сервизах и другой посуде из Гжели. И сегодня на изделиях изображаются деревенские здания, широкие городские улицы и церкви. Популярны и цветочные украшения: взять ту же гжельскую розу, перенесенную с фарфора для печати на одежде и т.д.
Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров
Сегодня элементы гжельской росписи для детей и взрослых вновь востребованы в различных образовательных продуктах. В подготовительный период ребенок учится рисовать по трафаретам, затем шаг за шагом рисует простые элементы живописи, узнавая стиль и “ловя руку”. Но и взрослые, даже те, кто не интересуется искусством, могут научиться делать то же самое.
Ситец
Вам понадобится щетка с длинной щетиной. Для обводки элементов используется только кончик этой кисти.
Рисуйте ситцем шаг за шагом:
- Возьмите тонкую кисть, нанесите краску кончиком, используя один цвет.
- Попробуйте срисовать с образца мелкие детали орнамента, например, капельки.
- Мелкие детали в Гжели характеризуются чистым цветом, цветовые переходы не используются должным образом.
- Сделайте простой цветок из маленьких капель того же цвета и так далее.
Начинать обучение гжельской росписи удобно со специальных рецептов. Как только вы нарисуете несколько рядов основных ситцевых штрихов, навык станет автоматическим.
Китайский инсульт
Эта техника, пожалуй, самая интересная, но и самая сложная для выполнения.
Вот пошаговый алгоритм китайского удара:
- Два цвета должны наноситься одновременно на тонкую кисть. Вы также можете использовать один цвет, но при этом вам все равно придется проводить кистью по ворсу.
- Работа выполняется непрерывно, насыщенность красок будет исчезать по мере выполнения линии. Это создает тонкий переход цвета, который выглядит максимально естественно.
- Мастер возобновляет нанесение краски, и снова мы наблюдаем, как цвет исчезает и становится мягче по мере того, как делаются мазки.
Тень
Некоторые источники утверждают, что это разновидность “китаизма”. Это основное движение элементов гжель имеет широкий тональный диапазон. Тона берутся из самых глубоких и темных тонов, но постепенно “вступают” самые светлые и легкие. Краску нужно наносить на поверхность круговыми движениями.
Шаг за шагом это выглядит следующим образом:
- Нанесите краску на кисть – краски должно быть больше по краям кисти и меньше в середине. Используйте толстую кисть №8 или №10 с тупым кончиком лопаточки.
- Слегка прижимая кисть к бумаге, уверенной рукой проведите линию, прямую или волнистую, в соответствии с задуманным элементом.
- Самый любимый и хороший узор для отработки – это простая гжельская роза. Для этого используются кисти № 6 и № 8. Рисование цветка начинается с середины, затем два мазка слева, затем два мазка справа. При обучении удобно поглаживать сначала одну сторону, а затем другую.
В этом видео демонстрируется, как правильно выполнять теневые штрихи.
Еще один важный момент. Часто элементы и основные движения не получаются хорошо, потому что ученик неправильно держит кисть. Кисть следует держать тремя пальцами: большим, указательным и средним. Средний палец должен указывать направление движения кисти.
Техника теневого штриха
Другое название этой техники – техника двойного удара. Такие элементы будут выгодно смотреться не только в бело-голубых решениях, но и в других оттенках. И даже фигуры в негжельской росписи также часто основаны на этой технике.
Вам понадобятся синяя и белая акриловые краски (предпочтительно эта для обучения), вода, палитра, лист плотной акварельной бумаги, кисти белки и такля, и, конечно, плоские кисти. Мазки кисти могут быть размашистыми, наклонными или плоскими – все варианты хороши.
Живопись шаг за шагом – теневые мазки:
- На палитру бросьте белую и синюю краски в непосредственной близости друг от друга. Обжмите их края так, чтобы абажуры входили один в другой. С помощью кисточки нанесите краску так, чтобы темно-синий цвет был у основания ворсинок, а чисто белый – по краям. Сделайте два ласковых мазка плоской кистью по палитре – это облегчит переходы между тонами.
- Поместите кисть на поверхность бумаги, ведите ее перпендикулярно щетинкам. Этот простой штрих параллельно выделит цвета. Отрегулируйте нажим кисти, чтобы на листе не было пробелов в цвете.
- Если достигнута прямая линия, можно начинать ее варьировать. Кисть также должна лежать ровно, но ее следует двигать из стороны в сторону с небольшим поворотом на 180 градусов. Когда будет достигнут конец вращения, перенесите свой вес на основание волос и повторите процесс, только с новой точкой опоры. Чередуя зоны с весом, вы можете научиться делать мягкую, длинную волну.
- Освоив этот узор, обычно учатся делать угловую волну – при рисовании восходящей волны, после падения на базовую точку, вес не переносится в другую зону, он остается на краю ворса.
- Падение” непростое – вы наваливаетесь всем весом щетки на ее головку, затем поворачиваете ее и тянете в сторону. Давление кисти уменьшается, и линия плавно сужается. Когда вы освоите отдельные капли, научитесь рисовать их рядом друг с другом, таким образом вы отрабатываете боковые лепестки цветка.
В конце изучения теневых мазков все отработанные приемы следует объединить в один цветок.
Гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре: они встречаются в бисере, в различных аппликациях на одежде. Гжельский куст так же узнаваем, как и кельтский узор вязания крючком. Знаменитая русская гжель – цветы и птицы, церкви и бытовые сцены, используются сегодня в легкой промышленности и дизайне столового текстиля. Проводятся мастер-классы, которые задают новое направление старому народному тренду: он воплощается в современном дизайне предметов быта и декора, в различных принтах на одежде и аксессуарах.
Традиции не только бережно сохраняются, но и находятся новые способы выражения многовекового декоративного искусства в уникальном стиле, который ментально близок россиянам.
Как рисовать гжельскую роспись в картинках: от простого к сложному
Прежде всего, следует отметить, что гжельских мастеров вдохновляла сама природа, поэтому для гжельской росписи характерны элементы растительности (листья, цветы, стебли) и изображения животных (чаще всего птиц).
Помимо живописи, они также создавали статуэтки и свистульки – игрушки для детей. Среди популярных фигурок – люди (мальчики и девочки), медведь и петух. Современные мастера, отходя от традиции, делают статуэтки рыб, кошек, сов и всех других животных и зверей, но оставляя ту же технику гжельской росписи.
Вы тоже, подобно гжельским мастерам, можете расписать статуэтку, чашку или разделочную доску. Но сначала нужно научиться нескольким хитростям, чтобы понять разницу между гжелью и другими народными росписями. И самое главное, вам нужно практиковаться на бумаге.
Мы рассмотрим технику этой росписи шаг за шагом, от самого простого мазка до сложного законченного узора, и вы сможете создавать красивые “небесные” вещи для себя и своих близких.
Читайте это: Рог из пены с эффектом памяти
История гжельского дизайна
Гжель (которую можно рисовать на любой поверхности обычными детскими красками) – это название района в Московской области. Первоначально в этом районе было несколько деревень и поселков, жители которых были мастерами-гончарами. Поэтому первые гжельские росписи были нанесены на глину, добываемую в этом районе. Первое упоминание об этом виде пластического искусства относится к 14 веку (около 1328 года).
Его характерной особенностью является ограниченное использование цвета (1 тень на белом фоне). На развитие ремесла большое влияние оказал спрос потребителей, которые поддерживали свои семьи, продавая расписную посуду. Развитие и популярность гжельской росписи достигли своего пика в XVIII веке, когда ею стали украшать не только посуду и предметы декора, но и игрушки, статуэтки и сувениры. В этот период роспись использовалась в основном на фарфоре и фаянсе.
В начале 20 века развитие гжельского ремесла остановилось. Это объясняется угнетением фабричного производства, вызванным национализацией предприятий советскими властями. Активное возрождение данного вида искусства вновь стало набирать популярность только в конце 20-го века.
Цветовая гамма гжельской росписи
Гжельская роспись изначально была выполнена полностью в синем цвете (допускаются оттенки синего). Именно эта особенность данного вида искусства делает его сложным для начинающих даже сейчас. Не каждый художник способен создать прекрасную картину, используя ограниченное количество цветов.
Основными цветами, используемыми художниками в гжельской росписи, являются:
- белоснежка (всегда используется в качестве фоновой тени, поскольку не затеняет контрастную краску, которая используется для создания основного орнамента);
- все оттенки синегонаиболее популярные из них – темно-синий и бледно-голубой;
- кобальт (более темный оттенок);
- белая краска (используется в зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне, в отличие от классической гжельской росписи);
- золото (современное нововведение художников, желающих использовать благородный оттенок золота для расстановки акцентов в картине, написанной вручную)
- платина (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на определенных деталях орнамента).
Элементы и узоры гжельской росписи
Основная тема картины отражает восприятие мастером окружающего мира, которое является результатом многовековой работы в народном искусстве, усвоения традиций и культуры. Художники сочетают в своих работах элементы иконописи, сцены из повседневной жизни и наблюдения за природой. Наиболее распространенные мотивы – природные или архитектурные: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.
Современные темы для рисования делятся на 4 типа:
- Повествовательное рисование, включая времена года, пейзажи;
- декоративные – традиционный гжельский сетчатый гребень, нитки, жемчуг, капельки, шашечки и лисички;
- цветочные узоры – зерна, ягоды, цветы, бутоны, травы, ветки;
- животные (обычно птицы).
Мотивы и элементы
Гжель (роспись для детей будет легче преподавать, если они уже владеют основными навыками изобразительного искусства), имеющая ярко выраженный мотив и характерные элементы орнамента, используется сегодня в оформлении жилых и коммерческих помещений, игрушек и даже одежды.
Наиболее характерными особенностями этого типа живописи являются:
- все орнаментальные элементы, независимо от общей сложности картины, рисуются вручную (иногда с использованием трафаретов);
- строгое исполнение картины на простом синем или белом фоне;
- орнамент окрашен исключительно в синий или белый цвет (в редких случаях допускается использование золотых или платиновых тонов);
- наличие четких и резких цветовых переходов в рисунке гжельского орнамента;
- если в одном орнаменте присутствует несколько оттенков синего, их порядок должен быть максимально последовательным, несмотря на резкость переходов
- все элементы гжельской росписи, нанесенные на один предмет, должны составлять целостную композицию, выдержанную в одной теме (например, если кружка расписана гжельскими цветами, то каждый элемент ее декора должен визуально напоминать бутоны растений или их стебли).
Классические гжельские элементы:
- растения (деревья, травы, цветы);
- животные;
- птицы;
- орнамент (гжельские узоры располагаются в виде линий);
- многокомпонентные картины со схемой.
История торговли
Первое официальное упоминание о регионе содержится в Калитанской хартии 1328 года, но доказано, что гжельские поселения существовали и занимались различными ремеслами уже в 11 веке, хотя гончарное дело не входило в официальный список обязанностей при дворе правителя. Основным поставщиком гжельской глины и готовых изделий для “аптекарских нужд” регион стал только в 17 веке при царе Алексее.
Главной отличительной чертой гжельской росписи является ее оригинальность и индивидуальный стиль. Сначала это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно декоративно-прикладное искусство развивалось и становилось более сложным. Появились декоративные блюда и наборы блюд, а также высокие кумганы с тарелкообразным туловом. Широкое распространение получила также мелкая пластика в виде кухонной утвари и игрушек, покоряющая своими незатейливыми рисунками и картинками, пейзажами и цветочными орнаментами.
В 19 веке на территории города Гжель началось производство подглазурной росписи, которая представляла собой переходный период от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве декора использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных оттенков синего, монохромные рисунки, полихромная надглазурная роспись, обилие золота и уникальные кобальтовые фоны.
Особенно известны работы Тереховых и Барминых, а также Кузнецовых, Киселевых, Жадиных и Тулиных.
Что необходимо для создания узоров на бумаге?
При работе с детьми, в абсолютном большинстве случаев, традиционные инструменты для создания гжельских изображений (оксид кобальта, шпатели, реактивы и т.д.) не используются из соображений безопасности. Юные художники учатся рисовать рисунки в этом стиле на бумаге.
Для комфортной работы ребенок должен быть обеспечен:
- Плотные листы бумаги или белый картон. Тонкие листы бумаги деформируются под воздействием воды и краски, из-за чего вся работа выглядит гораздо хуже;
- Синий и белый цвета. Не рекомендуется давать ребенку больше красок для создания более четкого представления о гжельской росписи. Для работы подходят гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;
Материалы и оборудование
- Книжки-раскраски;
- Справочная литература;
- Образцы фотографий; Фотографии;
- Посуда (блюдца, тарелки с фрагментами гжельской росписи)
Пальчиковая гимнастика для детей в детском саду
- Кисти 2 и 5.
- Цветовая схема
- Акварели
- Альбомные листы формата A4
- Ткани
- Стаканы для воды
- Мелки
- Подготовленные листы бумаги для рисования
- Орнамент
Техника живописи
Гжель (роспись для детей должна выполняться по единому алгоритму) под этапами ее создания подразумевает последовательное нанесение мазков краски на рабочую поверхность таким образом, чтобы интенсивность цвета постепенно менялась от более светлого к более темному (или наоборот). Кисть следует двигать от центра страницы к краю.
Объясняя юным художникам технику создания гжельских узоров, стоит обратить внимание на следующее
- насыщенность и ширину линий, нарисованных кистью;
- расположение щетины щетки на рабочей поверхности;
- Количество оттенка на кисти.
Техника росписи гжели традиционно следующая:
- Смешайте в палитре густые пятна синего и белого цветов, а затем, как бы вытягивая краску кистью, распределите полутона орнамента.
- Для создания контура используются классические мазки, которые подразумевают рисование линий путем перемещения кисти с краской в направлении, перпендикулярном линии щетины инструмента.
- Детализируйте изображение с помощью “волновых” мазков, которые подразумевают чередование сильного и слабого нажима на кисть, а затем поворот на 180 градусов на краю рабочей плоскости.
- При необходимости заполните пробелы пустыми точками, которые следует нарисовать легким мазком кисти на поверхности используемого листа бумаги.
Роспись под гжель: основы технологии
Вся красота этого дизайна достигается за счет смешения двух цветов, что позволяет получить большое количество оттенков между чистым королевским синим и ослепительно белым. Техника включает в себя и контрастные переходы, и растягивание штрихами, и даже почти полное затемнение синего до черного. Все это делается путем смены кистей и предварительного смешивания оттенков, или даже одновременного объединения их в кучу.
- Сложность гжельской живописи заключается в мастерстве мазков. Ширина и плотность мазков, толщина слоя краски на каждом кусочке ворса, его направление – здесь нет мелких нюансов. Поэтому всем начинающим следует сначала освоить базовые элементы, а затем постепенно, шаг за шагом, вводить все новые и новые техники.
- Пятно света и тени” также играет важную роль. Анализируя рисунки, выполненные в этой технике, можно заметить, что тени располагаются в композициях в соответствии с определенной закономерностью. Это почти плавный переход от чистого, светлого пятна (составляющего центр картины) к более темным границам, к которым увеличивается насыщенность и глубина цвета. Возможна и обратная ситуация, когда мелкие детали по краям переходят в осветленную дымку, а крупные центральные элементы, наоборот, темные и плотные.
Обратите внимание, что элементы гжельской росписи всегда сопровождаются плавностью, мягкостью, округлостью линий, легкостью в переходах оттенков, даже если они имеют контрастное сочетание (всегда будет небольшая растяжка) и мелкой детализацией по краям.
Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров для детей
Для того чтобы ребенок мог самостоятельно придумывать гжельские узоры, ему следует научиться создавать самые простые виды украшений.
Ситка
Чтобы сделать этот узор, вашему ребенку понадобится кисть с длинной тонкой щетиной.
Рекомендуемый способ изготовления ситцевого узора следующий:
- Взяв небольшое количество краски на палитре, используйте кисть, слегка смоченную в воде, чтобы набрать пигмент на кончик.
Китайский мазок
Китайский мазок считается более сложной техникой гжельского орнамента.
Рекомендуется создавать детали с его помощью следующим образом:
- Нанесите небольшое количество двух красок на палитру, затем кистью с длинной щетиной нарисуйте каждый цвет.
- После того как вы нашли наиболее подходящее место для нанесения рисунка, положите кисть на рабочую поверхность и держите ее там, пока краска не исчезнет. Таким образом, вы создаете постепенную потерю насыщенности тени, которая будет выглядеть максимально естественно после высыхания.
- Когда на кисточке не останется краски, повторите шаги 1 и 2. 1 и 2, завершая таким образом гжельский орнамент.
Тень
Тень считается разновидностью китайского мазка. Она предполагает наличие широкого спектра оттенков базовых цветов, наносимых на рабочую поверхность круговыми вращениями толстой кисти.
Гжельская роспись для детей, техника мазка кистью с тенью.
Алгоритм создания орнамента таким образом выглядит следующим образом:
- Возьмите кисть №8 (для этой техники также подходит кисть №10), кончик которой должен быть прямоугольным.
- Прокрасьте конец кисти так, чтобы тень была гуще у края, чем в середине.
- Поместите пушистую часть кисти на рабочую поверхность, а затем, не отрывая рабочий инструмент от поверхности открытки, изобразите необходимый элемент изображения.
Для удобства рисования заштрихованных мазков держите кисть тремя пальцами – большим, указательным и средним. В противном случае давление на рабочий инструмент будет распределяться неправильно, что негативно скажется на внешнем виде конечного изображения.
Как рисовать эскизы в технике гжель?
Гжель (роспись для детей может быть выполнена не только на бумаге, но и на полированной пластиковой или деревянной поверхности) позволяет художнику украшать различные предметы быта не только стандартными орнаментами, но и многокомпонентными композициями с прослеживаемой тематической линией.
Цветы
Для рисования цветов в гжельской росписи (обычно используемой в декоре посуды) можно использовать несколько способов:
3. там, где сердце соединяет полукруги, нарисуйте маленький круг внутри фигуры.
Заполните пространство между полукругами слегка изогнутыми линиями, соединяя их вместе.
5. нарисуйте еще один полукруг справа и слева от основного контура фигуры в месте пересечения сердца и полукруга.
6 Сделайте бутон более пышным, нарисовав дополнительные лепестки вокруг контура нижней фигуры с внешней стороны.
3) Под бутоном проведите две плавно изогнутые линии, конечные точки которых должны находиться над центрами боковых краев бутона.
4) От начальной точки линий, показанных в шаге 3, нарисуйте еще два полукруга, направленных вниз.
5) С помощью 2 прямых линий заполните расстояние между линиями, созданными в шаге 4.
6) В верхней части бутона нарисуйте спираль, чтобы имитировать закрытые лепестки.
Растения
Гжель для детей также будет увлекательна при создании изображения с изображением растений, чаще всего используемых в декоре кухонной утвари или предметов одежды.
3. по всей длине линии справа нарисуйте 2 плавно изогнутых штриха (снизу), а остальное пространство заполните точками, интенсивность которых должна быть расположена в порядке убывания (у нижнего края листа крупные и плотные, у верхнего – мелкие, едва заметные).
3. на линии в нижней части рабочей плоскости, слева, я показываю насыщенные широкие мазки.
4. заполните пространство, где спирали расходятся в противоположные стороны, проведя в этих точках 3 линии разного размера, исходящие из одной точки.
Проведите дугу от начальной точки основных штрихов, в конце которой нарисуйте лист волнистой линией
6. От одной из спиралей на правой стороне карты проведите 4 точки на расстоянии не более 1 см друг от друга (при условии, что изображение создается на листе бумаги формата А4 или меньше).
Животные
Изображения животных, созданные в стиле гжельской росписи, чаще всего используются для украшения интерьера или одежды.
3) От нижнего края круга проведите изогнутую линию вверх, стремясь к левому верхнему углу.
4) Продолжите линию с полуокружностью, загибающуюся вверх и направленную в правый верхний угол.
5) Заострите соединение, а затем продолжите контур, рисуя, не отрывая кисть от листа, мордочку и уши лисы с помощью полукруга и двух треугольников.
6. проведите плавно изогнутую линию вниз к основанию круга.
7) Уточните изображение, более четко прорисовав лапы животного, а также его глаза, нос и рот.
8. нарисуйте овал (хвост лисы) вдоль нижнего края основной фигуры так, чтобы левая сторона хвоста была примерно в два раза шире левой стороны.
Птицы
Гжельская роспись с изображением птиц чаще всего используется для украшения посуды, кухонной утвари (например, разделочных досок) или предметов одежды.
3. из центра боковых дуг начертите полукруги, крайние точки которых должны лежать на основной линии.
4. расширьте верхнюю часть основной вертикальной линии, нарисовав небольшой полукруг (голова птицы).
5) По всей длине боковых дуг, вокруг полукругов, изображаются диагонали, внешний край которых должен быть толще, чем край у туловища птицы гжель (оперение птицы).
6) В нижней части туловища дорисуйте овалы, заостренные по краям (ноги птицы).
7) От области между правым крылом и лапкой птицы проведите плавно изогнутые линии, направленные хаотично, располагая их близко друг к другу (хвост птицы).
8. доработайте птицу, добавив глаза, клюв и хохолок на голову.
9. Используя различные техники, заполните внутреннюю часть нарисованного объекта, раскрывая оперение и цвет птицы.
Раскадровки
К раскадровке картин в стиле гжельского орнамента рекомендуется приступать только после того, как юный художник применит основные художественные навыки и доведет их до совершенства.
3) По всей длине изображенных кривых нарисуйте множество маленьких точек с обеих сторон, которые придают объем изображению.
4) Над кривыми, оставив 3-4 см, изобразите полукруг, загибающийся вниз (дно корабля).
5. соедините верхние точки полукруга волнистой линией (верхняя часть корабля).
6. нарисуйте 3 маленьких круга в верхней части корабля.
7. над кругами проведите плавно изогнутые линии в противоположных направлениях, чтобы изобразить паруса.
8. справа и слева от нарисованного корабля нарисуйте рыбу, используя простые геометрические фигуры и прямые линии.
9. Заполните пространство над кораблем близко расположенными полукругами, сгруппированными в пары (птицы).
Поэтапное рисование в технике теневого штриха
Эта техника называется “техника двойного мазка” или “китайский мазок”, и получившиеся произведения выглядят очень эффектно не только в классической сине-белой палитре, но и в других оттенках, а также при создании фигур, не имеющих отношения к гжельской росписи. Чтобы сделать такой простой цветок, вам понадобятся:
- акриловая краска синего и белого цвета (лучше всего для практики);
- воды в стакане;
- палитра для смешивания;
- Лист плотной акварельной бумаги или поверхность для рисования для украшения;
- Кисти разных размеров, из беличьего или таклонового ворса, всегда плоские, срез может быть лепестковым, плоским или скошенным: это зависит от формы получаемого куска.
Начиная с техники “двойной мазок”, вам понадобятся кисть, краска и палитра.
- Поместите на палитру пятна белого и синего цвета, одно рядом с другим. Слегка прижмите их края друг к другу, чтобы тени смешались. Приложите кисть к пятнам так, чтобы насыщенный темно-синий был у основания ворса, а чистейший белый – у края. Плоской стороной кисти сделайте несколько ласковых мазков по палитре, чтобы окончательно осветлить переходы между оттенками.
- Простой мазок кистью предполагает укладку кисти на поверхность и проведение ею перпендикулярно волосам. То есть мазок кисти должен не смешивать цвета, как это сделано на стеке, а выводить их параллельно. Следите за давлением кисти, чтобы не было пробелов в цвете.
- Удалось ли вам провести ровную линию? Вы можете начать деформировать его. Положите кисть так же ровно, но теперь сместите свой вес так, чтобы большая часть его приходилась на кончик щетины, и осторожно перемещайте кисть из стороны в сторону, делая небольшой поворот на 180 градусов. По мере приближения к концу вращения переместите вес на основание волоса и повторите те же действия, но на этот раз относительно новой точки опоры. В итоге на вашей стороне должна получиться волна или сложенная буква “S”. Продолжая чередовать зоны с весом, выработайте длинную, мягкую волну.
- Освоив этот паттерн, добавьте к нему угловатость: вы делаете волну вверх, но по мере падения в нижнюю точку не переносите вес в другую зону – оставьте его там, на краю стопки, и снова считайте волну вверх. То же самое по отдельности придется повторить в другом направлении. Именно из этих элементов состоят лепестки большинства цветов в гжельской росписи.
- “Капли” в технике теневого мазка наиболее сложны в исполнении из-за особого расположения и вращения кисти и необходимости быстро и изящно отрывать ее от страницы или другой поверхности. Там, где должна быть “голова” пятна, кисть кладут всем весом, часто у основания щетины, затем скручивают и начинают тянуть в сторону. В то же время давление уменьшается, и линия сужается. Когда она достигнет минимальной толщины, удалите ворс с поверхности, оставив еще 0,5-1 мм для получения наиболее изящного среза.
- Когда отдельные “капли” будут освоены, попробуйте сделать их рядом: это будут боковые лепестки цветка.
- Последняя задача, которая стоит перед вами при освоении штриховки, – объединить все отработанные приемы в один цветок. Верхний и нижний полукруги – центр, капли – обрамляющие лепестки. А самые простые элементы – точки и линии – в сердцевине, для тычинок.
Как сделать трафарет для гжели?
Создавать трафареты для росписи гжели на любой поверхности можно разными способами, в зависимости от основного объекта.
Например, птица может быть изготовлена следующим образом:
- Перенесите небольшое количество краски на палитру, затем используйте специальную лопаточку для смешивания оттенков.
- Плоской кистью (рекомендуется восьмерка) нанесите краску так, чтобы одна сторона была более плотной, чем другая.
- Нанесите краску на кончик одного из пальцев основной руки и с его помощью создайте полукруг на рабочей поверхности.
- Короткими штрихами нарисуйте крылья и очертания туловища.
- Дополните хвост волнистыми линиями.
- Снова нарисуйте крылья, обводя их контуром.
- Детализируйте изображение.
- Освежив высохшие линии, приложите трафарет к выбранному объекту, снимите бумагу и завершите декорирование на белой поверхности.
Гжель для детей будет интересна только в том случае, если они знакомы с историей этой росписи. Благодаря универсальности этого вида искусства, юные художники быстрее освоят основные алгоритмы создания простых орнаментов, что позволит им начать самостоятельно разрабатывать узоры, а также создавать сложные сюжетные картины.
Читайте далее:- Конспект занятия "Знакомство с искусством гжельской росписи" для детей подготовительной группы. Воспитатели детских садов, школьные учителя и педагоги.
- Гжельская роспись – что это такое, история создания, особенности и техника росписи – Сам себе мастер – МирТесен Медиа Платформа.
- Гжель – роспись. Гжель – посуда. Гжельская керамика.
- Мастер-класс по рисованию на тему "Гжельские узоры". Для воспитателей детских садов, школьных учителей и педагогов.
- Макияж для девочек (49 фото): простой макияж лица, для 10-12-летних, леопардовый и пиратский, другие красивые макияжи для детей.
- Виды батика и секреты техники росписи батика для начинающих.
- Что можно нарисовать на футболке? Как и с помощью чего? Пошаговые методы нанесения рисунка на футболку.
- Филимоновская роспись: элементы, узоры и цвета – Сайт о рукоделии.
- Как построить куб: объяснение перспективы с помощью пошагового метода.
- Птицы. Оригами. Для воспитателей детских садов, школьных учителей и педагогов.