Гжельская роспись – что это такое, история создания, особенности и техника росписи
Русские славятся своей креативностью. Гжельская роспись занимает особое место среди всех разнообразных направлений и профессий. Картины на керамике в этом уникальном стиле приобрели мировую известность. Каковы секреты этого магического искусства?
Что такое гжель?
К востоку от Москвы, на берегу реки Гжелка, есть деревня с похожим названием. Чтобы объяснить, почему роспись называется гжель, отметим, что само слово происходит от глагола “жечь”. Гжель первоначально была известна как “жегель”. Гжель показалась кому-то более благозвучной, и буквы в имени были переставлены местами. Эти гончарные узоры не следует путать ни с чем другим. Все оттенки синего и голубого на белом фоне создают уникальный орнамент. Для техники росписи фарфора характерны цветочные и растительные мотивы, а также сцены из сельской жизни.
История гжельской росписи
Гжельская роспись на глиняной посуде имеет богатую историю. Уже более 700 лет назад был создан этот знаменитый вид искусства. Окрестные земли были богаты залежами белой глины. Он не подходил для выращивания хлеба, но был хорошим сырьем для изготовления керамики. Документальные исторические свидетельства говорят о том, что люди, поселившиеся здесь, начинали как ремесленники в 11 веке.
Московский царь Калита упоминает об этом ремесле в своем завещании, составленном в 1328 году. Позже сам Иван Грозный рассказывал об этих замечательных рисунках в своих патентных письмах. Торговля получила развитие в 17 веке, когда в столицу начали поставлять глиняные сосуды. В то время это были в основном предметы для аптекарского дела и различных мелких ремесел. Постепенно ремесленники начали производить кухонную утварь. В 19 веке началось производство полуфаянса, а к концу века гжельский промысел стал производить фарфор и тонкий фаянс.
Особенности гжельской росписи
Стиль работы настолько выразителен, что его с успехом используют в домашних интерьерах, вышивке и одежде. Гжельская орнаментальная роспись имеет характерные особенности:
- исключительно ручная работа;
- Фон неизменно белый (за исключением зеркальных работ, где синий фон темно-синий);
- Узоры и орнаменты выполнены путем сочетания темно-синего и белого цветов;
- Переходы между цветами резкие;
- Соответствие цветов;
- Предмет и его украшение образуют целостную композицию;
- Элементы позолоты подчеркивают синий и кобальтовый цвета.
Что нарисовано под Гжель?
Основные инструменты и материалы, которые использует гжельское искусство для создания своих работ, – это оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти разных размеров и типов. Первоначально в качестве основной краски используется химическое вещество черного цвета. Однако в процессе обжига он становится синим. В зависимости от степени концентрации получаются различные оттенки.
Инструментальную композицию завершает стеклянная палитра, в которой художник смешивает краски для получения желаемого оттенка. Готовый рисунок покрывается белой глазурью. Затем изделие подвергается обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предполагает зеркальную технику: композиция рисунка наносится белой краской на матовый кобальтовый оттенок. Создается 3D-эффект матовых белых узоров.
Основные цвета гжельской росписи
Традиционно гжельская роспись выполняется только в оттенках синего цвета. В этом и заключается необыкновенное мастерство художников: показать всю палитру мира одним цветом. Список цветов не очень длинный:
- Цвет фона фарфора – белый;
- различные оттенки от бледно-голубого до насыщенного, ярко-синего;
- темный кобальт;
- Белая роспись на синем фоне в технике зеркальной проекции;
- Золотое или платиновое украшение.
Методы гжельской росписи
Методы нанесения краски сложны, так как гжель расписывается вручную кистями на обожженном фарфоре. Современная техника отличается от той, что использовалась в прошлом. Древние ремесленники писали предметы “с листа”. Они изобрели рисунок в процессе живописи, обогатив его новыми элементами. Сейчас весь сюжет придумывается заранее, а затем применяется без существенных изменений. Основные техники делятся на:
- Направление наносимых линий;
- Положение кисти при рисовании;
- Длина щетины используемого инструмента.
Базовая техника состоит из нескольких техник:
- Ситка. Тонкие детали прорисовываются концом длинной щетины кисти.
- Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно красят до тех пор, пока насыщенность не уменьшится.
- Оттенок. В данном случае синий цвет на кисти имеет более густой оттенок, а белый цвет образует узкую полосу. Гжельская роспись в этом случае получает “тень”.
Элементы гжельской росписи
Люди в их работах отражают истории окружающей действительности. Элементы гжельской росписи имеют сильные темы:
Растение
- . Классический стилизованный вид растений с четко очерченными деталями.
Техника гжельской росписи
Вся процедура разделена на отдельные этапы. Этапы росписи гжели заключаются в нанесении мазков кистью один за другим так, чтобы при переходе цветов четко менялись полутона от светлого к темному. Движение происходит от центра к краю. Возможно обратное уменьшение цветов: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут перемежаться с постепенным размытием. При этом играют роль следующие нюансы:
- Плотность и ширина мазков кисти;
- Направление движения сваи;
- толщина краски на инструменте художника.
Основные шаги в освоении техники:
- Синие и белые пятна мягко рисуются вместе, создавая тени. Аккуратно сдвиньте полутона.
- Освоение гжельской росписи заключается в изучении простого мазка, то есть движения кисти перпендикулярно стеку.
- Вы можете освоить технику рисования волны. Поменяйте усилие, нажимая от основания к концу инструмента, и поверните его на 180°.
- Капли рисуются быстрым движением кисти от поверхности изображения, прижимая ее к основанию и делая точку.
Как сделать трафарет для гжели?
Гжель можно создавать не только на фарфоре. Мотивы этого произведения искусства прекрасно смотрятся на различных поверхностях и предметах. Для создания трафарета вам понадобятся:
- лист бумаги формата А4;
- гуашевые краски;
- щетки 1,2,3,6,8;
- лопаточка, нож для палитры;
- вода.
В качестве примера рассмотрим роспись гжельской доски – картины с изображением птицы:
- Используйте шпатель, чтобы смешать краски на палитре.
- Опустите кисть №8 в разведенную гуашь так, чтобы одна сторона набрала больше красящего вещества.
- Удерживая мизинец на доске, сделайте серповидный росчерк. Он представляет собой торс.
- Используйте технику капли и короткие штрихи, чтобы нарисовать бедра и начало крыльев.
- Волнистые штрихи образуют хвост.
- Кистью №3 очертите крылья более темным оттенком.
- Кисть №1 для проработки мелких деталей.
- Эскиз переносится с бумаги на предмет.
Роспись гжельских изделий
Разнообразие майолики в этом ремесле поражает воображение, но традиционным стилем остается бело-голубой. “Синевой России” в народе называют творения гжельских мастеров. Продукция представлена несколькими направлениями:
-
-
- лубочные (например, роспись гжельских плашек);
-
-
- цвет глазури (самый древний тип);
-
-
- Глухой кобальт (бело-золотой рисунок на темном фоне);
-
-
- Костяной и белый фарфор (разнообразная посуда синего цвета с глянцевым блеском и мерцающей позолотой).
-
-
-
-
Понравилась ли вам статья? Подписывайтесь на канал, чтобы оставаться в курсе самых интересных материалов
Гжельская роспись на посуде
Гжель – это традиционный стиль росписи фарфора, известный своими насыщенными кобальтовыми оттенками, яркой майоликой и поразительной гармонией узора и орнамента.
Свое название картина получила благодаря живописной подмосковной местности, известной также как “Гжельский куст”. Более 700 лет гжельские мастера создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы домашней утвари, расписанные яркими орнаментами с изображением цветов, животных и пейзажей. Все работы выполнены исключительно вручную, что придает им ценность. Машинной росписи гжели не существует, каждое изделие оригинально, демонстрируя частичку вложенной автором души.
Содержание:
История ремесла
Первое официальное упоминание о регионе содержится в Уставе епископа Калиты 1328 года, но доказано, что гжельские поселения существовали и занимались различными ремеслами уже в 11 веке, хотя гончарное дело не входило в официальный список обязанностей при царском дворе. Основным поставщиком гжельской глины и готовых изделий для “аптекарских нужд” регион стал только в 17 веке при царе Алексее.
Главной отличительной чертой гжельской росписи является ее оригинальность и индивидуальный стиль. Сначала это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно декоративно-прикладное искусство развивалось и становилось более сложным. Появились декоративные блюда и наборы блюд, высокие кумганы с дискообразным корпусом. Широкое распространение получила также мелкая пластика в виде кухонной утвари и игрушек, покоряющая своими незатейливыми рисунками и росписью, пейзажами и цветочными орнаментами.
С 19 века на территории Гжели началось полуфабрикатное производство, которое стало переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. Декор включал характерную подглазурную роспись в насыщенных оттенках синего, монохромные рисунки, полихромные подглазурные узоры, обильную позолоту и уникальные кобальтовые фоны.
Особенно известны работы Тереховых и Барминых, а также Кузнецовых, Киселевых, Жадиных и Тулиных.
Цвета гжельской росписи
Характерной особенностью гжельской росписи является полностью ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частичку себя и свое видение природы и окружающей среды.
Гжельская роспись: характеристики, виды гжельской росписи, цвета и элементы
Морозные узоры на белом снегу, трогательные сцены из жизни крестьян и незатейливые, но очаровательные пейзажи, изысканный стиль и особый, “самобытный” стиль живописи… Все это можно описать двумя словами – гжельская роспись. Узнайте об истоках ремесла, его хитростях и тайнах, техниках и этапах создания своих творений – читайте далее.
История гжельского ремесла
Что такое гжель? Это жанр русской народной живописи, признанный далеко за пределами России. Слово “гжель” известно не только искусствоведам и мастерам. Если вы попросите иностранца создать инициативную линию для слова “русский, Россия”, вам не обойтись без традиционных хохломы и гжели. Гжель – название обширного подмосковного района, включающего 27 деревень. В народе их называют “гжельским кустом”. Территориально он расположен в 60 км от Москвы, вдоль железнодорожной линии Москва-Муром-Казань. В настоящее время это Раменский район Московской области, ранее территория относилась к Богородскому и Брунницкому районам.
Здесь издавна развивалось гончарное дело, а с середины XVII века в Гжели добывали ценные сорта глины. В то время природный материал использовался для аптекарских нужд, а точнее “для алхимических сосудов”. До середины 18 века в Гжели производились типичные для того времени изделия – посуда, кирпичи, гончарные трубы, глазурованная плитка и даже детские игрушки. Но в экваториальном возрасте Гжель стала самым мощным центром майоликового производства в России. Даже Михаил Ломоносов писал о неповторимой белизне гжельской глины.
Впоследствии в этом районе началось производство полуфаянса, фаянса, что привело к созданию фарфорового завода. Во второй четверти XIX века гжельское искусство достигло своего расцвета. К этому периоду относится описание лучших работ, выполненных в этой технике. Затем последовал спад в связи с промышленными реформами в России, а затем длительный перерыв. Только после Великой Отечественной войны, благодаря самоотверженным мастерам, гжель как народная роспись возродилась.
Секреты гжельской росписи
Интересный факт: Гжель в своем развитии прошла несколько этапов, и знаменитая синяя роспись на белом фоне – лишь один из них. Но нет ничего другого, с чем средний человек мог бы сравнить Гжель. Это основная, определяющая цветовая гамма.
Посмотрите видео о гжельской росписи и истории промысла.
Виды гжельской росписи
В XVIII веке наиболее узнаваемым видом гжельской росписи была Лубочная гжель. Развитие этого жанра было связано с тем, что многие мастера стали учиться на фабрике Гребенщикова в Москве. Для украшения посуды использовались зеленый, желтый и синий цвета. На белом фоне также использовались фиолетовые и коричневые краски. Образ был создан на основе фотографий модного в то время лубочного платья. Например, в центре рисунка может быть птица, люди, животные или дом. К сожалению, это ремесло больше не развивается, и ремесло гжельского луба можно считать утраченным видом искусства.
Другие виды гжели:
-
-
-
-
-
- Надглазурная. Древний и очень красивый вид живописи. Мастера наносили цветные краски прямо на глазурь. Это была сложная, трудоемкая работа. Кроме того, требовался обжиг продукта в три или даже четыре этапа. Цена такой посуды была бы очень высокой, но гжель, покрытая глазурью, выглядит как посуда из царского сервиза.
- Глухой кобальт. Он не очень привычен для традиционного восприятия Гжели, но, тем не менее, является ее собственным видом. Некоторые сравнивают глухой кобальт с зеркальным отражением Гжели, которую мы все знаем. Мастер покрывает всю поверхность изделия кобальтом, а затем наносит глазурь. После обжига они покрывают все изделие белой краской и золотом.
- Кость и белый фарфор. Еще один прекрасный стиль гжельского искусства: чисто белые сосуды с позолоченными узорами. Золото словно углубляет белый цвет, подчеркивая его хрупкость и благородство.
- Традиционная живопись. Бело-голубая гжель – это народный промысел, получивший широкое признание, самый известный вид ремесла. У него есть и второе название: “Голубой цвет России”. Мастер наносит рисунок специальными красками на основе оксида кобальта, используя технику мазка кистью. Расписанный предмет окунается в белую глазурь и обжигается в печи. После обжига глазурь меняется с белой на прозрачную, изделие приобретает глянцевый блеск и прочность, а дизайн проявляется наиболее выразительно.
-
-
-
-
Цвета гжельской росписи
Существует несколько мнений о том, почему синие узоры на белом фоне оказались наиболее удачными для гжельских керамистов. Даже ребенок узнает голубоватые завитки на молочно-белом фарфоре. И, как уже упоминалось, существует несколько видов живописи, в которых цветовая палитра не была столь ограниченной.
Обе версии правдоподобны, и их смесь может быть истинной. Синий цвет лучше всего сочетался с глазурью. Другие цвета не всегда давали хорошее сочетание, довольно много изделий пришлось отбросить. Синий, с другой стороны, работал безупречно. Верно и то, что роспись в оттенках белого и синего была в то время мировой тенденцией: знаменитые голландские изразцы и китайский фарфор – живые тому примеры.
Технические приемы, а также культурные заимствования сыграли свою роль в создании глобального бренда искусства. Гжельскую колористику постоянно используют в своих работах современные дизайнеры. Они оформляют интерьеры тканями в гжельском стиле, используют настенные украшения в гжельском стиле. И, что удивительно, сине-белая русская эстетика хорошо сочетается с кантри, скандинавским и даже провансальским стилями.
При смешивании этих двух цветов получаются разнообразные оттенки. Мастер использует и контрастные переходы, и растягивающие мазки, и даже сильное затемнение синего.
Элементы и узоры гжельской росписи
Начинающие считают, что самое важное в гжели – это научиться смешивать два цвета. Но, пожалуй, самое сложное – научиться двигать кистью. Научитесь делать мазки кистью шире и плотнее, когда это необходимо, правильно рассчитывать толщину краски на каждой части стека и направление мазка: именно здесь кроется самое сложное. А еще мастера должны научиться работать со светом и тенью: правильный переход от светлого к темному и делает гжель лаконичным и тонким ремеслом, с запоминающимся дизайном.
Основные техники и элементы гжельской росписи:
-
-
-
-
-
- Ситка. Берется кисть с длинным тонким ворсом, в работе участвует только кончик. Форма ситца состоит из мелких деталей: завитков, волн, которые являются основными узорами гжельской росписи.
- Китайские мазки кистью. Можно использовать два цвета на одну кисть (или один цвет за один раз, но с усилением жесткости волос). Элементы рисуются кистью так, чтобы насыщенность цвета плавно распространялась по поверхности.
- Теневой удар. На кисть наносится краска, изначально синяя и белая в соответствующих рассчитанных пропорциях, количество краски на ворсе регулируется. Синяя область должна всегда оставаться плотной и насыщенной при движении кисти, а светлая область служит ореолом, рассеивая свет.
-
-
-
-
Искусству создания знаменитой картины обучают и сегодня. Существуют специальные курсы по гжели для детей, гжели для начинающих и так далее. Это только на первый взгляд простое ремесло, в котором используется всего два цвета. И хотя некоторые начинающие художники считают, что, овладев этим искусством, крестьяне обязательно добьются успеха, на практике оказывается, что для творчества требуется не только терпение и усердие, но и большой артистизм. Поэтому сегодня интересно создавать гжельские росписи – радует момент сакрального прикосновения к источникам, а также возможность отвлечься от суеты повседневности.
Техника: как расписать гжель
Если вы решили всерьез заняться освоением техники гжель, будьте готовы к тому, что вам придется начинать с нуля. И с усердием первоклассника вы должны будете пройти через простые, элементарные техники, не торопясь переходить к более сложным картинам.
Для работы вам понадобятся:
-
-
-
-
-
- плотная бумага;
- гуашь (но акварель и акрил также приемлемы для изучения);
- кисти различных размеров;
- воды в стакане;
- палитра;
- ткань.
-
-
-
-
Начните с самых простых вещей – точек, черточек, штрихов. Комбинируя эти основные элементы, вы получаете узнаваемые гжельские узоры. Попробуйте нарисовать на бумаге несколько параллельных синих линий. Из линий должны образоваться клетки. Затем поставьте точки внутри этих квадратов, они должны быть одномерными. Теперь на получившемся рисунке найдите способ нарисовать тонкие темные линии.
Узоры и шаблоны можно использовать для рисования узорчатых стежков: как и в случае с ручкой, один элемент повторяет всю линию, и только потом вы переходите к следующему. После нескольких исписанных таким образом листов бумаги можно начать рисовать цветы или листья на стебле, усложняя узор и дизайн.
Игра с цветами – это обязательная практика. Вам следует “попробовать различные сочетания белого и синего цветов на кисти”. Вы должны научиться чувствовать пропорции цветов, толщину, силу мазка кисти. Самое главное – увидеть, как распределяется краска, и перевести эти наблюдения в состояние наведения. После такой практики ваша рука будет “знать”, сколько краски нужно взять для достижения того или иного элемента.
Нарисуйте тарелку на листе плотной акварельной бумаги. Нарисуйте центральные линии карандашом. Цель работы – расписать панно в технике гжель. Будут ли это простые элементы или сцены из крестьянской жизни, зависит от вашей готовности и уже приобретенных навыков. Но только после того, как потренируетесь на бумаге, приступайте к росписи керамики.
Как долго вам придется заниматься, зависит от вашего усердия и начальных навыков. Если сначала распечатать книгу и поработать над ней хотя бы неделю (достаточно часа в день), можно заполнить специальные трафареты, нарисовать эскизы и подготовиться к работе с глиной.
На видео ниже мастер Зинаида Голубева расписывает фарфоровый сосуд “под гжель”:
Народные промыслы – гжель и хохлома, дымковская и жостовская роспись, городецкая роспись и палехская миниатюра – это бережно хранимые ценности народной культуры. Их законы и принципы консервативны, но это не ограничивает воображение современных художников, которые создают новые изделия в традиционных техниках.
Вазы с гжельской росписью украшают интерьеры и добавляют визуальный интерес к любому букету в вазе. Посуда и сувениры также внесут особый шарм в образ дома. А если изделие сделано вручную, оно обладает нежным очарованием.
Гжель сегодня соответствует русскому характеру декоративности, красоты и тонкости. Картина достойна того, чтобы у нее появились новые поклонники и мастера.
Что такое гжель?
Сам промысел зародился на берегах реки Гжелки еще в IV в. Первое упоминание об этой местности можно найти в религиозной грамоте Ивана Калиты. Позже во всех духовных грамотах великих князей Гжель описывается как центр керамического производства страны, поставщик для царского двора богатого сырья отличного качества.
Вначале это были только кирпичи и простая керамика. Начиная с XVIII века, Гжель прославилась производством цветной майолики, расписанной разнообразными яркими цветами, с золотым контуром на белой глазури.
Разнообразие
Лубочная Гжель.
Этот вид гжельской росписи, широко распространенный в XVIII веке, возник, когда многие мастера стали подмастерьями на московской фабрике Гребенщикова. Вся посуда была расписана орнаментами зеленого, желтого, синего и фиолетово-коричневого цветов на белом фоне. Рисунки обычно были выполнены в стиле модного тогда лубочного рисунка. На них часто изображали птицу в центре, дом, а позже людей и животных. Теперь этот образ утрачен.
Гжель надглазурная
Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Она расписана цветными орнаментами, нанесенными поверх глазури. Это очень сложная и трудоемкая техника. Такие объекты проходят через три, а иногда и четыре обжига.
“Если работа содержит темно-синие детали, на уток после обжига наносится кобальтовая подглазурная краска. После глазурования и обжига при высокой температуре предмет расписывается цветными красками и снова обжигается в печи, но уже при более низкой температуре. Расписной предмет украшается золотом и снова помещается в печь для окончательного закрепления рисунка.
Такие гжельские блюда довольно дорогие, но и выглядят они как “из дворца”.
Оглушительный кобальт
При взгляде на такие гжельские росписи возникает потрясающий эффект. Кажется, что это “зеркальное отражение” хорошо известной бело-голубой гжели. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига рисунок окрашивается белой краской и позолотой.
Белый и костяной фарфор
Фарфор из Гжели очень высокого качества. Даже Петр Великий и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому завод в Гжели производит чисто белый фарфор или отпечатывает на нем тонкий золотой узор. От этого она кажется еще белее.
Традиционная живопись
Тем не менее, сине-белая гжель считается традиционной. Не зря его называют “голубым цветом России”. Роспись производится специальной смесью красок на основе оксида кобальта с помощью мазков кистью.
Расписанный предмет окунается в белую глазурь и обжигается в печи при температуре около 1400oC. После обжига глазурь становится прозрачной, предмет приобретает блеск и твердость, а рисунок раскрывается во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно-голубого до глубокого темно-синего.
Иногда на уже обожженную глазурь наносится тонкий золотой или платиновый декор, который затем снова обжигается в печи.
Что еще
Кроме упомянутых в статье, существуют и другие виды гжели – “пейзажная” гжель. Когда художник изделия рисует пейзаж или архитектуру кобальтом.
Но, конечно же, много сувениров, скульптур, самоваров, самоварчиков, казанов и много разных сувениров.
В определенный период в Гжели изготавливали небольшие скульптуры. Такие фигурки советских времен ценятся в антикварных магазинах.
И сейчас есть свободные гжельские художники, занимающиеся изготовлением скульптур малых форм в гжельской технике.
Похожие статьи
Произведения искусства из Гжели на “Русских ремеслах”!
Russian Crafts Shop – это интернет-магазин, где можно приобрести разовые и редкие изделия, подарки и сувениры русского народного творчества. Мы предлагаем традиционные произведения русского народного искусства и ремесел, выполненные лучшими художниками и мастерами из разных регионов России.
Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
Гжельские ремесла – история, гончарное дело и вышивка
Милитта любит настоящее искусство, а Гжель – это настоящее народное творчество. Красота сине-белого зимнего цвета напоминает русский зимний пейзаж.
Гжель – старинное русское село, расположенное на берегу реки Гжелка, в Рамянском районе, в 60 км от Москвы. Название деревни происходит от слова, заимствованного из лексикона древних гончаров – “жегель”, что означает “жечь”, “обжигать”. Территория вокруг деревни имеет богатые залежи глины, поэтому долгое время здесь жили гончары, которые умели понимать и чувствовать глину, они могли пальцами на ощупь определять толщину стенок изделия.
Вокруг Гжели есть и другие села, жители которых занимаются гончарным делом – Трошк? во, Глебово, Речицы, Турыгино, Бахтеево и многие другие. Эта местность наделена природой большими залежами огнеупорной глины, поэтому жители с детства занимаются гончарным делом. Копать глину нелегко, и она даже не находится близко к поверхности.
Глинистые отложения перемежаются со слоем песка, и через каждый слой проходит разный тип глины. Первая – обычная красная глина – “ширёвка”, вторая – “пушонка”. (желтая), внизу – “мыльная” глина, которая используется для изготовления фаянса и фарфора. Последняя глина – самая лучшая, она имеет белый цвет, но до нее нелегко добраться.
Изготовление гончарных изделий было непростым делом и выполнялось опытными мастерами, при этом дети помогали глазировать предметы, а девочки расписывали и обжигали их. В каждой деревне была своя технология, которую тщательно скрывали от соседей и передавали сыновьям по наследству.
Мастера-гончары изготавливали сосуды: молочные кувшины, миски, квасники, кувшины, горшки и кувшины; не забывали они и развлекать детей – делали свистульки и различные фигурки. По указу царя Алексея Михайловича вся Гжель была отведена под Аптекарский приказ для производства керамики. Поэтому гжельские крестьяне никогда не были крепостными.
В XVIII веке друг великого М. V. Ломоносова, химик Дмитрий Виноградов все-таки разгадал китайский секрет фарфора. Первая фарфоровая чашка появилась в России в 1749 году. Именно Виноградов основал первую фарфоровую мануфактуру (впоследствии Императорский фарфоровый завод – ИФЗ). Даже сегодня некоторые тонкости, подмеченные Виноградовым, учитываются при производстве фарфора.
С конца XVIII века посуда из фарфора считалась не только верхом хорошего вкуса, но и указывала на богатство и статус владельца. Хотя в 18-19 веках некоторые светские господа не понимали благородства и элегантности фарфоровой посуды, считая ее слишком простой, поэтому предпочитали серебро и золото. А у простых людей была деревянная, керамическая и металлическая посуда.
Именно из гжельской глины впервые был изготовлен русский фарфор. С тех пор появились фарфоровые заводы, которые переросли в небольшие фабрики. К 1871 году насчитывалось уже около 100 таких производственных организаций. Гжельские крестьяне жили неплохо, зарабатывая на жизнь своим трудом, ведь императорский двор сам заказывал фарфор из Гжели. А владельцы местных фабрик были награждены серебряными медалями. Гжельские посиделки иногда доходили до 150 человек…
“…Русское солнце погасло.
Дальше моя история неясна,
Впереди белые и красные,
Но это пока не про нас.
Далее кожаные куртки, расстрельные команды,
Свист кнута и клинка…”.
Наступило время отчуждения. После Октябрьской революции, в 1918-1919 годах, все фабрики в Гжельском районе были национализированы. Некоторые из них, самые крупные и хорошо оснащенные, стали государственной собственностью. А проще говоря, фаянсовые заводы, построенные предками братьев Барминых, братьев Акулиных, братьев Дунаш и многих, многих других, были отобраны. Это были гончарные династии, и их фабрики были приобретены в результате многолетнего труда.
Вскоре ремесленники Гжели поняли, что если им никто не поможет, то горшки придется привозить из других мест. Хорошо, что такие люди нашлись. В 1933 году в деревне Турыгино, где у братьев Дунаш была своя фабрика, появились те, кому было небезразлично древнее ремесло – ученый Александр Салтыков и художница Наталья Бессарабова. Именно их следует упомянуть, хотя их было довольно много. Они возродили гжель и разработали свой собственный стиль – синие узоры на белом фоне, потому что раньше гжель была многоцветной.
Посуда была окрашена в желтый, красный и зеленый цвета. А в те времена гжель не была предметом роскоши. Гжельская посуда – молочные кувшины, квасники, миски, танки предназначались для простых людей и даже для домохозяек. Сегодня синий, светло-голубой, васильковый, цвет неба и т.д. – являются характерными цветами гжельской росписи. Но для себя гжельские мастера время от времени готовят блюда разных цветов.
Инструменты художника – это кисти, палитра, шпатель для смешивания красок и банка с оксидом кобальта. Кобальт – это специальная краска для керамики, которая сначала почти черная, как сажа, и становится светло-голубой только после обжига. Гжельские мастера имеют более 20 оттенков синего цвета, которые получаются после обжига. Теперь вы можете представить, какие замечательные художники и мастера создают прекрасную гжель.
Какие темы затрагивает гжель? Прежде всего, это природа и времена года, особенно русская зима. Это могут быть также сцены из городской и деревенской жизни, персонажи русских сказок, синие птицы, синие цветы и т.д.
К сожалению, среди сине-белой гаммы очень часто встречаются гжельские подделки. Клеймо “ручная работа” на изделиях, украшенных синими мотивами, не является гжелью.
Как найти или отличить подлинную гжель? Это нелегко. Вы должны искать предметы, сделанные настоящими ремесленниками, которые очаровывают с первого взгляда. Посмотрите на узор – на настоящем шедевре все сделано с любовью, без спешки, нет случайных, размазанных стежков.
В настоящих гжельских изделиях продуманы и доработаны все мельчайшие детали, изделиями легко пользоваться (если отверстия в посуде такие, что ими трудно пользоваться, или чайник и чашка неустойчивы, а крышки прижимаются неплотно – это не гжель). Если вам нужен гжельский фарфор, то первое его свойство – он очень легкий, если вы его не чувствуете, то это фаянс. Фарфор (от турецкого farfur) – это продукт тонкой керамики, в отличие от фаянса он более прочный и не пропускает воду. Он белый, кольцеобразный и полупрозрачный в самом тонком слое.
Компонентами фарфора являются каолин, пластичная глина, кварц и полевой шпат. В каких пропорциях? – Вот в чем секрет! Фаянс (от французского faience) – фаянсовые изделия также могут быть тонкой керамикой, но они плотные и пористые, и при ударе издают глухой звук. Фаянс легко впитывает влагу, поэтому все фаянсовые изделия покрываются сплошным слоем глазури. Глиняную посуду легче разбить и раздробить. Если глазурь на глиняной чашке потрескалась, ее можно выбросить. Ингредиенты фаянса те же, что и фарфора, но в разных пропорциях.
А самой отличительной чертой настоящей гжели, даже если не присматриваться ко всем мелким деталям, является цена. Гжель – это авторское произведение, высокохудожественное и уникальное, которое не может стоить дешево, в то время как фабричное произведение, приносящее прибыль в больших объемах, – это совсем другое дело. Поэтому приходится выбирать либо дешевые, либо дорогие с настоящей художественной традицией.
Однако большинству из нас нужны и недорогие продукты, но при этом они должны иметь торговую марку “Гжель”. На нижней части изделия должна быть гжельская печать (клеймо). На государственном Гжельском заводе изображен двуглавый орел с надписью “Гжель”. Если произведение является авторским, на нем ставится знак автора и имя мастера-художника.
Если вы “загорелись” купить гжельскую посуду, подумайте, как она впишется в ваш интерьер, возможно, придется что-то изменить, ведь гжель любит синие и белые рамки, то есть интерьер должен сопровождать гжель, а ведь она такая красивая.
Гжельская вышивка, кстати, может помочь создать неповторимую атмосферу в вашем доме.
Гжельская вышивка
В гжельской вышивке часто встречаются цветочные мотивы. Узоры могут состоять из мелких или крупных мотивов, включающих цветы, листья, ягоды, а иногда могут быть отдельные узоры, изображающие людей и животных в окружении растений.
В вышивке используются различные стежки и глади, в основном стебельчатый шов, шов “за иголку”, шов “за иголку”, тамбурный шов, шов “крестик”, Владимирские стежки, которые сами по себе весьма разнообразны, а также очень распространенная техника выглаживания мастора – гладь с доской, “россыпь”.
Вышивка по одному и тому же мотиву может быть выполнена одним и тем же видом стежка или глазури, или в сочетании друг с другом.
Гжель не любит разнообразные цвета в интерьере – все дело в оттенках синего и белого, и в одной вышивке оттенки синего тоже не очень разнообразны, допускается максимум три синих цвета – например, кобальтовый, васильковый и бледно-голубой. Иногда белый цвет заменяется обычной белой тканью, которая вышивается на изделии, т.е. белые нити не присутствуют в самой вышивке. Гжельская вышивка обычно выполняется нитками, в зависимости от вида изделия и техники, нитки подбираются в несколько сложений.
Так что если вы далеки от керамики, не переживайте, вам помогут вышитые изделия в гжельском стиле. И не только вышивка, но и бисероплетение.
Для тех, кто любит синий цвет, гжельские украшения – одни из лучших. Это может быть сочетание бусин или голубого и белого жемчуга разного размера, или белый жемчуг в сочетании с голубым – просто сказочно!
Вот что такое Гжель – в керамике, в вышивке, в синем и белом бисере.
Гжельская роспись: характеристики, виды гжельской росписи, цвета и элементы
Что такое гжель? Это своего рода русская народная живопись, узнаваемая далеко за пределами России. Слово “гжель” известно не только искусствоведам и художникам. Если попросить иностранца составить начальный ряд для слова “русский, Россия”, то без традиционных хохломы и гжели не обойтись. Гжель – название обширного подмосковного района, включающего 27 деревень. В народе их называют “гжельским кустом”. Территориально он расположен в 60 км от Москвы, вдоль железнодорожной линии Москва-Муром-Казань. Сегодня это Раменский район Московской области, а ранее территория относилась к Богородскому и Бронницкому районам.
Гончарное дело здесь развивалось давно, а с середины 17 века в Гжели добывали ценную глину. В то время природный материал использовался для аптекарских нужд, а точнее “для алхимических сосудов”. До середины 18 века в Гжели производились типичные для того времени изделия – посуда, кирпичи, гончарные трубы, глазурованная плитка и даже детские игрушки. Но в экваториальном возрасте Гжель стала самым мощным центром майоликового производства в России. Даже Михаил Ломоносов писал о неповторимой белизне гжельской глины.
Впоследствии в этом районе началось производство полуфаянса, фаянса, что привело к созданию фарфорового завода. Во второй четверти XIX века гжельское искусство достигло своего расцвета. К этому периоду относится описание лучших работ, выполненных в этой технике. В этот период описываются лучшие работы, выполненные в этой технике. Только после Великой Отечественной войны, благодаря ведущим мастерам, гжель как народная роспись возродилась.
Узнайте больше о Гжели в нашей статье: История Гжели: от возникновения Гжели до наших дней.
История гжельской росписи
Гжельская роспись на глиняных предметах имеет богатую историю. Этот знаменитый вид искусства возник более 700 лет назад. Окрестные земли были богаты залежами белой глины. Он не подходил для выращивания хлеба, но был хорошим сырьем для изготовления керамики. Документальные исторические свидетельства говорят о том, что люди, поселившиеся здесь, начинали как ремесленники в 11 веке.
Об этом промысле упоминает московский царь Калита в своем завещании, составленном в 1328 году. Сам Иван Грозный позже рассказывал об этих замечательных рисунках в своих патентных письмах. Торговля развивалась в 17 веке, когда глиняную посуду начали поставлять в столицу. В то время это были в основном предметы для аптекарского дела и всевозможных мелких ремесел. Постепенно ремесленники начали производить кухонную утварь. В 19 веке началось производство полуфаянса, а к концу века гжельские мастера начали производить фарфор и тонкий фаянс.
Секреты гжельской росписи
Интересный факт: Гжель в своем развитии прошла несколько этапов, и знаменитая синяя роспись на белом фоне – лишь один из них. Но нет ничего другого, с чем средний человек мог бы сравнить Гжель. Это основная, определяющая цветовая гамма.
Посмотрите видео о гжельской росписи и узнайте больше об истории гжельского искусства.
Элементы гжельской росписи
Люди в его работах отражают темы окружающей действительности. Элементы гжельской росписи имеют характерные темы:
- Растение. Классический стилизованный вид растений с четко очерченными деталями.
2. животные представлены в основном пернатыми..
3. декоративная стилизация. Узоры используются в виде сеток: “капли”, “усики”, “гребень”, “трава” и другие. Обычно по краю досок с гжельской росписью располагаются “шашечки”.
4. сюжетные композиции. Типичные картины из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, современные сюжеты.
Виды гжельской росписи
В 18 веке гжель была самой узнаваемой из всех гжельских росписей. Развитие этого жанра было связано с тем, что многие мастера стали учиться на фабрике Гребенщикова в Москве. Для украшения посуды использовались зеленый, желтый и синий цвета. На белом фоне также использовались фиолетовые и коричневые краски. Образ был создан на основе фотографий модного в то время лубочного платья. Например, в центре рисунка может быть птица, люди, животные, дом. К сожалению, это ремесло больше не развивается, и гжельское лубочное ремесло можно считать утраченным видом искусства.
Другие виды гжели:
- Надглазурная. Древний и очень красивый вид живописи. Мастера наносили цветные краски прямо на глазурь. Это была сложная, трудоемкая работа. Кроме того, требовался обжиг продукта в три или даже четыре этапа. Цена такой посуды была бы очень высокой, но гжель, покрытая глазурью, выглядит как посуда из царского сервиза.
- Глухой кобальт. Он не очень привычен для традиционного восприятия Гжели, но, тем не менее, является ее собственным видом. Некоторые сравнивают глухой кобальт с зеркальным отражением Гжели, которую мы все знаем. Мастер покрывает всю поверхность изделия кобальтом, а затем наносит глазурь. После обжига они покрывают все изделие белой краской и золотом.
- Кость и белый фарфор. Еще один прекрасный стиль гжельского искусства: чисто белые сосуды с позолоченными узорами. Золото словно углубляет белый цвет, подчеркивая его хрупкость и благородство.
- Традиционная живопись. Бело-голубая гжель – это народный промысел, получивший широкое признание и являющийся самым известным. У него есть и второе название: “Голубой цвет России”. Мастер наносит рисунок специальными красками на основе оксида кобальта, используя технику мазка кистью. Расписанный предмет окунается в белую глазурь и обжигается в печи. После обжига глазурь из белой превращается в прозрачную, предмет приобретает блеск и прочность, а рисунок проявляется как можно ярче.
Те, кто только начинает увлекаться Гжелью, пытаются найти в Интернете интересные факты о гжельской росписи. И чаще всего человек сталкивается с историей, которая больше похожа на сказку. Когда гжельская роспись была на пике своей популярности, мастера охраняли ее секреты, не раскрывая особенности техники посторонним. Владелец фабрики даже нанял немого мастера, который не мог раскрыть ноу-хау. Однако, когда заинтересованные лица напоили керамиста, он без слов раскрыл все секреты производства.
Как расписывают Гжель
Техника рисования довольно сложна и требует определенного мастерства. Художник расписывает керамику сразу после обжига. Древнерусские ремесла многогранны и до сих пор хранят множество тайн и загадок. Первая роспись в гжельском стиле называлась майоликой. Он был расписан в “пятицветном” стиле, на основе белоснежной эмали, на которую был нанесен рисунок.
Памятная черепаха, украшенная русской майоликой
Такая роспись также использовалась в интерьерах
Другие краски для древнерусской живописи получали из солей: зеленые – из солей меди, желтоватые тона – из солей сурьмы, вишневые – из марганца, голубые – из кобальта. Позже от этой техники отказались в пользу известного нам сегодня кобальтово-синего узора на белом фоне.
Даже двух цветов было достаточно для создания произведений народного искусства.
В современном производстве уникальный рисунок сначала придумывается, а затем переносится на само изделие. В старые времена мастера рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент уже в процессе работы, время от времени добавляя новые мотивы и детали. Для покраски вам понадобится совсем немного: шпаклевка, кисти и олово оксида кобальта, которое придает уникальный синий оттенок.
При создании такой сложной композиции невозможно обойтись без предварительной покраски.
Интересный факт: цвет – черный, но он меняется только в процессе обжига.
До обжига гжельские изделия выглядят простыми и синими.
Технология такова: сначала выполняется роспись, затем изделие окунается в подготовленную глазурь, после чего снова обжигается в печи. Почему же в каждом дизайне обыгрываются все оттенки синего? Такой уникальный эффект достигается благодаря использованию особой техники гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет легких путей в своем творчестве, осваивая и изобретая новые элементы, детали орнамента и мотивы в народном стиле. Поэтому каждый дизайн уникален по своей сути, ведь в нем заключена частичка творческой души художника.
История и техника Гжели
Цвета гжельской росписи
Существует несколько мнений о том, почему синие узоры на белом фоне были наиболее удачными для гжельских керамистов. Даже ребенок узнает голубые завихрения на молочно-белом фарфоре. И, как уже упоминалось, существует несколько видов живописи, в которых цветовая палитра не была столь ограниченной.
Обе версии правдоподобны, и их смесь, вероятно, верна. Синий цвет лучше всего сочетается с глазурью. Другие цвета не всегда давали хорошее сочетание, от многих изделий пришлось отказаться. Синий цвет, с другой стороны, прекрасно сочетался. Верно и то, что роспись в оттенках белого и синего была в то время мировой тенденцией: знаменитые голландские изразцы и китайский фарфор – яркие тому примеры.
Технические приемы, а также культурные заимствования сыграли свою роль в создании глобального бренда искусства. Гжельскую колористику постоянно используют в своих работах современные дизайнеры. Они оформляют интерьеры тканями в гжельском стиле, используют настенные украшения в гжельском стиле. И, что удивительно, сине-белая русская эстетика хорошо сочетается с кантри, скандинавским и даже провансальским стилями.
Смешивание двух цветов позволяет получить гамму оттенков. Художник использует и контрастные переходы, и растягивающие мазки, и даже сильное затемнение синего цвета.
Особенности гжельской росписи
Гжельскую роспись можно легко выделить среди других направлений. Его характерным стилем является Синие и голубые узоры на блестящем белом фоне.
Для рисования мотивов кобальт используется в качестве краски. Характерный синий цвет приобретается в процессе обжига.
В картинах используются геометрические полосы, цветочные узоры и растительные мотивы. На больших предметах можно найти целые пейзажи и архитектурные здания, а также условные изображения фигур людей и животных.
Ежик, ежиха и лошадь.
Роспись по керамике наносятся вручную, с помощью кисти. Это позволяет создавать картины из оксида кобальта самых разных оттенков, от глубокого темно-синего до нежно-голубого.
Элементы и узоры гжельской росписи
Начинающие художники считают, что в гжели самое важное – научиться изящно сочетать два цвета. Но, пожалуй, самое сложное – научиться двигать кистью. Научитесь делать мазки кистью шире и плотнее, когда это необходимо, правильно рассчитывать толщину краски на каждой части стека и направление мазка: вот где наступает самое сложное. А еще мастера должны научиться работать с пятнами света и тени: правильно переходить от светлого к темному и делать гжель лаконичным и тонким ремеслом, с незабываемым дизайном.
Основные техники и элементы гжельской росписи:
- Ситка. Берется кисть с длинным тонким ворсом, в работе участвует только кончик. Форма ситца состоит из мелких деталей: завитков, волн, которые являются основными узорами гжельской росписи.
- Китайские мазки кистью. Вы можете использовать два цвета на одну кисть (или один цвет за один раз, но с жесткой фиксацией волос). Элементы очерчиваются кистью так, чтобы насыщенность цвета на поверхности плавно переходила в цвет.
- Теневой удар. Краска наносится на кисть, изначально берется синий и белый цвета в правильных рассчитанных пропорциях и регулируется количество краски на ворсе. Синяя область должна всегда оставаться плотной и насыщенной при движении кисти, в то время как светлая область служит ее ореолом, рассеивая свет.
Искусству создания знаменитой картины обучают и сегодня. Существуют специальные курсы по гжели для детей, гжели для начинающих и так далее. Это только на первый взгляд простое ремесло, в котором используются только два цвета. И хотя некоторые начинающие художники считают, что как только крестьяне освоят это искусство, они непременно добьются успеха, на практике оказывается, что для творчества требуется не только терпение и усердие, но и большой артистизм. Вот почему так интересно создавать гжельскую роспись в наши дни – сам момент прикосновения к родникам приятен, как и возможность отвлечься от суеты будней.
Основы технологии
Красота гжельской росписи достигается путем смешивания двух цветов (белого и синего). Такое сочетание способствует созданию огромного количества оттенков, что делает картину уникальной и неповторимой. Кроме того, для картин Гжеля характерны резкие цветовые переходы.
Иногда можно встретить полностью белый цвет, а также темно-синий, переходящий в черный. Эти эффекты достигаются за счет использования различных кистей и смешивания тонов.
Основная трудность для начинающего – научиться пользоваться мазками кисти. Важна не только толщина мазка кисти, но и ширина слоя краски. Точность этих движений достигается методом проб и ошибок. Экспериментируя с различными параметрами, вы можете получить хорошее представление об основных принципах. По мере освоения техники гжельской росписи вы можете усложнять узоры и осваивать новые приемы.
Анализируя рисунки и узоры, можно определить основную цветовую характеристику. Все используемые оттенки расположены в четко определенном порядке. Это плавный и равномерный переход от светлого центра изображения к темному краю. По мере приближения к границе цвет становится светлее, темнее и насыщеннее. Обратное тоже верно: центральная часть темная, а внешняя – белая.
Все элементы этой картины характеризуются текучестью, округлостью линий и мягкостью цветовых переходов.
Особенности гжельской росписи
Стиль работ настолько выразителен, что с успехом применяется в домашнем интерьере, вышивке и одежде. Гжельская орнаментальная роспись имеет отличительные особенности:
- исключительно ручная работа;
- Фон неизменно белый (за исключением зеркальных работ, где синий фон темно-синий);
- Узоры и орнаменты выполнены путем сочетания темно-синего и белого цветов;
- Переходы между цветами резкие;
- Соответствие цветов;
- Предмет и его украшение образуют целостную композицию;
- Элементы позолоты подчеркивают синий и кобальтовый цвета.
Что используется для росписи гжельских картин
Основные инструменты и материалы, которые использует гжельское искусство для создания своих работ, – это оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти разных размеров и типов. Первоначально химический реагент, используемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако в процессе обжига он меняется на синий. В зависимости от степени концентрации получаются различные оттенки.
Инструментальную композицию завершает стеклянная палитра, в которой художник смешивает краски для получения желаемого оттенка. Готовый рисунок покрывается белой глазурью. Затем изделие подвергается обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предполагает зеркальную технику: композиция рисунка наносится белой краской на матовый кобальтовый оттенок. Создается 3D-эффект матовых белых узоров.
Гжельская роспись Основные цвета
Традиционно гжельские росписи выполняются только в оттенках синего цвета. В этом и заключается необыкновенное мастерство художников: показать всю палитру мира одним цветом. Список цветов не очень длинный:
- Цвет фона фарфора – белый;
- различные оттенки от бледно-голубого до насыщенного, ярко-синего;
- темный кобальт;
- белый на синем фоне в технике зеркальной проекции;
- Золотое или платиновое украшение.
Методы гжельской росписи
Методы нанесения краски сложны, так как гжель расписывается вручную кистями на обожженном фарфоре. Современная техника отличается от той, что использовалась в прошлом. Древние ремесленники писали предметы “с листа”. Они изобрели рисунок в процессе живописи, обогатив его новыми элементами. Сейчас весь сюжет придумывается заранее, а затем применяется без существенных изменений. Основные техники делятся на:
- Направление наносимых линий;
- Положение кисти при рисовании;
- Длина стека используемого инструмента.
Основная техника рисования состоит из нескольких приемов:
- Ситка
. Мелкие детали прорисовываются кончиком кисти с длинной щетиной. - Китайские мазки кистью .
. Широкой кистью наносятся два оттенка, один из которых используется для размывания мазков до достижения меньшей насыщенности. - Теневой штрих .
. В данном случае синий цвет на кисти имеет более густой оттенок, а белый цвет образует узкую полосу. Гжельская роспись в этом случае получает “тень”.
Элементы гжельской росписи
Люди в их работах отражают истории окружающей действительности. Элементы гжельской росписи имеют сильные темы:
Растение
- . Классический стилизованный вид растений с четкими деталями.
- Конспект занятия "Знакомство с искусством гжельской росписи" для детей подготовительной группы. Воспитатели детских садов, школьные учителя и педагоги.
- Гжель – роспись. Гжель – посуда. Гжельская керамика.
- Гжельская роспись: дети и обучение творчеству.
- Мастер-класс по рисованию на тему "Гжельские узоры". Для воспитателей детских садов, школьных учителей и педагогов.
- Филимоновская роспись: элементы, узоры и цвета – Сайт о рукоделии.
- Простой и недорогой рецепт холодного фарфора, который всегда получается.
- Виды батика и секреты техники росписи батика для начинающих.
- Макияж для девочек (49 фото): простой макияж лица, для 10-12-летних, леопардовый и пиратский, другие красивые макияжи для детей.
- Что можно нарисовать на футболке? Как и с помощью чего? Пошаговые методы нанесения рисунка на футболку.
- Как расписать бутылку шампанского для свадьбы – 5 уроков.