Искусство росписи посуды: Гжель
Нет такой нации, которая не имела бы своего исторического наследия. Она состоит из традиций, религии, памятников, чувства принадлежности к родине и народных ремесел. Гжель – одно из таких ремесел и памятников старины. Это название старинного села, известного во многих странах мира, а также название фарфорового завода и целого района, состоящего из 27 сел, образующих знаменитый “Гжельский куст”.
История Гжели
Село Гжель со времен Ивана Калиты славится своей хорошей глиной, пригодной для изготовления керамики. Царь Алексей Тишайший приказал прислать 15 телег глины, которая использовалась как материал для изготовления новых аптекарских и алхимических сосудов. Вскоре весь приход был приписан к Аптекарскому приказу (конторе). Крестьян обучали гончарному ремеслу. Начала развиваться гжельская торговля, и искусные ремесленники были немедленно освобождены из рабства.
До начала XVIII века в Гжели уже было 25 фабрик, производивших кувшины, танки, квасники и другие изделия из красной глины, кирпичи, керамическую плитку и простые детские игрушки.
Гжельская майолика
XVIII век – появление майолики Гжель достигает своего расцвета. Мастерство художников принесло успех в росписи на необожженных цистернах, покрытых белой глазурью. Форма изготовленных сосудов была необычной – по образцу древних колб. Сам расписной кувшин, ваза для фруктов или другой сосуд изготавливался на подносе из львиных лап. Верхняя часть сосуда завершалась изогнутыми носиками и ручками, на них могли быть изображены птица, человеческая фигура, рыба или животные в забавных позах. Искусные мастера использовали цветные краски для создания замысловатых трав, цветов или листьев.
Гжельский полуфаянс
Когда была найдена серая глина, возникло производство глиняной посуды. Она была покрыта толстой, но уже белой черепицей, которая издавала приглушенный звук. Мастера окрасили изделие после первого обжига, что облегчило и ускорило работу. Во времена Петра I возникла мода на голландские орнаменты, окрашенные в бело-голубой цвет. Появился китайский фарфор того же цвета, который послужил образцом. Только изделие было окрашено в синий цвет. Вскоре уникальный узор на белом фоне стал визитной карточкой техники гжельской росписи. Черный кобальт лучше всего сочетался с глазурью и придавал ей глянцевый вид. Начали появляться элементы гуманизации. Например, заварочный чайник оформлен в виде человеческого лица, носик – в виде носа, дуги глаз, надутых щек.
Гжельский фаянс
В 1830-х годах между Россией и Англией были сложные отношения. В то же время было введено ограничение на импорт стаффордширского фаянса. Это имело большое значение, благодаря чему процветал Гжельский фарфоровый завод – более 30 заводов выпускали гжель – посуду, фаянс.
Простой крестьянин Киселев, работавший на фабрике Тереховых, за десять лет освоил совершенно новую технику росписи фаянса. Затем он отделился и начал создавать настоящие произведения вместе со своими подмастерьями. Мастера освоили искусство кистевой росписи, технику переводной печати, цветные рельефы, научились покрывать изделия солями металлов, придавая им золотой, серебряный цвет и жемчужный блеск.
Гжельский фарфор
Первые попытки производства фарфора были предприняты в 18 веке. После этого цена фарфора была приравнена к золоту. В России его производили императорские фабрики, и гжельские мастера стремились овладеть этим искусством.
Вскоре удалось установить состав белой фаянсовой массы. В это же время был основан первый фарфоровый завод, где его основатель, Куличков, научился делать настоящий фарфор. С тех пор гжельская керамика неуклонно совершенствовалась.
На их творения оказали влияние мода и западные традиции. В советское время это были портреты героев войны и труда. Мастера создали свою уникальную технологию утилизации в соответствии с традициями русского народа.
В советское время фарфоровый завод Гжель – был сосредоточением значительной части всей фарфоро-фаянсовой продукции СССР.
Характеристика картины
Поверхность изделия полностью глазурованная;
- Уникальная цветовая гамма – красивые синие тона на белом корпусе;
- Замысловатые геометрические формы и цветочные орнаменты;
- Полностью раскрашена вручную.
Расписанные вручную гжельские узоры очень тонкие и изысканные. Самое главное – это расположение цветов и оттенков таким образом, чтобы создавалась гармоничная композиция. В его основе лежит история, от которой отходят элементы орнамента или сюжетные нити.
Такие филигранные работы создаются художниками, настоящими профессионалами. Они проходят обучение в специальной художественной школе.
Элементы и узоры гжельской росписи
Все элементы гжели нанесены гладко и имеют присущую им округлость и мягкость цвета.
- Плавный переход от светлого центра к более темным, насыщенным тонам по краям узора;
- Темный центр, постепенно становящийся все светлее и светлее, пока края изображения не станут светлыми, почти белыми.
Каждый рисунок на фарфоре всегда имеет свой неповторимый декоративный стиль. В качестве изделия может выступать городской или сельский пейзаж, бытовые сцены, элементы иконописи, изображение природы или сказочных персонажей. Русский народный промысел подчиняется строгим правилам, и его нельзя спутать ни с чем другим.
Краски для гжельской росписи
Традиционный узор – яркий кобальтово-синий на белом теле, а сами изделия изготавливаются с использованием специального состава. Его особенность в том, что расписной предмет окунается в белую эмаль, а затем обжигается. После обжига эмаль становится прозрачной. В результате получается изысканный орнамент нежно-голубого цвета. Сам предмет становится твердым и приобретает первоначальный глянцевый блеск. Иногда глазурь украшают золотом или платиной, а затем снова обжигают.
Существуют три дополнительные техники
На майолике: надглазурная роспись различными цветами. Для этого используется золото, кобальт или платина. Они расписывают чайные, столовые сервизы, сувениры и другие предметы. Примером может служить картина Городецкого.
Она расписана с обратной стороны – фон кобальтово-синий, а роспись – белая эмаль. На светло-голубом фоне – белоснежные растения, животные или пейзажи.
Цвета костяного фарфора без узоров, иногда с золотыми или платиновыми надписями и небольшими рисунками. Допустимые цвета – синий или цветная эмаль.
Техника теневых штрихов
Оригинальный гжельский фарфор всегда расписывается вручную, художники быстро делают гладкие оттиски, которые изначально имеют один основной тон. После обжига более двадцати оттенков и полутонов дополняют облик готового изделия.
Тень создается с помощью кисти, одна сторона которой окрашена краской. При выполнении техники кисть совершает круговые движения. В начале картины появляется плотный, насыщенный цвет, постепенно кончик светлеет, и цвет приобретает едва уловимый голубоватый оттенок.
Темы узоров
Темы шаблонов можно условно разделить:
- Животные – чаще всего петухи, птицы;
- Растения – травы, деревья, ветки, злаки, почки или ягоды;
- Украшения – традиционные сетки, нитки, бисер, жемчуг, решетки;
- Состав участка – самый разнообразный.
Способ изготовления гжельских изделий
Весь процесс можно разделить на пять этапов.
Создается полуфабрикат – форма, которую делают специальными щипцами на гончарном круге. Фарфоровая масса заливается в форму. В этот момент он затвердевает. Каждое изделие из фарфора (ручки для кувшина или сахарницы, узоры для подсвечника или масленки) заливается в отдельную форму.
Изделие подготавливается, первый обжиг производится вручную, изделие полируется для создания ровного рисунка, затем производится обжиг, в котором изделие находится в течение 8 часов.
Визуальный осмотр и первый отбор – предмет окунается в фуксин и окрашивается в красный цвет, выявляя все изъяны и трещины. Если дефект не может быть исправлен, его отправляют на переплавку.
Роспись – у каждого мастера своя уникальная техника, которая в итоге создает фирменный почерк изделия. Затем они вручную окунают готовое изделие в парафиновую ванну, откуда затем покрывают его глазурью.
Второй обжиг – После погружения в теплую глазурь сосуды обжигаются в течение 18 часов.
После всех этапов сосуды приобретают законченный вид.
Мастера из Гжели
Коллекционеры всего мира хорошо знают технику, работы, имена и биографии выдающихся гжельских мастеров фарфора прошлого и настоящего. Самые известные из них – Розанов, Царегородцева и Окулова. Музеи стремятся выставить работы Азарова и Денисова. В музеях Санкт-Петербурга и Москвы можно увидеть работы Бессарабовой. Бесчисленные работы находятся в частных коллекциях. У каждого мастера есть свой уникальный бренд.
Продукты .
В отделах сувениров, посуды или в интернет-магазинах можно выбрать товары на самый взыскательный вкус. На сайтах производителей можно найти всю информацию о продукте, включая биографии создателей и описания изделий.
Подсвечник – “Жар”, палочки для благовоний “Жар-Птика”, гжельская тарелка, фарфор – “Люкс”, “Классика”, блинные пекарни.
Посуда из Гжели отличается не только орнаментом, но и огромным выбором форм: чайные пары, разнообразные сервизы, кофейные сервизы, чайники с чашками и расписными ложками, вазы для цветов, разделочные доски, сахарницы, розетки различных форм и размеров, тарелки и блюдца, самовары.
Сувениры в виде шкатулок, фигурок животных, подносов, сказочных персонажей; пасхальные яйца, матрешки, колокольчики, листок календаря, пивные кружки.
Как отличить от подделки
Фарфор из Гжели часто выдают за фаянс. Настоящий фарфор легкий, тонкий, прозрачный на свету, сохраняет тепло и издает звонкий звук при легком ударе.
Желтоватый оттенок, трещины и глазурованное дно являются характерными признаками фаянса. Фарфор обязательно поддерживается ободом.
Настоящая гжель – это работа профессионалов; изображения должны быть очень точными, аккуратными, все детали должны быть тщательно прорисованы. Если мелкие детали полностью совпадают, это признак тиснения.
Оригинальное изделие не должно иметь слишком узкий излив или неудобную ручку. Его отличает пропорциональная и гармоничная форма.
На оборотной стороне оригинала обязательно присутствует клеймо GFZ и инициалы автора.
Мастер-класс для преподавателей “Основы гжельской росписи
Мастер-класс для учителей (изобразительное искусство) по теме «Гжель – голубая сказка».
Место:Воспитанники детского сада № 10, г. Подольск. Подольск.
Целевая группаВоспитатели всех групп детского сада/школы¹ 10.
Количество участников: 11 человек.
ЦелиПрофессиональное развитие учителя.
ЦелиПознакомить педагогов с историей ремесел. Гжель;
– Ознакомить учителей с инструментами и функциями программы “Гжельская роспись Гжельская роспись;
– повышать профессиональный уровень воспитатели;
– формирование положительного эмоционального фона, психологическая релаксация.
ОборудованиеБелые листы этюдника, кисти разного диаметра и назначения (толстые круглые, средние заостренные (для примакивания, тонкие контурные, синяя гуашь на палитре, стаканчики с водой, доска для демонстрации образцов рисунков, образцы рисунков.
Гжель
Неприхотливый узор в лаковых тонах,
Белая глина, фарфор – атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочке глины.
Нарисовал тремя мазками картину синего цвета.
Из чаш, круглые бока которых расписаны кольцами,
В лепестках и облаках – плитка для кухонной плиты,
Голубое кружево, кобальтовый иней,
Словно вьюга, повисли кудри линий.
Синие игровые фигурки,
Для развлечения детей – зайчики и свистульки.
В легкости мазилки кроется секрет глины.
В России существует извечный промысел.
Поколения бело-голубых мастеров из Гжели.
Маги двух цветов, наш Боттичелли!
Курс урока.Дамы и господа, Гжель – деревнячье имя стало узнаваемым символом уникального искусства и ремесла артистизм. Также Гжель это название высокохудожественного фарфора, производимого в этом районе, расписанного кобальтово-синей краской на белом фоне.
В деревне добывают глину и используют ее для изготовления посуды. Происхождение: из Гжель Первоначально глина использовалась для изготовления аптекарской посуды; согласно указу царя Алексея Михайловича от 1663 года, “в Гжель волость к аптекарям и алхимикам присылать глину, пригодную для аптекарских сосудов.
История торговли началась в 18 веке. Мастера из Гжели Он делал простую посуду, кирпичи, плитки для плит и игрушки для детей. Все это было востребовано в Москве. (Транспорт был рядом, и качество было очень хорошим).. Мастера из глины изготавливали все самое необходимое для хозяйки – кувшины, миски, тарелки, судки и т.д. Все это великолепие было расписано в стиле майолики.
Работа требовала большого терпения и Работа требовала большого терпения и мастерства – рисование Работа была выполнена на мягкой, необожженной, белой эмали, не подлежащей исправлению или изменению. Гжелтовье выпускали отдельные и мелкие майоликовые пластики, которые часто отражали типичные сцены из их жизни, юмористические композиции, солдат, крестьян, модниц и щеголей, занятых тем или иным делом. Сюжеты были выразительны и понятны, пленяли ясностью идей художников и наивностью их простых народных мастеров. Многие образцы сегодня хранятся в коллекциях Эрмитажа, Владимиро-Суздальского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея, Останкинского дворца-музея изобразительных искусств, Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева и многих других.
Изображение Сосуды были дополнены скульптурными фигурами людей, птиц и животных. Этот метод открыл широкое поле для фантазии магистры. Кувшины, кумганы (блюда, чайники) превращались в подобие скульптуры. Их ручки имели форму ветвей, а носики заканчивались птичьей головой. Каждое изделие не было копией настоящего мотива. Он был ловко преобразован в декоративную форму. Все эти мотивы магистры выполнил с хорошим пониманием декоративного характера рисунков и смело ввел синие, желтые и зеленые цвета в коричневые контуры.
Кстати, здесь также производилась продукция для промышленного использования, например, канализационные трубы для московских улиц.
Около 1800 года в селе Володино Бронницкого района была открыта гончарная мастерская Петра Куликова, где впервые был произведен фарфор. Производство чудесного фарфора не должно было быть раскрыто. Куликов сам работал в гончарной мастерской, ему помогали двое рабочих. Эта фабрика знаменита тем, что именно с этой фабрики был произведен Гжельский фарфор.Чем глиняные сосуды.
До 1812 года в истории Гжель торговли в Гжели уже существовало 25 фабрик по производству посуды. Среди них наиболее популярными были фабрики Иванова и Лаптева в деревне Кузяево. Подписи на других продуктах указывают мастера N. Gusyatnikov, I. Srosley and I. Кокун. Помимо посуды, изготавливались игрушки в виде птиц и животных и декоративные статуэтки с сюжетами из русской жизни. Блестящие белые лошади, всадники, птицы, куклы и миниатюрная посуда были расписаны фиолетовыми, желтыми, синими и коричневыми красками в причудливом народном стиле. Мотивы живописные мотивы декоративные цветы, листья и травы. Живопись осложнялась тем, что краска мгновенно впитывалась в кожу.Работа с краской осложнялась тем, что она сразу же впитывалась в сосуд и не поддавалась коррекции.
Из фарфора изготавливали масленки, молочники, чашки, чернильницы, подсвечники и чайники. Разноцветная кисть живопись в сочетании с украшенными золотом чайными сервизами и вазами для цветов.
История синего и кобальтового цветов Гжель началось только в 1940-х годах. Гжельское искусство Искусство пришло в упадок, и казалось, что оно будет забыто навсегда. Но после войны один из из Гжели представила свои работы на Всесоюзной выставке, написанные в привычной сине-белой гамме, с использованием серого кобальта, который при обжиге становится щепоткой синего. На фабрике работы были приняты без особого энтузиазма, но на выставке они получили высшее признание – премию имени Ильи Репина. Это было началом истории известного Гжели – голубая сказка..
(Техника рисования основной элементы были усвоены в Мастер-класс Ирины Викторовой, преподавателя Гжельского государственного университета, члена Союза художников России и Международного союза художников. Мастер-класс Ирины Коршуновой, преподавателя Гжельского государственного университета, члена Союза художников России, члена Международного союза художников).
Для начала нужно научиться правильно рисовать. Важно! Рисуйте только одной стороной кисти, не переворачивайте ее. Для этого возьмите толстую кисть и смочите ее в воде, отожмите ее от края чашки и используйте “прочь”. Рисуйте вдоль краски так, чтобы на одной стороне кисти было больше краски, чем на другой.
Упражнение 1 Striae.
После нанесения краски проведите полосу от кисти.
Упражнение 2 Опускание листьев вверх и вниз.
После нанесения краски поднесите кисть параллельно верхнему листу и, слегка нажимая, закруглите вверх или вниз.
Упражнение 3 Лепесток вниз.
Наберите краску, поднесите кисть параллельно верхнему листу, слегка надавите, немного отведите в сторону и поднимите кисть.
Упражнение 4: Лепестки справа и слева.
Поднимая кисть, поднесите ее перпендикулярно к верхней поверхности и с легким нажимом делайте круговые движения влево или вправо.
Упражнение 5: Розы .
Соберите розу из изученных деталей.
Используя тонкую кисть и кисть для украшения, украсьте и завершите дизайн.
Упражнение 6 – элементы декора. Гжель и орнаментыкоторые используются живопись.
В Гжельская роспись Используются различные орнаменты из линий, полос, цветов, точек и т.д. Давайте попробуем воспроизвести их или придумать свои собственные. Для этого мы будем использовать линейную и тонкую кисти.
Ну, это конец нашего мастер-классДавайте посмотрим на работу, оценим ее, что получилось лучше, что хуже, какие части были сложнее?
Теперь очевидно, что для того, чтобы научиться рисовать элементы Гжельская роспись не так уж и сложна.Годы и годы упорной работы, тысячи повторений, важны для того, чтобы этот навык вырос в мастерство. Вы, как воспитатели…сможет обучать детей… …красивая… Повесть о Гжели.. Спасибо!
Творческая мастерская “Голубая сказка” (по мотивам росписи Гжель), автор – педагог дополнительного образования.
Мастер-класс по росписи гордека по дереву Чтобы познакомить детей старшего дошкольного возраста с росписью гордека, я сама изготовила и расписала деревянные предметы, которые использовала.
Мастер-класс по росписи по ткани на гордексе Роспись по ткани включает в себя огромное количество техник. Предлагаю рассмотреть акриловые краски на ткани на примере Гжели.
Мастер-класс по росписи гжели на дереве Для знакомства и обучения детей старшего дошкольного возраста росписи гжели я изготовила и расписала разделочную доску “под гжель”, используя.
Мастер-класс по изготовлению гжельской посуды из папье-маше легко сделать своими руками, если у вас есть базовый уровень знаний по этому вопросу. Я сделала посуду из бумажного маше, используя метод наслоения.
Мастер-класс по росписи деревянного коня С древних времен к лошадям на Руси относились с любовью и даже почтением все: крестьяне, воины, русские князья. Педагог: Послушайте это и угадайте, что это такое.
Мастер-класс для преподавателей живописи на камне “Каменный амулет”. Символ солнца – символ доброты и тепла” Цель: Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования. Повышение профессиональных навыков учителей. Материалы:.
Мастер-класс по росписи кормушек для птиц С началом поздней осени птицы, зимующие в нашем климате, нуждаются в подкормке. Для этого мы сделали кормушки для птиц. Но чтобы сделать свою.
Мастер-класс о том, как украсить нашу печь. Плиты, которые обеспечивают тепло в дополнение к приготовлению пищи, стали обычным делом в частных домах. В прошлом повар был кормильцем семьи.
Проектная деятельность “Посуда из бумажного маше с элементами гжельской росписи”. Государственное бюджетное учреждение Детский сад №1423 Группа №4 Номинация проектная деятельность по теме: “Из чего, из чего, из чего…”. “Посуда из папье-маше.
Гжель продолжается снова: традиционная роспись на неожиданных предметах
Трудно найти человека, который хотя бы раз не слышал о гжельской росписи, так называемом “бело-голубом чуде”. Само слово “гжель” сегодня очень популярно. Он вызывает в памяти красоту, деликатность, сказочность и изящество. Каждый гжельский шедевр – это настоящее произведение искусства.
С древнейших времен до наших дней,
Благодаря усилиям искусных мастеров,
Россия украшает Гжель
Синий узор на белых платьях.
Украсьте весеннее утро
Гжель, с ее нежными букетами,
И легкий ветерок,
Дует на нас жарким летом.
Иногда осенью в ярких красках
Милые творения природы,
Гжель приходит к нам в снежной сказке,
В преддверии наступления зимы.
И в холодную, ветреную зиму,
Гжель – это камин, который согревает нас,
В котором жаркое пламя камина
С сине-голубым узором.
Я сам, как и многие из вас, очень люблю гжель и активно использую ее мотивы в своем творчестве. Однако мне стало интересно, как живет Матушка Гжель сегодня и насколько этот стиль росписи актуален в современном мире. Посвятив несколько вечеров своему маленькому “расследованию”, я была удивлена, восхищена и даже немного шокирована (в хорошем смысле), чем не могу дождаться, чтобы поделиться с вами, мои дорогие друзья!
В этой публикации мне хотелось бы сосредоточиться не на типичных предметах гжели (посуда, статуэтки), а на тех предметах и вещах, которым этот узор придал новое звучание и оригинальность; привести несколько неожиданных и непредсказуемых примеров, когда, казалось бы, гжель и предмет совсем не сочетаются.
Сумочки в стиле гжель, косметички, кошельки – элегантные и очень красивые! Такие аксессуары украсят гардероб каждой модницы!
Обувь, украшенная гжельскими узорами, выглядит оригинально и неповторимо!
А как прекрасны и загадочны наряды, на которых расцветают синие и голубые цветы!
Гжельские мотивы активно используются в концертных костюмах:
И даже в макияже и укладке ногтей!
Украшения в стиле гжель (серьги, кулоны, часы) выглядят красиво, элегантно и нежно.
Концепция этого стиля заключается в создании целых интерьеров! Кухни, спальни, гостиные. Свежо, гармонично и оригинально!
Расписные самовары в стиле гжель – явно не драгоценность, но еще раз предлагаю полюбоваться удивительными сине-голубыми узорами!
А как насчет чудесных игрушек, украшенных гжельскими мотивами? Куклы выглядят как Снежные королевы (или Снежные королевы) в великолепных небесно-голубых нарядах!
Милые и очаровательные плюшевые мишки.
И не забудьте о расписанных вручную украшениях на рождественских елках.
Следующие примеры правления Гжели в современном мире могут удивить вас (как и меня).
Обычные вещи, которыми мы пользуемся каждый день, преображаются и украшаются волшебницей Гжелью. Стиральная машина в модных голубых розах? Почему бы и нет!
Чехол для мобильного телефона, шахматный автомат, карта памяти – и они поддались очарованию гжельской росписи!
Машина в стиле гжель! Такое тоже бывает. Ведь ремесленники очень изобретательны :).
Теперь перейдем к более “масштабным” примерам. Современные автомобили в синих свитках с росписью Гжель. Что я могу добавить. Прекрасно!
. и даже теплоходы!
Но, оказывается, чудесные гжельские конструкции можно не только созерцать, но и пробовать! Торты в голубой расписной кружевной сладкой глазури – прекрасные произведения кулинарного искусства!
Что вы думаете о гжельских свадебных идеях?
Невероятно красивое свадебное платье! Элегантная и воздушная!
И мужские аксессуары для гардероба:
Гжель была с нами не только на протяжении веков. Это прочно вошло в нашу жизнь. Голубые и синие узоры и цветы расцветают тут и там, радуя и восхищая нас своей оригинальностью, красотой и гармонией.
Гжельская роспись для детей. Картинки, трафареты, пошаговые рисунки, история, узоры
Гжель – это традиционная русская народная роспись, которая раньше была одним из самых популярных народных промыслов.
В настоящее время этот вид изобразительного искусства преподается как отдельный предмет не только в специализированных художественных школах, но и в общих классах с детьми начальной и средней школы. Чтобы научиться создавать гжельскую роспись, важно не только понимать основные этапы рабочего процесса, но и знать историю ее возникновения.
История гжельских узоров и орнаментов
Гжель (роспись для детей можно создавать обычными красками на любой поверхности) – это название одной из областей Подмосковья. Изначально в этом районе было несколько деревень и поселков, жители которых были мастерами-гончарами. Поэтому первые гжельские росписи были созданы на глине, добытой в этом районе. Первое упоминание об этом виде искусства относится к 14 веку (около 1328 года).
Его характерной особенностью является ограниченное использование цвета (1 тень на белом фоне). На развитие ремесла большое влияние оказал спрос потребителей, которые поддерживали свои семьи, продавая расписную посуду. Развитие и популярность гжельской росписи достигли своего пика в XVIII веке, когда ею стали украшать не только посуду и предметы декора, но и игрушки, статуэтки и сувениры. В этот период роспись в основном использовалась на фарфоре и фаянсе.
В начале 20-го века развитие гжельских ремесел было ограниченным. Это было связано с угнетением фабричного производства из-за национализации предприятий советской властью. Только с конца 20-го века этот вид искусства вновь обретает популярность.
Цветовая гамма гжельской росписи
Гжельская роспись изначально была выполнена полностью в синем цвете (допускаются оттенки синего). Именно эта особенность данного вида искусства делает его сложным для начинающих даже сейчас. Не каждый художник способен создать прекрасную картину, используя ограниченное количество цветов.
Основными цветами, используемыми художниками в гжельской росписи, являются:
- белоснежка (всегда используется в качестве фоновой тени, поскольку не затеняет контрастную краску, которая используется для создания основного орнамента);
- Все оттенки синегоВсе оттенки синего, самые популярные – темно-синий и бледно-голубой;
- кобальт (более темный оттенок);
- цвет белой краски (используется в зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне, противоположность классической гжельской росписи);
- золото (современное нововведение художников, желающих использовать благородный оттенок золота для расстановки акцентов в картине, написанной вручную);
- платина (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на определенных деталях орнамента).
Мотивы и элементы
Гжель (роспись для детей будет легче освоить, если у них уже есть базовые художественные навыки), имеющая четко выраженные мотивы и характерные элементы орнамента, используется сегодня в оформлении жилых и коммерческих помещений, игрушек и даже предметов одежды.
Наиболее характерными особенностями этого типа живописи являются:
- Все орнаментальные элементы, независимо от общей сложности картины, рисуются вручную (иногда с использованием трафаретов);
- строгое исполнение картины на гладком синем или белом фоне;
- орнамент рисуется исключительно синим или белым цветом (в редких случаях допускаются оттенки золота или платины)
- наличие четких и резких цветовых переходов в рисунке орнаментов из Гжели;
- если в одном орнаменте присутствует несколько оттенков синего, их порядок должен быть как можно более последовательным, несмотря на резкость переходов;
- все элементы гжельской росписи, нанесенные на один предмет, должны составлять целостную композицию, выдержанную в одной теме (например, если кружка расписана гжельскими цветами, то каждый элемент ее декора должен визуально напоминать бутоны растений или их стебли).
Классические гжельские элементы:
- растения (деревья, травы, цветы);
- животные;
- птицы;
- орнамент (гжельские узоры располагаются в виде линий);
- многокомпонентные изображения с диаграммой.
Что необходимо для создания узоров на бумаге?
При работе с детьми в подавляющем большинстве случаев традиционные инструменты для создания гжельской росписи (оксид кобальта, шпатели, реактивы и т.д.) не используются из соображений безопасности. Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.
Чтобы работа была комфортной, ребенку необходимо предоставить:
- Плотные листы бумаги или белый картон. Тонкие листы бумаги будут деформироваться под воздействием воды и краски, в результате чего вся работа будет выглядеть гораздо хуже;
- синий и белый цвета. Не рекомендуется давать ребенку больше красок для создания более четкого представления о гжельской росписи. Для работы подходят гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;
- Кисти (предоставьте ребенку 2-3 вида кистей, каждая разной толщины);
- палитра (вашему ребенку понадобится палитра, чтобы смешивать цвета для получения нужного оттенка синего)
- емкость с водой;
- кусок натуральной ткани (можно использовать не только для вытирания рук при необходимости, но и для того, чтобы поправить свежевыкрашенную картину на рабочей поверхности);
- Шаблоны (особенно важно, если обучаются маленькие дети без художественных способностей).
Техника живописи
Гжель (роспись для детей должна следовать единому алгоритму) в рамках этапов ее создания заключается в последовательном нанесении мазков краски на рабочую поверхность так, чтобы интенсивность цвета постепенно менялась от более светлого к более темному (или наоборот). Кисть следует двигать от центра страницы к краю.
Объясняя юным художникам технику создания гжельских узоров, стоит обратить внимание на следующее
- Насыщенность и ширина линий, нарисованных кистью;
- положение головки щетки на рабочей поверхности;
- количество пигмента на кисти.
Техника росписи гжели традиционно следующая:
- Смешайте в палитре густые пятна синего и белого цветов, затем, как бы вытягивая краску кистью, заострите полутона орнамента.
- Сделайте контур с помощью классических штрихов, которые подразумевают рисование линий путем перемещения кисти и краски в направлении, перпендикулярном копью инструмента.
- Детализируйте изображение с помощью “волновых” мазков, которые предполагают чередование сильного и слабого нажима на кисть, а затем поворот на 180 градусов на краю рабочей плоскости.
- При необходимости заполните пробелы пустыми точками, которые следует рисовать легким прикосновением кисти к поверхности используемого листа бумаги.
Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров для детей
Для того чтобы ребенок мог самостоятельно придумывать узоры гжели, его следует научить создавать самые простые виды орнаментов.
Ситка
Чтобы сделать этот узор, вашему ребенку понадобится кисть с длинной тонкой щетиной.
Рекомендуемый способ изготовления ситцевого узора следующий:
- Взяв небольшое количество краски на палитре, окуните слегка смоченную кисть в воду и нанесите пигмент на кончик.
- Несколькими точными, легкими штрихами на рабочей поверхности нарисуйте несколько точек, расположенных горизонтально или вертикально на расстоянии 2-3 см друг от друга.
- Смойте остатки краски, а затем аналогичным образом нанесите пигмент контрастного цвета на кончик кисти.
- Слегка постучите по поверхности листа и нарисуйте полукруги рядом с точками, соединив их в конечных точках.
- Смойте остатки с кисти, затем повторно нанесите пигмент того же цвета, что и полукруги.
- На расстоянии 0,5 – 1 см от полукруга сделайте необходимое количество точек, созданных легким прикосновением кисти к бумаге. Плотность этих точек должна быть примерно в два раза меньше плотности основных точек, нарисованных в шаге 2.
- Заполните рабочую плоскость выбранным вами узором или, если хотите, сочетайте 2-3 вида орнаментов, следя за тем, чтобы они не пересекались друг с другом и придерживались одной темы.
Китайский мазок
Китайский мазок – более сложная техника для гжельского орнамента.
Чтобы создать этот мотив, выполните следующие действия:
- Поместите небольшое количество краски 2 оттенков на палитру, а затем на кисть с тонкой, длинной щетиной, каждый оттенок должен быть подобран.
- После того, как вы нашли лучшее место для рисунка, положите кисть на рабочую поверхность и держите ее, пока краска не исчезнет. Это приведет к постепенной потере оттенка, который после высыхания будет выглядеть максимально естественно.
- Когда на кисточке не останется краски, повторите шаги 1 и 2. 1 и 2, завершая гжельский орнамент.
Тень
Тень считается разновидностью китайского мазка. Она предполагает наличие широкого спектра оттенков основных цветов, наносимых на рабочую плоскость круговыми вращениями толстой кисти.
Алгоритм создания орнамента таким образом выглядит следующим образом:
- Возьмите кисть размером №8 (для этой техники также подходит кисть №10), кончик которой должен быть прямоугольным.
- Заполните кончик кисти краской так, чтобы слой тона был толще у края кисти, чем в середине.
- Поместите пушистую часть кисти на рабочую поверхность и, не отрывая инструмент от поверхности бумаги, закрасьте выбранную часть изображения.
Держите кисть тремя пальцами – большим, указательным и средним – это поможет вам рисовать затененными мазками. В противном случае давление на рабочий инструмент не будет распределено должным образом, что негативно скажется на внешнем виде конечного изображения.
Как рисовать эскизы в Гжели?
Гжель (роспись для детей может быть создана не только на бумаге, но и на пластиковых или деревянных полированных поверхностях) позволяет художнику украшать различные предметы быта не только стандартными орнаментами, но и многокомпонентными композициями с прослеживаемой тематической линией.
Цветы
Для росписи цветов с гжельскими изображениями (обычно используемыми в декоре посуды) можно использовать несколько способов:
2. от угла зеркала сердца проведите 2 полукруга вправо и влево, точно повторяя силу взаимных изгибов. Конечные точки полукругов должны быть соединены внизу и вверху.
3. там, где сердце соединяет полукруги, нарисуйте маленький круг внутри фигуры.
Заполните пространство между полукругами слегка изогнутыми линиями, соединяя их вместе.
Нарисуйте еще один полукруг справа и слева от основного контура фигуры в месте пересечения сердца и полукруга. 2.
Используя дополнительные линии от нижней части нижнего полукруга, добавьте объем контуру бутона цветка. 3.
(3) Ниже бутона проведите две плавно изогнутые линии, концы которых должны быть проведены над центром боковых краев бутона.
4 От начальной точки линий, показанных в шаге 3, начертите еще 2 полукруга, направленных вниз.
5. С помощью 2 прямых линий заполните расстояние между линиями, созданными в шаге 4.
Растения
В гжели детям будет интересно создавать картинки с изображением растений, которые чаще всего используются для украшения кухонной утвари или предметов одежды.
2) По всей длине линии нарисуйте плавные изогнутые штрихи с левой стороны, располагая их на расстоянии 1-2 см друг от друга.
2) По бокам от спирали нарисуйте еще 2-3 кривые, повторяющие изгибы основных линий.
3) На линии в нижней части рабочей плоскости, слева, изобразите насыщенные, широкие мазки.
4. заполните пространство в точках, где спирали расходятся в противоположные стороны, проведя в этих точках 3 линии разного размера, исходящие из одной точки.
5. Проведите дугу от начальной точки базовых линий и завершите рисунок листа волнистой линией.
Животные
Животные, созданные в гжельской росписи, чаще всего используются для украшения гжельских интерьеров или одежды.
2 Используя приведенные выше алгоритмы, изобразите контуры растений и цветов внутри круга, оставив центр фигуры белым.
От нижнего края круга проведите изогнутую линию вверх к левому верхнему углу.
4. продолжите линию с полуокружностью, загибающуюся вверх и направленную в правый верхний угол.
5) Заострите соединение, а затем продолжите контур, рисуя, не отрывая кисть от листа, мордочку и уши лисы с помощью полукруга и двух треугольников.
6 Проведите плавную изогнутую линию вниз к основанию круга.
7. сделайте изображение более детальным, более четко прорисовав лапы, а также глаза, нос и рот.
Птицы
Гжельская роспись с изображением птиц чаще всего используется для украшения посуды, кухонных принадлежностей (например, разделочных досок) или шкафов.
2. Справа и слева от основной фигуры, у ее верхнего края, нарисуйте кривые, одна из которых должна быть направлена вверх, а другая вниз (крылья птицы).
3. из центра боковых кривых проведите полукруги, конечные точки которых должны лежать на основной линии.
4. продлить верхнюю часть основной вертикальной линии, нарисовав рядом с ней небольшой полукруг (голова птицы).
5) По всей длине боковых дуг, вокруг полукругов, проведите диагонали, внешний край которых должен быть толще, чем край у тела птицы Гжель (оперение птицы).
6) В нижней части туловища дорисуйте овалы, заостренные по краям (ноги птицы).
7) От области между правым крылом и лапкой птицы проведите плавные изогнутые линии, направленные хаотично, располагая их близко друг к другу (хвост птицы).
8. доработайте птицу, нарисовав глаза, клюв и хохолок на голове.
Сюжетные картинки
К созданию живописных полотен в стиле гжельского орнамента рекомендуется приступать только после того, как юный художник освоит основные художественные навыки.
2) На заданном расстоянии нарисуйте несколько хаотично изогнутых линий, соединенных вместе так, чтобы они образовали полукруг с изгибом вниз (волны).
3) По всей длине изображенных волн нарисуйте множество маленьких точек по обе стороны, чтобы придать изображению объем.
4. над кривыми, на расстоянии 3-4 см, нарисуйте полукруг, загибающийся вниз (дно корабля).
5. соедините верхние точки полукруга волнистой линией (верхняя часть корабля).
6. нарисуйте 3 маленьких круга в верхней части корабля.
7. над кругами, используя плавно изогнутые линии в противоположных направлениях, нарисуйте паруса.
8. нарисуйте рыбу справа и слева от нарисованного корабля, используя простые геометрические фигуры и прямые линии.
Как сделать гжельский шаблон?
Создавать трафареты для росписи гжель любой поверхности можно разными способами, в зависимости от основного объекта.
Например, птицу можно сделать таким образом:
- Перенесите небольшое количество краски на палитру, затем используйте специальную лопаточку для смешивания оттенков.
- Опустите плоскую кисть (рекомендуется восьмиконечная кисть) в пигмент так, чтобы на одной стороне ворса кисти слой краски был толще, чем на другой.
- Нанесите краску на кончик одного из пальцев основной руки и сделайте им полукруглые мазки на рабочей поверхности.
- Короткими штрихами нарисуйте крылья и очертания туловища.
- Дополните хвост волнистыми линиями.
- Снова нарисуйте крылья, обводя их контуром.
- Детализируйте изображение.
- Освежите уже высохшие линии, приложите трафарет к выбранному объекту, затем снимите бумагу, завершите орнамент на белой поверхности.
Гжель для детей будет интересна только в том случае, если они знакомы с историей этого искусства. Осознав многогранность этого вида искусства, юные художники быстро освоят основные алгоритмы создания простых орнаментов, что позволит им начать самостоятельно создавать узоры, а также создавать сложные сюжетные картины.
История народных художественных промыслов в Гжели
Гжель – это название живописного района в 60 километрах от Москвы, который славится своими фарфоровыми изделиями ручной работы. Знаменитый гжельский промысел на протяжении нескольких веков является одним из ведущих промыслов страны и по праву считается колыбелью русской керамики. Здесь сформировались его лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Фарфор ручной работы, с декоративной синей росписью на белом фоне, известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Расписанные вручную статуэтки, сосуды, мебель и сувениры пользуются сегодня огромной популярностью и привлекают посетителей удивительной гармонией форм и дизайна.
Гончарное ремесло возникло в Гжельском районе практически с момента появления здесь крестьянских поселений. Гжельские земли были не очень плодородными, но огромные залежи местной разноцветной глины позволяли крестьянам изготавливать изделия из глины для собственного потребления и на продажу. Первое официальное упоминание о Гжели содержится в Уставе епископа Ивана Калиты от 1328 года, но известно, что местные жители уже в 11-13 веках активно занимались гончарным делом. Крестьяне Гжели приносили ко двору царя денежные и товарные пошлины, но, что интересно, среди них не было гончарных изделий. В XVII веке царь Алексей Михайлович, высоко оценив качество различных сортов гжельской глины, сделал Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства изделий “для аптекарских нужд”.
В течение долгого времени местные мастера совершенствовали технику производства и вырабатывали свой собственный стиль, и к началу XVIII века гончарное дело стало основной отраслью промышленности региона, продемонстрировав его яркий и самобытный характер. Если вначале гжельские мастера занимались кустарным производством глиняной посуды и детских игрушек-моделей, то к середине века, после обнаружения в деревне Минино особой серой глины, они освоили производство майолики, полуфаянса и фаянса, перенимая и совершенствуя технологию. Ассортимент майолики из Гжели был разнообразен: столовые сервизы, декоративные блюда, чаши, кувшины. Необычной была форма высоких блюд с дискообразным туловом – кумганов. Много места занимала мелкая пластика: сцены из крестьянской и городской жизни. Гжельские художники покорили своей спонтанностью, легкостью творчества и искренностью картин.
Широкое распространение получила роспись по подглазурным кобальтовым фонам в сочетании с подглазурной полихромией и обильным золотом. В то же время на предметах начал формироваться хорошо узнаваемый синий монохромный цветочный и орнаментальный узор, популярность которого распространилась далеко за пределы региона.
Значительный скачок в развитии керамического производства в Гжели произошел во второй половине XVIII века и был связан с деятельностью керамического завода московского купца Афанасия Гребенщикова. Однако к концу XVIII века наметился спад в производстве гжели. Причиной тому был английский фаянс с белыми тонкими плотными плитками, украшенными пышными печатными узорами, который был дешевле и в больших количествах импортировался в Россию.
В начале 19 века в Гжели было налажено производство полуфаянса, что стало переходом от майолики к фарфору и тонкому фаянсу. Полуфаянс был украшен синей подглазурной росписью цветочного или геометрического характера. В 19 веке наряду с полуфаянсом Гжель освоила производство фаянса и фарфора, который выпускали многочисленные мелкие крестьянские заводы и крупные предприятия русских купцов: Бармина, Терехова, Киселева, братьев Кузнецовых. Особенно славилась продукция небольших заводов в Храпунове, Новом, Тулине, Жадине и Мордашове.
Фарфоровое производство было завезено в Россию со второй половины XVI века из Европы и Китая. В то время у нас еще не было технологии производства фарфора, хотя поиски подходящей глины восходят к началу 17 века, в том числе и в Гжели. Для того чтобы начать производство собственного фарфора, в Санкт-Петербурге по заказу российского императорского двора был открыт Фарфоровый завод. Первые опыты были не очень удачными, но позже Дмитрий Иванович Виноградов, соратник Ломоносова, взялся за дело, и около 1747 года ему наконец удалось разработать рецепты фарфоровой пасты и придумать процесс производства высококачественного фарфора из отечественных материалов. Этот успех дал толчок развитию фарфорового производства в России, стали открываться новые заводы, совершенствовалась технология производства. Гжельские ремесленники не могли остаться равнодушными к новым перспективам. Они селились на ближайших предприятиях, перенимали технологию производства и возвращались домой, чтобы открыть собственное дело или продать секрет, благо, подходящей глины для таких экспериментов было вокруг предостаточно. Известно, что первое производство фарфора в Гжели начал Павел Куликов (Куличков) в 1810 году. Постепенно секрет технологии изготовления фарфора распространился по всей Гжели. Пик производства фарфора пришелся на середину XIX века, когда в Гжели уже было более семидесяти фарфоро-фаянсовых заводов и более 40 фабрик росписи.
К концу 19 века Гжель пережила еще один период упадка. В гончарной промышленности страны все большее значение приобретали крупные компании: Корниловы в Санкт-Петербурге, Кузнецовы в Твери, Буде и Риге. На рубеже 20-го века почти все заводы в Гжели были закрыты, а немногие оставшиеся после революции были национализированы и производили в основном технический фарфор. Однако в середине 1940-х годов, когда наша страна восстанавливалась после тяжелых последствий войны, художница Наталья Бессарабова взялась за возрождение старых традиций на одном из оставшихся в стране небольших фарфоровых заводов – Турыгинском художественном керамическом заводе. Бессарабова не только сама постигала секреты гжельской росписи, но и обучала мастеров забытым приемам. Она показала, как сделать “равномерную линию” и “линию с тенями”: когда кобальтовая краска наносится не на всю кисть, а только на одну сторону кисти, так что при переворачивании кисти, плашмя на поверхность работы, получается широкая линия с тональными переходами цвета от темно-синего к светло-синему, почти белому.
В 1972 году Турыгинский завод был преобразован в Гжельское производственное объединение, которое впоследствии стало основным предприятием в Гжели по производству художественного фарфора. В 1978 году Наталья Ивановна Бессарабова вместе с другими художниками фабрики – Людмилой Павловной Азаровой, Татьяной Сергеевной Дунашовой и Зинаидой Васильевной Окуловой – была удостоена Государственной премии имени Репина за создание керамики высокого художественного уровня.
70-80-е годы прошлого века стали новым периодом в жизни торговли. Целая плеяда талантливых молодых художников вошла в историю Гжели. Это был период творческого энтузиазма, экспериментов, сочетания стилей и заимствования возможностей других материалов, которые завоевали признание коллекционеров и любовь публики. Это был период творческого энтузиазма, экспериментов, сочетания стилей и заимствования возможностей других материалов, которые завоевали признание коллекционеров и любовь народа.
В конце 1980-х – начале 1990-х годов Гжельская электроизоляционная мастерская по праву считалась вторым по значимости и старейшим художественно-техническим предприятием по производству фарфора в Гжельском районе. Мастерская по производству гжельских изделий теперь снова является самостоятельным предприятием и носит название “Гжельский фарфоровый завод”. На протяжении всей своей долгой и славной истории фабрика была одним из творческих центров ремесел. В разное время в ней работали и работают такие известные мастера, как А.А. Рогов, В.Г. Розанов, заслуженная артистка России Т.Д. Федоровская, Е.А. Ванюшкина, В.Е. Сидоренко, Л.А. Чернов, В.М. Лисневский, А.В. Рыженок, В.А. Растяпин, Т.А. Сивова (Рогова), Ю.И. Гуляев. Художники предприятия ввели новые акценты в пейзажную и тематическую роспись, расширили ассортимент традиционной посуды и декора помещений, активно участвовали в росписи не только основной кобальтовой подглазурной техникой, но и подглазурными красками, тем самым поддерживая и развивая одну из древнейших областей гжельского предмета – цветовое оформление.
Сахарница “Камелия”.
Автор А.А. Рогов.
Предметы из чайного сервиза “Голубь”.
Автором форм является А. Рогов,
Картина написана М. Калигиной.
Чайный сервиз “Дуэт.
Автор Т.Д. Федоровская
Сахарница “Бегония.
Автор В.Е. Сидоренко
Чайник “Голубая рапсодия.
Автор формы Зайцев В.
Автор картин Гуляев Ю.И.
В настоящее время народные промыслы Гжели переживают новый ренессанс. Интерес к ней как со стороны профессиональных коллекционеров, так и обычных ценителей уникального стиля и разнообразия изделий постоянно растет. В свою очередь, мастера Гжели стремятся предложить растущий выбор высококачественного российского фарфора с уникальными художественными формами и неповторимыми рисунками ручной росписи.
Полезная литература:
“Искусство Гжели”, Р.Р. Мусина, 1985.
“Марки русского фарфора (1744-1917)”, Р.Р. Мусина, 1995.
“Кузнецовы. Династия. Семейное предприятие”, Е. Галкина, Р. Мусина, 2005 г. в издании “Времена года”.
“История художественной керамики”, З.С. Федорова, Р.Р. Мусина, 2010, изд.
“Русская традиционная керамика”, Р.Р. Мусина, 2011, издательство “Интербук-Бизнес”.
“Иван Емельянович Кузнецов. Новгородский король русского фарфора”, Б.А. Кузнецов, 2014, печать “Галлея”.
Чтобы узнать больше об истории гжельского народного художественного промысла, посетите нас! Мы рады поделиться с вами нашей бесконечной любовью к гжельскому фарфору и людям, которые своими руками создают эти удивительные вещи.
Гжель – история, техника и элементы гжельской росписи
Гжельская роспись известна не только жителям России и всего постсоветского пространства, но и далеко за его пределами. Нежные узоры в оттенках бледного и глубокого синего, нанесенные на нежно-белый фарфор или керамику, стали популярны во всем мире, поскольку посуда и другие предметы, декорированные в этой технике, прекрасно вписываются практически в любой интерьер. Такое удовольствие стоит довольно дорого, как и многие другие ремесленные изделия.
Название техники имеет балтийские корни, но происходит от одноименной российской деревни, расположенной в ближайшем Подмосковье. Некоторые исследователи считают, что название картины может происходить от прусского слова, которое дословно переводится как “куст”. Что касается истории гжельского ремесла, то на сегодняшний день известны следующие факты:
- Первое упоминание о том, что регион со временем стал важным гончарным центром, относится к 1328 году, но в то время это был другой вид ремесла.
- Ситуация изменилась только в XVII веке, когда в 1663 году по приказу царя Алексея началась массовая добыча местной глины, известной как гжель. В то время основным применением сырья было изготовление различных сосудов для фармации и алхимии. Первозданную белизну фарфора для выпечки отметил и знаменитый русский ученый Ломоносов, который писал, что ему нет равных в мире.
- К середине следующего века гжель распространилась и стала использоваться для изготовления кухонной утвари, кухонных плиток и даже игрушек, тысячи партий которых экспортировались в Москву и другие крупные города. Однако все изменилось после того, как местные ремесленники начали изготавливать майолику, уделяя особое внимание кувшинам и другим сосудам для жидкостей. Простые узоры и темы с ироничным подтекстом стали настолько популярны, что гжель приобрела иное значение.
- К 1812 году в деревне возникло 25 предприятий, специализирующихся на производстве судов по особой технологии. Подписи лучших мастеров того времени можно было увидеть на игрушках и других изделиях, сохранившихся до наших дней. В основе дизайна лежала флора и фауна в виде трав, цветов, экзотических птиц, лошадей и других подобных элементов.
- Ранее в другой подмосковной деревне, Минино, была обнаружена светло-серая глина, из которой затем изготовили более доступный материал, названный полуфаянсом. Это сырье было не таким прочным, как фаянс, и довольно крупнозернистым. В те времена мастера использовали не только синюю краску, но и другие яркие цвета и специальные кисти для их нанесения. Со временем в деревне Володино была найдена белая глина, из которой стали изготавливать глиняные сосуды более высокого качества.
- Завод Куликова начал выпускать фарфоровую гжель. Его основатель был по-настоящему увлечен своим ремеслом и научился ему на другой фабрике в Перово. Он работал сам, наняв в помощь себе нескольких гончаров. Чуть позже они украли секрет его технологии, открыв собственные предприятия по производству фарфора из Гжели.
- Расцвет этого ремесла пришелся на начало XIX века, когда были изготовлены лучшие образцы за всю его историю. Однако во второй половине века фабрики пришли в упадок, и все производство было сосредоточено в руках одного мастера – Кузнецова. После революции его фабрики перешли в ведение народного хозяйства, после чего ремесло практически прекратило свое существование.
К счастью, его удалось возродить, хотя уже не в таких масштабах, как раньше. Возрождение началось в середине прошлого века, а не так давно легендарное ремесло отметило свое 670-летие.
Виды и особенности гжели
Гжель – это не просто посуда, кухонная обивка или украшения – это роскошь, которую могут позволить себе немногие. Тем не менее, спрос на такую продукцию не уменьшился, и по сей день открываются частные художественные студии, которые углубленно исследуют эту область, не претендуя на оригинальность. Вы также можете посещать учебные курсы и семинары, чтобы изучить основные орнаменты, используемые в этом ремесле, и практиковаться в росписи панно, осваивая технику шаг за шагом.
Ключевые области
Узнав, где появилось древнее искусство, стоит углубиться в изучение его особенностей. В настоящее время существует три основных вида гжели, которые сменяют друг друга в зависимости от используемого сырья и других обстоятельств. В список входят:
- Майолика с использованием нетрадиционных оттенков для поздней гжели.
- Полуфаянс.
- Фарфор, который условно можно разделить на изделия, изготовленные до 1940 года и после этой даты.
Все приведенные выше примеры гжельской росписи отличались не только техникой нанесения и рисунками, но и используемым материалом, а также составом подложки, на которую наносилась художественная роспись. Первые два вида ремесла были актуальны в 18-19 веках, хотя они почти не отличались друг от друга.
Майолика изготавливалась из белоснежной глины, из которой готовые изделия расписывались желтыми, зелеными, синими и графитовыми красками. Техника была совершенно иной, как и основные элементы гжельской полутеневой росписи, в которой преобладал наивный стиль с присущими ему орнаментами, ягодами, листьями, птицами, домами и сюжетными картинами.
Сырье использовалось для производства трех основных групп товаровДешевая керамика, дорогие сосуды, часто используемые для украшения дома, а также небольшие статуэтки, сувениры и игрушки. Роспись по майоликовой технологии выполнялась жидкой глазурью с постепенным прорисовыванием темного контура основных элементов и их последующим окрашиванием. Обжиг обеспечивал прочность не только сосуда, но и его покрытия, поэтому мастерам приходилось работать с предельной точностью из-за невозможности исправить ошибки.
Форма изделий также постепенно менялась. Под влиянием моды барокко они стали более декоративными, а затем вернулись к своей примитивной форме из-за низкого качества основного сырья. Например, семифайская посуда из серой глины отличалась простотой форм, простейшими элементами росписи и более светлой цветовой гаммой (как правило, использовался только синий цвет). Это связано с хрупкостью материала, а также с его чрезмерной пористостью и крупнозернистостью по сравнению с белой глиной.
Гжельский фарфор, выпускавшийся до 1940-х годов, также мало похож на более поздние образцы, включая те, которые встречаются сегодня. В нем использовалась тонкая, витиеватая лепнина и самые замысловатые элементы росписи с использованием желтого, красного, зеленого, синего, коричневого, розового и даже золотого цветов.
После 1940-х годов дорогой императорский фарфор с его ручной формовкой, обжигом и росписью уступил место так называемой штампованной продукции, хотя и ее производство вскоре было свернуто в связи с кризисом, охватившим Россию. Они пытались компенсировать низкое качество сырья полихромией. После войны было даже предложение возродить майолику, которое было отклонено из-за сложности технологии. В итоге было решено выпускать толстостенную посуду с однотонной синей росписью.
Цвета и мотивы
После 1940-х годов стали создаваться мастерские для обучения новых специалистов искусству гжельской росписи. Авторами эскизов были известные художники Наталья Бессарабова и Александр Салтыков. Именно они стали инициаторами возрождения этого ремесла, составив руководство, раскрывающее секреты работы тонкой и широкой кистью по фарфору.. Гжельская роспись делится на три основных типа:
- Кобальтовая роспись с элементами золота или платины, используется для украшения дорогих сервизов и считается одной из самых сложных.
- Окрашены в белый цвет на матовом кобальтовом фоне для создания зеркального эффекта. Готовые изделия получаются более светящимися и поэтому требуют более тонкой обработки.
- Золотые или платиновые бордюры на тончайшем костяном фарфоре с мелкими кобальтовыми элементами. Золотая или платиновая кайма на тончайшем костяном фарфоре и мелкие кобальтовые элементы – это чудо, которое под силу не каждому мастеру.
Техника основана исключительно на ручной работе с использованием всех оттенков кобальта (более 20 различных видов), а также белого и других цветов, что роднит ее с майоликой (желтые, зеленые, синие и вишневые узоры на белом фоне). Если говорить об инструментах, то необходимо расписать набор, поражающий своей простотой, состоящий из стакана для смешивания и разведения красок, кистей с натуральным ворсом разной толщины, шпателей, а также баночки, в которой готовится оксид кобальта.
Существует целый алфавит использования оригинальных орнаментов, в основе которого лежит каплевидный штрих, наиболее часто используемый для изображения листьев, ягод и лепестков цветов, и обратный штрих, предполагающий переход от более темного и насыщенного тона к самому светлому.. Наиболее узнаваемыми узорами в технике гжель являются:
- Роза, выполненная крупными мазками;
- Птица с широко расправленными крыльями.
Выбор узора напрямую зависит от формы, так как он должен идеально “подходить” к основе. Именно узор оживляет его, делая холодный фарфор трехмерным и живым.
Писать о технике
Гжельская роспись – очень интересная тема, которая обязательно запомнится ценителям народного творчества и любителям домашнего очага, ведь подавляющее большинство изделий предназначено для домашнего использования и украшения интерьера. Но если отчет о ремесле будет готовить ребенок, необходимо адаптировать рассказ для школьной аудитории, дополнив его иллюстрациями, фотографиями или даже оригинальными образцами. Текст лучше всего редактировать по следующему плану:
- Вступление, состоящее из нескольких предложений. В нем следует кратко описать технику и ее роль в экономике.
- Основная часть текста, которая обычно делится на несколько частей. Во-первых, вы можете описать родину ремесла и его основные достопримечательности. В следующей части вы должны объяснить и описать историю ремесел и подкрепить информацию интересными фактами.
- Заключение должно быть таким же коротким, как и введение, после чего можно включить приложения, использованные в отчете (иллюстрации, фотографии и т.д.).
Во время доклада рекомендуется показывать фотографии (это могут быть не только картины и всевозможные их образцы, но и фотографии деревни, где добывалось сырье, а также крупнейших заводов по производству гжели), что сделает его более понятным и увлекательным.
Читайте далее:- Конспект занятия "Знакомство с искусством гжельской росписи" для детей подготовительной группы. Воспитатели детских садов, школьные учителя и педагоги.
- Гжельская роспись – что это такое, история создания, особенности и техника росписи – Сам себе мастер – МирТесен Медиа Платформа.
- Гжельская роспись: дети и обучение творчеству.
- Мастер-класс по рисованию на тему "Гжельские узоры". Для воспитателей детских садов, школьных учителей и педагогов.
- Филимоновская роспись: элементы, узоры и цвета – Сайт о рукоделии.
- Простой и недорогой рецепт холодного фарфора, который всегда получается.
- Макияж для девочек (49 фото): простой макияж лица, для 10-12-летних, леопардовый и пиратский, другие красивые макияжи для детей.
- Виды батика и секреты техники росписи батика для начинающих.
- Что можно нарисовать на футболке? Как и с помощью чего? Пошаговые методы нанесения рисунка на футболку.
- Как расписать бутылку шампанского для свадьбы – 5 уроков.