Филимоновская роспись: элементы, узоры и цвета
Филимоновская игрушка – это вид народного промысла, которым очень богата наша страна. Его родина – Тульская область, Одоевский район.
Своим названием он обязан деревне Филимоново, где в середине прошлого века несколько мастериц возродили традиции почти утраченного ремесла. Существует также легенда о сбежавшем преступнике по имени Филимон, который скрывался в этой местности.
Говорят, что он научил своих соотечественников делать фигурки из глины.
Появление торговли
Глиняные игрушки начали изготавливать в этом регионе в середине 19 века. Но слава о местных гончарах распространилась задолго до этого. Уже в 16 веке местная белая глина использовалась для изготовления керамики.
Торговля укоренилась, и появились целые династии, специализирующиеся на гончарном деле. Постепенно возникло неписаное правило: посуду готовили только мужчины. Женщины занялись изготовлением игрушек и заложили основы филимоновской живописи.
Специальная форма филимоновских игрушек
Изделия одоровских мастеров славятся на всю страну своими тонкими и изысканными формами. Однако не многие знают, что их появление не случайно. Местная глина имеет очень жирную и мягкую текстуру.
При высыхании он начинает трескаться и деформироваться, поэтому художнику приходится разглаживать и выравнивать фигуры мокрыми руками.
Это придает игрушкам непропорциональную и вытянутую форму, что делает их необычными и легко узнаваемыми.
Филимоновская игрушка. Фотографии, сюжеты и картины
Филимоновские игрушки можно разделить на четыре тематические группы. Их характеристики представлены в таблице ниже.
Почти все филимоновские игрушки – это свистульки. Исключение составляют петухи и индейки.
Расписные игрушки и филимоновская палитра
Местная голубая глина после обжига приобретает красивый и ровный белый цвет, поэтому нет необходимости грунтовать фигурки перед нанесением рисунка.
Для живописи используются анилиновые пигменты, которые имеют яркие, насыщенные цвета. Количество оттенков невелико: желтый, красный и зеленый. Тем не менее, они очень красочные и жизнерадостные.
Технология покраски Филимоново довольно проста. Краски наносятся последовательно и никогда не смешиваются. Каждый новый цвет используется только после высыхания предыдущего.
Традиционные узоры
Различные элементы филимоновской росписи используются для разных видов игрушек. Для животных и птиц грудь обычно окрашивается в один цвет, как правило, малиновый или зеленый.
Затем по контуру наносится простой орнамент, состоящий из разноцветных полосок, точек, веточек. Головы также могут быть покрыты одним цветом или оставаться белыми.
Глаза нарисованы, или их вообще может не быть.
Персонажи одеты очень элегантно – дамы в светлых юбках из баффа, мужчины в пестрых брюках. Рубашки обоих мужчин в основном однотонные, с орнаментом по подолу, с изображением вышитых воротников и широких полос. Их лица остаются белыми, глаза окрашены в голубой цвет, а губы – в красный или пунцовый.
Символика филимоновских декоративных узоров
Определяющей чертой филимоновских игрушек, как и любого другого русского ремесла, является их символизм. Декорации выглядят просто и безыскусно. Однако узоры, использованные в росписи Филимонова, наводят на мысли об образах солнца и дерева, священных для славян.
Круги с расходящимися лучами, а также круглые орнаменты с разноцветными треугольниками являются символами солнца, жизни и добра.
Схематическое изображение ветвей и елей символизирует древо жизни, преемственность поколений и постоянный рост.
Сами фигуры также обладают глубоким символизмом. Так, старуха ассоциируется с богиней домашнего очага и огня, всадник – воин-защитник или кормилец-земледелец, птица – символ счастья, конь – символ богатства и т.д.
История развития ремесел
19 век был временем большой популярности игрушек, свистулек и филимоновской росписи. Эти промыслы были известны по всей России и за рубежом. Но в начале 20-го века наступил период кризиса. Ремесло почти вымерло, осталось лишь несколько хранителей, которые не прекращали свою деятельность.
В середине прошлого века интерес к искусству филимоновской росписи постепенно начал возвращаться, достигнув нового пика в 1980-х гг. В это время благодаря усилиям нескольких энтузиастов сформировался творческий коллектив, состоящий из потомков хранителей промысла и выпускников Абрамцевского художественного училища.
С начала 1990-х годов в художественной школе в Одоево был открыт специальный курс “Филимоновские игрушки”. Техника лепки, тайны росписи, символика филимоновских узоров – эти и другие темы разбирает на своих занятиях чета Кехайди. Курс длится 4 года. Выпускники получают звания магистров.
Музей филимоновской игрушки был открыт в 2009 году. Здесь хранятся материалы о старых мастерах, примеры их работ и лучшие образцы филимоновского мастерства.
Обучение ремеслам во время уроков рисования
Уроки филимоновского искусства проводятся во многих школах России. Торговля имеет не только местное, но и национальное значение, демонстрируя богатство и разнообразие российской культуры.
Элементы живописи могут быть легко освоены детьми с большим интересом. Она не предполагает сложных узоров. При минимальном наборе навыков и творческом воображении можно создавать чрезвычайно яркие и выразительные рисунки.
Главное, что должен объяснить учитель, это то, что рисование проходит в несколько этапов:
- Во-первых, рисунок “пожелтел”. Рисуйте на белом фоне толстой кистью. Различные части игрушки могут быть окрашены полностью в желтый цвет или покрыты широкими полосами и большими кругами. Это основа для остальной части рисунка.
- Затем возьмите красную или малиновую краску и тонкую кисть. Затем наносится рисунок линии. Широкие желтые полосы могут быть окружены кругами, а круги украшены веточками или лучами.
- Зеленый, синий или бирюзовый цвета наносятся в последнюю очередь. Для этого используется тонкая кисточка. Используйте узор из линий, точек и капель, чтобы заполнить оставшееся свободное пространство.
- Обратите внимание, что человеческие лица остаются белыми, в то время как морды животных могут быть окрашены в любой цвет. Глаза и рот изображены схематично.
Это ремесло является частью культурного наследия нашей страны. Наряду с Дымково, Каргополем, Богородском, Филимоново игрушки отражают дух русского народа, особенности быта и верований славян. Не случайно иностранные туристы охотно покупают их в качестве сувениров.
Образ филимоновской игрушки: история, особенности, элементы
Современная мода – это, прежде всего, скорость, быстрая изменчивость и активное использование мотивов из прошлого. Искусство сквозь века – это совсем другое дело: концептуальное, оригинальное и хрупкое. Примером такого искусства является картина Филимонова. Более подробную информацию об исторических предпосылках ремесла, наиболее интересных технических аспектах росписи и уникальности местных игрушек можно найти далее в этой статье.
История ремесла
История промысла началась в Одоевском районе Тульской области – в деревне Филимоново мастерицы начали делать игрушки с интересной фактурой и необычной росписью.
Гончарное дело развивалось в Филимоново на протяжении веков, и все благодаря плотной и очень податливой глине. Его естественный цвет – темно-синий, поэтому местные жители назвали его “синим”. После обжига глина становится белой или слегка розоватой.
Мужчины делали посуду, а женщины – игрушки и свистульки.
Согласно одной из легенд, в деревню пришел беглый преступник по имени Филимон и научил жителей делать фигурки из глины.
Был ли он первым или нет, неизвестно, но ясно, что игрушки здесь делали уже в середине 19 века.
В ремесле участвовала вся семья: мужчины искусно лепили горшки, жены и невестки помогали им, а девочки и бабушки “специализировались” на изготовлении и росписи игрушек.
Картина Филимоново
Свои удлиненные, тонкие игрушки с изящными формами одоевские мастера передали художественной культуре страны.
Местная глина могла трескаться и ломаться при сушке, поэтому швеи разглаживали и разглаживали работу мокрыми руками. Это привело к тому, что детали растянулись и стали немного непропорциональными.
Но такой нюанс стал фирменным знаком, и сегодня невозможно описать филимоновскую картину, не выделив необычную форму изделия.
Особенности техники живописи
Грунтовать игрушку не было необходимости, так как при обжиге глина даст ровный цвет.
Мастера использовали анилиновые красители с яркими, выразительными цветами. Цвета были не очень широкими – красный, желтый и зеленый. Но при рисовании в три цвета (плюс/минус оттенки) получалась пестрая, жизнерадостная картина.
Технике изображения элементов филимоновской живописи можно научиться с раннего возраста: краски наносятся последовательно, никогда не смешиваются. Пока элемент одного цвета не высох, художник переходит к следующему.
- желтый – это солнце, сама жизнь и свет всей вселенной;
- зеленый означает молодость, возрождение жизни;
- красный – символизирует землю и огонь, священные для человека понятия.
Художники старались изобразить игрушки так ярко и красочно, словно хотели рассказать о счастье жизни, о первобытной установке человека прожить свою судьбу в радости и благодарности миру.
Узоры, темы и символизм
Чаще всего мастера изображали людей, животных, птиц и небольшие композиции.
- Люди. У девушек и женихов всегда была наготове история: у первых на руках были дети или птицы, у вторых – музыкальные инструменты (часто жених был верхом на лошади). Детализация небольшая, голова сочленена с шеей, на фигурке надет легкий головной убор.
- Животные. В основном это сельскохозяйственные животные – бараны, коровы, лошади. Все животные имеют вытянутые, тонкие шеи, и зачастую их можно отличить друг от друга только по форме рогов.
- Птицы. Также в основном домашние – утка, петух, курица, павлин. Шея у них длинная, коническая, а голова маленькая.
- Композиции. Мастера изображали темы свиданий, послеобеденного чая, карусели. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни. Но были и знаковые композиции, например, Святой Георгий со змеей.
Почти все игрушки были свистульками. Только индейки и петухи не обладают музыкальным даром.
Традиционные узоры и элементы филимоновской росписи
Элементы филимоновской росписи символичны, в этом смысле она похожа на другие русские народные промыслы.
- Круги с лучами, круглые орнаменты с треугольниками являются символами солнца, добра, радости и процветания;
- Схематичные ветви и елочки в филиграни (так еще можно назвать эту картину) означают древо жизни, или связь поколений и непрерывное развитие.
Птица означала счастье и добрые вести, конь – богатство, женщина – отождествлялась с богиней и хранительницей домашнего очага, всадник – защитник или хозяин.
Животных традиционно раскрашивали яркими цветными полосами. В живописи преобладали подсолнухи и цветочные орнаменты, работы часто ассоциировались с детским стилем, но в этой наивности и простоте кроется их очарование.
Филимоновские ремесла сегодня
Филимоновские ремесла сегодня
Десять лет назад в деревне Одоев Тульской области был открыт музей “Филимоновка”. Шесть лет назад здесь стартовал творческий проект – фестиваль керамики и глиняных игрушек.
С каждым годом “Сказки деда Филимона” привлекают все больше и больше участников.
Музей привлекает новых туристов, и здесь есть на что посмотреть – более 2000 подлинных игрушек, сделанных вручную мастерами со всего мира!
Удивительно, но многовековая история промысла, картины, прославившие Филимоново, были переданы в музей только в 2009 году.
Но благодаря музею и фестивалю самобытное народное искусство живет и развивается, находит новых поклонников и обретает новые способы презентации.
Узнаваемые элементы, цвета и орнаменты появляются не только на глиняных игрушках, но и в принтах на канцелярских товарах, текстиле и т.д.
Наряду с дымковской, богородской и каргопольской игрушками, филимоновская – это не только промысел предков, но и душевная культура русского народа.
Она наложила свой отпечаток на жизнь, верования и традиции народа.
Именно поэтому глиняные свистульки часто становятся домашними оберегами, талисманами, хранителями семейного благополучия – столько любви в маленькой игрушке, примиряющей простоту и лаконичный, творческий смысл.
Филимоновская игрушка: фото, история, традиции изготовления и символика
Здравствуйте, дорогие друзья.
Не знаю, как вы, а я люблю рукоделие. Неважно, что это: шитье тряпичных кукол, резьба или роспись по дереву, плетение из бересты и так далее. В них есть что-то такое душевное, теплое и родное, если хотите.
Думал-думал и решил скрасить сегодняшний день чем-то позитивным – филимоновской игрушкой. Почему? Ремесло древнее, интересное, яркое и звонкое. Кроме того, я уже давно не писал о Тульской области ничего, кроме анонсов.
Поэтому в этой статье мы заглянем в прошлое, вспомним, откуда появились эти глупые фигурки, поговорим об их каноничности и символизме.
Я хочу сказать, что в филимоновской игрушке все имеет значение, и цвета, и каждая маленькая линия имеет значение.
Этому древнему ремеслу носильного искусства по одним данным около 700 лет, по другим – около 1000 лет. Как ни посмотри, и то, и другое – очень много. Происходит из Одоевского района (бывший Белевский в Тульской губернии), из деревни Филимоново (отсюда и название, в общем-то).
Кстати, о названии: существует легенда, согласно которой деревня была названа так в честь некоего деда Филимона. Он был каторжником (беглецом), а также игрушечником и гончаром. В течение многих лет в деревне производили глиняную посуду и другую кухонную утварь, игрушки, печные трубы и так далее.
Специалисты считают, что искусство лепки и росписи филимоновских игрушек зародилось еще в эпоху верхнего палеолита.
Это подтверждается археологическими данными: глиняные сосуды были найдены при раскопках на Жемчужниковском и Снедковском могильниках и в поселениях близ Одоево. По мнению археологов, эти находки относятся к 9-11 векам.
Значит, знаки и символы, которые мы видим сегодня на филимоновской игрушке, уже были нанесены на них.
Сформировать такие свистульки несложно, поэтому раньше этим занимались, в основном, женщины. Девочки начинали обучаться этому искусству с семи лет и назывались “вистульки”.
В 20 веке это древнее ремесло было почти навсегда утрачено. Она начала вымирать в 1920-е годы, все потому, что запретили продавать филимоновские игрушки, а без торговли, как известно, нет ремесла – ремесленники должны на что-то жить. В то время осталось очень мало мастериц, которые не оставили свое ремесло.
Производство увеличилось только в 1950-х годах, благодаря вниманию общественности к народному искусству. Но настоящее возрождение старых русских традиций произошло в середине 1980-х годов.
Сегодня среди мастеров, изготавливающих эти потешки, много мужчин, и это ремесло широко известно за пределами Тульской области. И все благодаря усилиям неравнодушных людей.
Почему эта игрушка так уникальна в своем роде? Отчасти это связано с его формой, которая зависит от глины: для изготовления филимоновских свистулек используется особая глина – синика.
Синика очень пластична (как тесто) и немного масляниста, поэтому ее нужно разглаживать, чтобы избежать мелких трещин (это разглаживание делает ее такой непропорциональной, гладкой и характерной);
После обжига глина приобретает белый цвет без каких-либо дополнительных усилий со стороны мастера.
Технология производства черники
- Но чтобы сформировать игрушку, глину нужно подготовить, а до этого это делалось на холоде. Для чего были вырыты колодцы глубиной до двух метров, из которых, собственно, и доставали глину. Подчеркиваю, только в морозную погоду это предотвращало обрушение стенок колодца.
Но эта технология была в прошлом, сегодня, конечно, все по-другому.
Технология покраски
Первоначально филимоновские свистки не были окрашены. Это стало возможным только в 19 веке, благодаря появлению анилиновых красителей.
Сначала их выращивали “на полное яйцо”, и такая роспись была, конечно, яркой, но очень быстро выцветала. Поэтому более поздние мастера взяли на вооружение ацетон.
Это помогло: цвета стали еще более насыщенными, можно даже сказать, более токсичными, но самое ценное – краска держалась дольше.
Филимоновская игрушка расписана в три этапа. Количество цветов ограничено – традиционно их три.
- Сначала игрушка “желтеет”. То есть после обжига поверх настоящего белого цвета наносят желтый. Они образуют основу для дальнейшей росписи.
- Следующий шаг – принятие оттенков красного (малинового), мастера называют его “малиновым”.
- Последний шаг – “зеленый”. Зеленый или бирюзовый цвет, окрашенный между красными линиями.
Для росписи игрушки используется тонкая кисточка.
Сюжеты игрушек очень разнообразны: всего их насчитывается более пяти десятков (традиционно эти свистульки изображают животных и людей: овец, их рыцарей, медведей, баранов, петухов). Но, разработанные многими поколениями народных умельцев, особенности остаются неизменными.
Это отражается в форме и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, столь же пластичные люди. Деталей мало, например, молодую леди от джентльмена отличает только юбка и головной убор. Животных можно отличить только по голове. Например, у барана кудрявые рога, у медведя – уши и так далее.
В живописи обязателен геометрический орнамент в три цвета. Полосы перемежаются с более сложными узорами, лица фигур всегда белые, а глаза, рот и нос обозначены маленькими точками.
Символизм филимоновских игрушек
Самое запоминающееся в филимоновских игрушках – их языческая древность. За столетия он не утратил ни одного из своих элементов, характеризующих жизнь древних славян.
Каждый рисунок на этом потэске – символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь между человеком и природой. В элементах живописи почти всегда присутствуют два основных мотива: символ солнца и так называемое “дерево жизни”, узор, напоминающий ветви ели. Круговые линии, украшающие всю игрушку, скрывают добро и свет.
Значимыми являются не только изображения, но и сами фигуры:
- Бариня – это богиня. Символ дома, тепла и любви. Она является символом матери-природы. Она является символом продолжения рода и всей жизни.
- Медведь – один из самых почитаемых символов в славянских обществах – это образ тотема предка, владыки, силы, добра и олицетворение пробуждающейся к жизни природы. Медведица с детенышем – защитник семьи, эквивалент Берегини. Широко распространено мнение, что именно медведь родил первую женщину, отсюда и почитание медведей как защитников не только женщин после родов, но и женщин в целом.
- Олень – тепло и плодородие, защита. Ветвистые рога северного оленя символизировали Мировое древо.
- Лошадь – символ солнца, воды, плодородия, света, времени и героической силы.
- Всадник на лошади – с одной стороны, воин, защитник. С другой стороны, он является символом солнца и света.
- Корова – Процветание и спасение. Животные с рогами широко почитались в древности: считалось, что они несут на своих рогах солнечный диск.
- Волк – Удивительно, но любовь и доброта.
- Петух – Это самый сильный талисман, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение грядущего дня. Славяне верили, что петух – птица гадательная, что своим криком он отгоняет злые силы, уничтожает колдовство. Петухи, сидящие друг напротив друга, символизировали плодородие.
- Утка – Женский символ, связанный с поклонением Великой Богине. Она является покровительницей всех женских ремесел и защитницей семьи.
- Собака – Верный друг и помощник.
- Птица – Является светом и счастьем, посредником между мирами.
Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:
- Люди;
- животные;
- птицы;
- композиции из нескольких фигур;
Однако не стоит думать, что это “консервированное” мастерство. Со временем филимоновские темы стали дополняться современными мотивами и индивидуальными композициями. Но все это было сделано гармонично, без нарушения многовековых традиций. Это касается всего: способа формовки, обжига и, конечно, росписи.
Только вот современная игрушка Филимонова стала ярче, привлекательнее и крупнее (до 20 сантиметров в высоту). Из маленького свистка он превратился в небольшую скульптуру.
Почти все филимоновские игрушки, по сути, являются свистульками (петухи и индюки не свистят). И это также символично! С помощью таких свистулек наши предки отпугивали злых духов, свистели на похоронах и даже клали в гроб вместе с покойником.
Вы можете послушать, как “поет” филимоновская свистулька в хороших руках.
Фотография – фотографии
Для вашего вдохновения я подобрал несколько фотографий игрушек. Там можно увидеть рисунок, специфику и просто – это интересно.
Музей филимоновской игрушки
Сегодня все ремесла переместились из деревни Филимоново в Одоево. Местные жители Филимоново даже удивляются, когда узнают, что в их маленькой деревне хранятся уникальные и старинные ремесла. Отчасти это может быть связано с тем, что в 2009 году здесь был открыт Музей филимоновской игрушки.
Я туда не ходил, не успел, но мои друзья побывали там и остались очень довольны. Музей очень богат – в его коллекции около 2000 глиняных игрушек не только из России, но и со всего мира. Здесь можно увидеть работы мастеров, как прошлого, так и нынешнего века. Вы также сможете узнать много интересных фактов об истории этого ремесла.
- Адрес музеяАдрес: Тульская область, г. Одоев, улица К. Маркса 52 (старый адрес: улица Серебрякова 11).
- Тел.
Филимоново живопись и дизайн. История филимоновской игрушки.
История филимоновской игрушки, по некоторым подсчетам историков и археологов, началась еще 1000 лет назад. Считается, что во время археологических раскопок под Тулой были найдены одни из первых, самых примитивных глиняных игрушек того периода.
Достоверно установлено, что они были изготовлены во время правления Ивана Грозного. Эти игрушки называли “грошовыми свистульками” из-за некоторых характерных особенностей. Это были маленькие фигурки птиц, животных и людей, которые служили лишь украшением для механизма свистка.
Считается, что в древние времена, во времена язычества, свистом можно было отпугнуть злых демонов или духов, или, наоборот, привлечь внимание Бога Солнца и попросить его послать на землю дождь или засуху, и многое другое. Поэтому такая фигурка-свистулька хранилась в каждом доме.
Филимоновская роспись появилась на игрушках уже в начале 19 века. История гласит, что филимоновская игрушка получила свое название от имени сбежавшего из тюрьмы Филимона. Его дед был мастером не только гончарного дела, но и изготовления игрушек из глины.
Он первым начал расписывать глиняные игрушки, чем внес неоценимый вклад в развитие искусства не только в 19 веке, но и в будущем. В деревне, где он жил, была шахта по добыче голубой глины, которая служила ему материалом.
Деревня находилась недалеко от города Одоево, и в связи с ее историей была позже названа Филимоновкой, в честь мастера. Работа над игрушкой
Тогда почти все мужчины в деревне стали лепить горшки из голубой глины. Благодаря этому искусству они смогли прокормить свою семью. В моделировании принимали участие не только мужчины, но и женщины и даже дети. Именно они изготавливали свистульки в свободное от полевых работ и домашних дел время. В то время это было одним из их любимых развлечений.
Иногда женщины садились в круг вместе со своими дочерьми, которым в то время было не больше 7-8 лет, и, напевая красивые старинные русские народные песни, лепили свои глиняные игрушки. Значение филимоновских игрушекФилимоновские игрушки покупались для дома, приобретались в качестве подарков.
Наличие игрушки было очень хорошим знаком. Считалось, что он приносит в дом удачу, процветание и семейное счастье, а также защищает от заклятий и злых чар. Филимоновская детская игрушка представляла собой так называемый оберег, талисман, который защищал детей от зла.
Многие историки считают, что на заре истории такая свистулька не была детской игрушкой. У него было совершенно другое предназначение. Если присмотреться, можно увидеть магические знаки (филимоновские узоры), которые имеют определенное значение. Интересна и форма игрушки.
Это говорит о том, что каждый из них что-то обозначает. Обжиг в печи
Люди лепили изделия из глины круглый год, и однажды весенним днем они устроили большой праздник посреди большого поля перед началом работы. Для этого нужно было обжечь все гончарные изделия и отнести их на рынок, чтобы продать после праздника.
Для начала в центре поля выкапывали большую яму, обкладывали ее кирпичами, сооружали полки для горшков (этот необычный горшок назывался круассан), затем сжигали солому и раскладывали ее по горшкам.
После обжига соломы глине давали остыть, а затем каждый забирал свои белые изделия домой. Глиняные кувшины занимали центральное место на полках, а женщины размещали между ними свои поделки.
Интересно, что после обжига голубая глина приобрела красивый белый цвет. Филимоновская игрушка, изображения которой можно увидеть в книгах и журналах, посвященных русскому народному творчеству, а в современном мире – в электронных источниках, обладает именно такой характеристикой. Это очень удобно.
Его не нужно покрывать специальной краской, чтобы в будущем можно было покрасить основание. Обожженная глина уже подготовлена к работе.
Филимоновские игрушки. Их изображения
Считается, что филимоновские игрушки имеют определенную форму, которая содержит специфическую маркировку. Один из самых важных образов – образ женщины.
Считается, что образ женщины (барини) воплощает образ матери, главное предназначение которой, конечно же, продолжение рода и, в целом, всей жизни на Земле. Визуально эта статуэтка выглядит очень необычно. Другой образ – это образ животного.
Медведь является символом мужественности, силы, а также символизирует приход весны – новой жизни. Северный олень является символом семейного благополучия и счастья в браке, а также теплоты отношений между супругами. Согласно традиции, оленя дарят молодоженам в день свадьбы как талисман для их будущей семьи.
Лошадь – это воплощение всех живых существ. Лошадь считалась символом воды, солнца и плодородия. Корова была воплощением бодрости и силы духа.
Как правило, птицы всегда изображались рядом с женщинами. Птицы считались символом воскрешения всего живого на земле. Рассвет, пробуждение земли, природа – все это олицетворяли птицы.
Ни одна из игрушек не похожа на настоящие фигурки животных или птиц. Человеческие фигуры очень похожи на них.
Понять, кем являются глиняные люди, можно только через детали одежды, в которых есть некоторые элементы филимоновской росписи.
Одежда женщины обычно состоит из юбки и блузки, а мужчины – из легкой рубашки и брюк. Картина Филимоново очень необычна, смела и притягивает взгляд. Узоры на одежде говорят о самом главном – об отношениях между человеком и природой.
Многие хотят знать, как нарисовать игрушку Филимонова. Наряд представляет собой яркие четкие рисунки, хаотично разбросанные по одежде.
На одежде были нарисованы пятна и круги, листья и точки, черточки и звездочки и многие другие элементы живописи.
Юбка женщины всегда была разноцветной, блузка – насыщенного малинового цвета, а шляпа – с ярким ободком. Мужская рубашка была обязательна, чтобы выделиться.
Филимоновская картина. Раскрашивание лица Лицо всегда было одинаковым. На белом фоне нарисованы глаза и брови синим или черным цветом. Иногда глаза были зелеными. Форма глаз всегда была одинаковой. Глаза были усеяны точками. Губы должны были быть пунцового цвета. Выразительные черты лица никогда не разрешалось рисовать.
Фигурка считалась талисманом, поэтому именно лицо игрушки должно было отгонять злых духов. Одной из отличительных особенностей живописи Филимонова был цвет используемых красок. Можно было использовать только оттенки трех цветов: малинового, желтого и зеленого. И лишь изредка допускались синий и фиолетовый цвета.
Другой филимоновской игрушкой, которая всегда была расписана одинаково, было животное. Его тело и шея всегда были окрашены поперек, а цветовая гамма была одинаковой – зеленой, желтой и малиновой. В результате животное раскрашивали в разноцветные полосы с красной или зеленой мордой.
Интересно, что свисток – филимоновская игрушка, раскрашенная не специальными кисточками, а кисточками из куриных перьев. Ритуал “доносительства
Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал это выражение. Однако мало кто понимает значение выражения “суетиться”. Люди воспринимают это выражение как спор или выяснение отношений, то есть как возможность что-то кому-то доказать.
На самом деле, в середине 19 века это был один из самых красивых, интересных ритуалов. В определенный день года абсолютно все выходили на улицу и начинали петь, танцевать и свистеть вместе.
Таким образом они хотели преклониться перед своими умершими родственниками; это был своего рода обряд поминовения. После этих действий они могли просить у Бога все, что хотели. Одни взывали о дожде, другие благодарили Бога за хороший урожай или просто хорошую погоду.
Все вокруг были счастливы и радовались жизни.
Филимоновский моделизм сегодня
Для многих филимоновских игрушек раскрашивание глиняных фигурок имеет историческое значение. В начале 20-го века филимоновских художников осталось очень мало. Если бы не интерес Николая Денисова к народному искусству в 1950-1980-е годы, секреты ремесла были бы безвозвратно утеряны.
Именно благодаря созданию группы выпускников Абрамцевской школы и их объединению с потомками филимоновских мастеров это искусство было поднято на новый уровень. Роспись филимоновской игрушки, как и создание ее глиняной основы, занимает значительное количество времени.
В течение нескольких дней (около 3-5, в зависимости от размера игрушки) фигурку следует постоянно поглаживать влажными руками. Это необходимо для того, чтобы удалить мелкие трещины, которые появляются при высыхании изделия – характерная особенность голубой глины.
Только когда игрушка полностью высохнет, ее отправляют в печь, где она приобретает красивый белый цвет. Только после этого она окрашивается.
Дети и красивые игрушки Большое одобрение и поддержку получают занятия с такими изделиями в детских садах. Филимоновская роспись в детском саду – один из творческих проектов, прочно укоренившихся в детской учебной программе.
В процессе рисования (дети рисуют акварелью) педагог знакомит дошкольников с историей филимоновской игрушки, основными принципами ее росписи, а также приобщает детей к народному искусству, чтобы они почувствовали и поняли, как искусство влияет на нашу жизнь в будущем. Музей Филимонова
По всей России существует множество музеев с филимоновскими игрушками. Самый крупный и специализированный музей находится в Одоево, в Тульской области.
Здесь вы сможете полностью погрузиться в эпоху филимоновской живописи, а также попробовать самостоятельно слепить игрушку из голубой глины.
В результате каждый сможет запомнить это удивительное место не только филимоновской игрушкой, фотографией в музее и впечатлением от увиденного чуда, но и самым главным – опытом общения с настоящими мастерами древних ремесел.
Технология росписи игрушек в Филимоновке – Музей Филимоновки
Главная ” Игрушки ” Технология рисования
Филимоновская игрушка поражает не только яркой росписью, формой и пластичностью, но и удивительной глиной. Во время обжига игрушки в глиняной печи происходит удивительная трансформация. Голубая по своей природе, глина высыхает при комнатной температуре, становясь серой и незаметной. Но из печи для обжига выходит игрушка ярко-белого или слегка розоватого цвета! Это ли не чудо!
Из голубой и не очень привлекательной заготовки получается белая или слегка розоватая игрушка, готовая к росписи. Белый цвет – идеальный фон для нанесения краски.
Но прежде чем вы начнете расписывать свою игрушку, мы хотели бы поделиться с вами некоторыми секретами филимоновских игрушек. В конце концов, в старые времена и цвета, и каждый элемент живописи имели свое значение.
Почему были выбраны три цвета? И почему именно эти?
Красный цвет – символ земли, плоти, крови, огня, высоты духа и красоты.
Желтый – это цвет солнца, огня и воздуха. Желтый и красный цвета тесно связаны с солнцем.
Зеленый цвет – это символ возрождения жизни.
Первый шаг
Первый шаг – “пожелтить” игрушку, как говорят создатели. Возьмите желтую краску и широкую кисть (белка и собака) № 3. Ориентируясь на нарисованную игрушку или на изображение любой игрушки с нашего сайта, нанесите желтую краску. Основными элементами живописи являются широкие линии, круги или полностью прорисованные части тела животных и людей.
Обратите внимание, что часть свистка, к которой человек прикасается ртом, не окрашена. Поэтому помните, что при нанесении желтой краски необходимо соблюдать расстояние не менее 1 см от наружной части свистка.
Второй шаг
Возьмите малиновую краску (мастера называют ее малиновой или “фуксин”) и кисть № 1. Проведите тонкие линии по желтому контуру. Старайтесь, чтобы линии были одинаковой толщины.
Обратите внимание, что линии в различных сочетаниях рождают солнца, елочки, розетки, геометрические узоры.
Шаг 3
Нанесите зеленую или бирюзовую краску. Традиционно его называют “зеленым”. Это означает, что игрушка стала зеленой. Линии, как и во втором шаге, должны быть тонкими, поэтому рисуем тонкой кистью (беличьей, цветной) №1. Рисование производится между красными линиями.
Люди и части животных, обычно стоящие на двух ногах, окрашены в красный цвет. Лица людей остаются белыми. Их глаза выделены зеленым цветом, а рты окрашены в красный цвет.
Филимоновская игрушка
Недавно я просматривала материалы о народных промыслах в России. И вдруг я увидел изображение ярко раскрашенного свистка. У меня дома на полке стоит точно такая же, я купила ее своему сыну, когда он был совсем маленьким, на выставке. Я не могу устоять и не знаю об этом!
Познакомьтесь с филимоновской игрушкой!
Филимоновские игрушки считаются самыми древними игрушками в России. Упоминания о них появляются в летописях с XIII века, но народными ремеслами они стали только в XIX веке, когда изделия народных промыслов были выведены на рынок. Торговля развивалась в деревне Филимоново, в Одоевском районе Тульской области.
Керамика здесь всегда мужская, женщина формировала свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистульками”, потому что игрушки делались с помощью свистулек.
Основную массу изделий филимонских мастеров составляют традиционные свистульки: барин, всадник, корова, медведь, петух и другие. Все фигурки животных имеют тонкую талию и длинную, изящно изогнутую шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы, наличие или отсутствие рогов и ушей отличают одно животное от другого. У барана рога круглые, у коровы – в форме полумесяца, у оленя напоминают причудливые ветвистые деревья, а голову лошади венчают маленькие конические уши.
Изображения людей монолитны, лишены деталей и напоминают примитивные античные фигуры. Короткая колоколообразная юбка филимоновской “Колыбельной” плавно переходит в короткое узкое тело и заканчивается конической головкой, составляющей единое целое с шеей. Молодые баронессы держат в своих округлых руках ребенка или птицу – свистульку. Шевалье выглядят как дамы, но вместо юбок у них толстые цилиндрические ноги в неуклюжих сапогах. Головы фигур увенчаны замысловатыми шляпами с узкими околышами. Интересны композиции, состоящие из нескольких фигур.
Внешний вид игрушки отражает природные свойства местной синикской глины. При высыхании пластичная, слишком жирная глина быстро деформируется и покрывается мелкими трещинами, которые приходится разглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигура становится стройной и вытянутой, достигается непропорциональная, но удивительно элегантная форма. После обжига предметы из этой глины приобретают ровный белый цвет, который не требует дополнительной грунтовки. Роспись выполнялась анилиновыми красителями, натертыми на яичном желтке или яичном белке, куриных перьях. Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на довольно ограниченное использование типичных ремесленных цветов – малинового, зеленого, желтого – игрушки получаются яркими и жизнерадостными. Иногда использовался синий или фиолетовый цвет.
Животные традиционно раскрашены разноцветными полосами вдоль тела и шеи. Голова и грудь окрашены в один цвет, обычно зеленый или малиновый, часто с простым, ярким орнаментом, выражающим языческие мотивы.
Поскольку картина была выполнена пером (точнее, верхней частью пера, а остальная часть была затерта), она производит впечатление небрежной и неуклюжей, как будто это работа ребенка. Говоря о “детскости” произведения. Поскольку мастера работали в семьях, к изготовлению игрушек массово привлекались дети и девочки. Я думаю, что это, вероятно, повлияло на то, как была раскрашена игрушка.
Картина очень проста: сочетание цветных полос, точек, кругов, овалов, звезд и треугольников. Детали картин можно расшифровать. Круг представляет солнце, треугольник – землю, а елочка и ростки символизируют растительность и жизнь. Все эти узоры напоминают нам о взаимоотношениях человека с природой.
Внимательно осмотрите игрушку. Эти модели выглядят знакомо, не так ли?
Филимоновские дамы и господа всегда одеты элегантно и ярко, их шляпы украшены разноцветными полосками, такой же нехудожественный орнамент встречается на воротнике блузки, юбки и брюк. На одежду филимоновских героев повлияли, с одной стороны, городские костюмы, а с другой – крестьянские, домотканые платья, вышитые рубахи и пояса. Орнаменты (цветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенные без определенной схемы, создают поразительный многоцветный декор.
В отличие от дымковских игрушек, все игрушки Филимонова – свистульки, даже барин и кавалер. Но свисток никогда не делался в фигуре, а только в хвосте животных или птиц, которые придавались фигуре.
Кстати, история глиняных игрушек-свистулек насчитывает тысячи лет. В древности глиняные звучащие изделия служили средством общения и были объектами поклонения, участвуя в религиозных ритуалах. В древние языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызывать ветер, а вместе с ним и дождь, отгоняя злых духов. Позже свистульки утратили свое сакральное значение и стали детскими игрушками, своего рода музыкальными инструментами.
Удивительно, насколько древними и священными являются корни филимоновской игрушки! Игрушка – это свисток, символический образ, древняя примитивная форма фигурок. И все эти традиции бережно хранятся и передаются через века!
Послушайте, как пишет об игрушке поэт Н. Денисов:
“Откуда вы к нам так пришли?
Просто, без всяких ухищрений.
С длинной шеей и расписной,
Играть и развлекать детей.
Я любила тебя в детстве.
Моя бабушка была ремесленницей.
Я унаследовал тебя
От прекрасных людей деревни.
Вы не боитесь расстояния.
Вы происходите от предков из далеких времен.
Эти глиняные статуи
звон русских колоколов”.
Прикоснуться к этому удивительному миру, узнать больше об истории промыслов можно на родине промыслов, в единственном специализированном музее “Филимоновская игрушка” в городе Одоеве Тульской области.
Игрушки от Филимонова жизнерадостны, сочетают в себе грубость и элегантность. “Жемчужиной народного творчества” называют филимоновскую игрушку.
Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка – Древнерусское прикладное искусство в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов Филимоновскому ремеслу более 700 лет. По другим данным, его возраст составляет около 1 тыс. лет.
Специалисты утверждают, что искусство формовки и росписи затейливой глиняной посуды пришло в Одоевский район из далекого верхнего палеолита, а раскопки на Жемчужниковском и Снедковском кладбищах и поселениях в Одоево выявили черепки керамики 9-11 веков с узорами и знаками, которые сегодня расписываются на филимоновской игрушке.
Согласно легенде, деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона, беглого каторжника, мастера-гончара, крестного и изготовителя игрушек. В течение многих лет мужчины в деревне Филимоново изготавливали на гончарных кругах глиняную посуду, плиты и различную домашнюю утварь. Это было серьезное занятие для мужчин, и они использовали местную глину, которая при обжиге дает светло-терракотовый цвет.
Изготовление игрушек было легкой задачей для женщины, которая должна была обучать девочку с семи лет. Эти девушки росли с определенным приданым и назывались “свистульками”. К середине 19 века этот промысел был известен уже далеко за пределами Одоевского района.
Игрушки были сделаны из обезжиренной, но податливой глины “синика”, которая после обжига становилась белой. Уникальная по своим свойствам глина позволила художнику вырезать всю скульптуру из одного куска, добившись прекрасной пластичности и выразительности форм.
Высушенные изделия сначала обжигались в печи, которую каждый мастер выкапывал на склоне возле дома. После обжига изделия из такой глины имеют ровный белый цвет, который не требует грунтовки.
Фабрики игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти названий, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями мастеров, остаются неизменными. В лепке – вытянутые пропорции фигур, длинные шеи людей и животных, в живописи – трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные, изящные силуэты фигур гармонируют с жизнерадостной, яркой, лапидарной живописью.
В основе картины лежит традиционная схема: бегущие по форме цветные полосы перемежаются с более сложными узорами: ветвящейся “елочкой”, яркой “ягодой”, сияющей “звездой” или “солнцем”. Лица фигур всегда остаются белыми, лишь небольшие линии и точки обозначают глаза, рот и нос. Эти игрушки невозможно перепутать ни с какими другими.
Красота и сила филимоновских игрушек кроется в языческой древности. За столетия он не утратил ни одного из своих элементов, характеризующих жизнь древних славян. Незатейливые рисунки выражают древнюю символику крестьянской религии. Круг – солнце, треугольник – земля, елочка – символ растительности и плодородия. Все узоры относятся к отношениям между человеком и природой. Согласно древним верованиям, символы в узорах несли в себе духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости. Главное в игрушке – свисток. В хвостах животных и птиц. У девушек свистки спрятаны в кувшинах, у солдат – в гусях. Предки-язычники использовали его для отпугивания дьявола и злых духов. Ее насвистывали на похоронах и закапывали в могилу вместе с покойным.
Каждая игрушка имеет свое собственное значение. Женская фигура представляет великую богиню Природу. Женщина была знаком добрых сил: Мать – кормилица семьи, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д.
Этот образ является продолжением семьи всех живых существ.
Медведь – один из главных героев народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом силы. Олень является символом удачного брака, тепла и плодородия. Лошадь считалась слугой Солнца. Запряженная, она вела бога солнца по небу и несла его благодать людям.
В искусстве языческой Руси конь имел охранительное значение и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как поклонение солнцу, так и поклонение воде. В народном искусстве конь символизировал время, свет и героическую силу.
Птицы – это знак возрождающейся природы, пробуждающейся земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они являются посланниками богини-матери, земли и обязательными спутниками женских образов. Корова символизировала бодрость, плодородие и силу.
Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:
1) люди – солдат, барин, аккордеонист, мальчик на петухе, всадники, солдат с гусем.
2) животные – олень, корова, лошадь, баран, коза, собака, кошка, лиса.
3) птицы – петух, курица, павлин, утка.
“Курица с петухом”.
4) многофигурные композиции – питье чая, тройка, карусель, дерево, на скамейке, святой Георгий со змеей.
Почти все филимоновские игрушки – свистульки, нет ни петушков, ни индюков.
Со временем к традиционным народным темам присоединились отдельные композиции – “Солдат кормит курицу”, “Медведь перед зеркалом” (странное существо с гибким и стройным телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом впереди; оно никак не похоже на обычного медведя), “Послеобеденный чай”.
“Медведь с зеркалом”.
“Солдат с курицей”.
Солдаты Филимонова очень специфичны. Это отдельно стоящие фигуры, высокие и длинноногие, в характерных костюмах – куртка с погонами, полосатые или цветные брюки, шляпы с пиками или полями и необычные туфли на высоком каблуке. Солдаты держат птиц под мышками.
Современные филимоновские мастера игрушек черпают вдохновение не только в реальных животных, но и в мифических, например, в игрушках-драконах. Они были созданы для года Дракона.
Филимоновские свистульки начали окрашивать только в середине XIX века, когда стали доступны анилиновые красители. Вначале краска была разбавлена “полным яйцом”, и картина имела сочные, естественные тона. К сожалению, вскоре он поблек и увял. Позже художники стали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно-ядовитыми.
На первом этапе росписи они “пожелтили” игрушку. Первый цвет – желтый – наносится на белый фон обожженной игрушки. Это основа для дальнейшей покраски.
На втором этапе используется красный цвет (иногда называемый “фуксия” или “малиновый”). Роспись выполняется тонкой кистью, так как линии должны быть тонкими. Она нанесена на контуры желтого цвета. Линии в различных сочетаниях рождают подсолнухи, елочки, розетки, геометрические узоры.
На третьем этапе наносится зеленый (бирюзовый) цвет. Традиционно это называется зеленью. Рисование происходит между красными линиями.
После революции очень известная отрасль начала угасать: торговля игрушками рассматривалась как спекуляция, за которую грозило тюремное заключение, поэтому производство филимоновских игрушек настолько сократилось, что осталось лишь несколько мастериц, не бросивших свое ремесло. Например, потомственная мастерица Мария Николаевна Марченкова, дочь известного филимоновского фабриканта игрушек А.И. Карпова. С детства Мария Николаевна постигала секреты лепки и росписи, помогая маме во всех процессах создания игрушек.
Несколько работ Марии Николаевны Марченковой:
“Медведь с зеркалом”.
Евдокия Лукьянова со своими работами.
Репродукция книги Журовой Е. “Мастера Филионовы”. P. (1996). Елена Кузиминична Евдокия Лукьянова на картине.
Работа Лукьяновой Е.И. “Пьехара”.
В 1950-х годах производство явно оживилось. Внимание и интерес к народному искусству привели к возрождению игрушечной промышленности в Филимоново. Ремесленники быстро вспомнили о своем ремесле.
Но настоящее возрождение древней ремесленной традиции произошло в середине 1980-х годов. В это время благодаря настойчивости и бескорыстной преданности Николая Васильевича Денисова в Одоевском районе образовалась творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевской художественно-промышленной школы и потомков филимоновских мастеров: Елена Башкирова и Константин Кехайди, Александр Стуков и Ирина Левитина, Алла Гончарова, Владимир Перчин и Елена Орлова.
Более семи лет Николай Васильевич Денисов за свой счет возрождает в Одоевском районе старинную народную игрушку Филимонова. Николай Васильевич собрал и объединил молодых людей, которые, как и он, полюбили игрушку. Старейшему ремеслу Николай Васильевич Денисов даже посвятил стихи:
Филимоновская игрушка
Откуда вы к нам пришли?
Все просто, без сложностей.
С длинной шеей и расписной,
Для игр детей.
Я влюбился в тебя еще ребенком.
Моя бабушка была мастерицей.
Я унаследовал тебя
От прекрасных людей деревни.
Вы не боитесь расстояния.
Вы происходите от предков из далеких времен.
Эти глиняные статуи
Гонг колоколов в России.
Автор статей о народном творчестве На протяжении многих лет организовывала индивидуальные художественные выставки в селе и проводила встречи со школьниками села и района как художник – живописец, мастер по изготовлению игрушек и поэт. В 2012 году в доме художника была открыта мастерская-музей. Фотография выше – материал из мастерской-музея.
В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильичева Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.
Сегодня в Одоево несколько семей продолжают художественные традиции старинного промысла – Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехайд, Елена Алексеевна Орлова, Владимир Борисович Першин, Роман Вячеславович Орлов, Валентина Николаевна Масленникова, Ирина Константиновна Левитина, Елизавета Артемовна Дроздовская. На самом деле, многие мастера продолжают семейное дело – например, Гончарова Анна Вячеславовна.
Потомственная мастерица в пятом поколении, правнучка известных филимоновских мастеров Авдоты Григорьевны Дербеновой (Горуновой) (1881-1959), праправнучка мастеров Антонины Ильиничны Карповой (Дербеновой) (1910-1983), внучка Марии Николаевны Марчанковой (Карповой) (род. 1933), дочь Аллы Ивановны Ивановой (род. 1920), известной филимоновской мастерицы. Родилась в 1961 году), дочь Аллы Ивановны Гончаровой (Марченковой). С раннего детства она жила игрушкой: ее мать и бабушка щедро делились секретами своего ремесла.
Орлова Елена Алексеевна, потомственная мастерица, внучка известных филимоновских мастеров А.Ф. Масленниковой и А.И. Дербеневой, переехала в Одоево в 1984 году, чтобы возродить промысел.
Работа Орлова Е. “Павлин.
Кехайдинский мастер Константин Николаевич переехал в Одоево в 1987 году. С 1987 года по настоящее время преподает художественные дисциплины в Одоевской детской художественной школе. Он обучает детей скульптуре и керамике.
С 1997 года он организует ежегодный фестиваль народного искусства “Поляна. (На фотографии выше изображен мастер за работой). Интересно, что и жена, и сын Кехайди занимаются филимоновскими игрушками. Ниже представлены некоторые из работ Константина Кехаиди.
Елена Кехади лепит игрушку из глины.
Современные филимоновские мастера, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить тематику, сделать игрушку более орнаментальной. Практически на всех этапах производства филимоновских игрушек мастера следуют древним традициям. Сюда входит метод формовки, обжига и классическая филимоновская роспись. Современные моделированные свистульки стали еще ярче, изящнее, крупнее (высотой до 20 см), превратились в скульптуру малых форм и изменили свой внешний вид.
В 2009 году в Одоево был открыт музей филимоновской игрушки, где можно увидеть работы и фотографии талантливых рукодельниц прошлого и нынешнего веков, узнать много интересных фактов об истории промысла, а также о продукции других центров народного творчества.
В общем, все ремесла переместились из деревни Филимоново в Одоево. А в Филимоново жители Дачи очень удивлены, узнав, что самая старая игрушка была сделана в их деревне.
Картина Филимоново – элегантность в простоте
Современная мода – это скорость, быстрые обороты и активное использование мотивов из прошлого. Искусство, охватывающее столетия, совсем другое: концептуальное, самобытное и хрупкое. Примером такого искусства является картина Филимонова. Более подробную информацию об исторических предпосылках ремесла, наиболее интересных технических аспектах росписи и уникальности местных игрушек можно найти далее в этой статье.
История ремесла
История промысла началась в Одоевском районе Тульской области – в деревне Филимоново мастерицы начали делать игрушки с интересной фактурой и необычной росписью. Гончарное дело развивалось в Филимоново на протяжении веков, и все благодаря богатой, очень податливой глине. Его естественный цвет – темно-синий, поэтому местные жители назвали его “синим”. После обжига глина становится белой или слегка розоватой. Мужчины делали посуду, а женщины – игрушки.
Согласно одной из легенд, беглый преступник по имени Филимон пришел в деревню и научил местных жителей делать фигурки из глины. Неизвестно, был ли он первым, но известно, что глиняные игрушки здесь делали уже в середине 19 века. В ремесле участвовали целые семьи: мужчины искусно лепили горшки, жены и невестки помогали им, а девочки и бабушки “специализировались” на лепке и росписи игрушек.
Появление ремесел в 19 веке – это вряд ли начало, но новый виток и пик их популярности. По мнению исследователей, филимоновские промыслы существуют уже не менее семи веков. И сегодня петушок, манеж, ласси и собака в этом художественном направлении легко узнаваемы: вытянутые фигуры с ярким, геометрически ориентированным рисунком невозможно перепутать ни с чем другим. Если только дымковские игрушки не похожи на них.
Фотография Филимоново
Одоевские мастера подарили художественной культуре страны удлиненные, тонкие игрушки с изящными формами. В процессе сушки местная глина могла трескаться и ломаться, поэтому мастера выравнивали и разглаживали работу мокрыми руками. Это привело к тому, что детали растянулись и стали немного непропорциональными. Но такой нюанс стал фирменным знаком, и сегодня описание филимоновской росписи невозможно без подчеркивания необычной формы изделия.
Особенности техники живописи
Грунтовать игрушку не было необходимости, так как во время обжига глина дала ровный цвет.
Мастера использовали анилиновые красители с яркими, выразительными цветами. Цвета были не очень широкими – красный, желтый и зеленый. Но при рисовании в три цвета (плюс/минус оттенки) получалась пестрая, жизнерадостная картина.
- желтый – это солнце, сама жизнь и свет всей вселенной;
- зеленый означает молодость, возрождение жизни;
- красный – символизирует землю и огонь, священные для человека понятия.
Художники старались изобразить игрушки так ярко и красочно, как будто хотели рассказать историю о счастье жизни, о первобытной установке человека прожить свою судьбу в радости и благодарности миру.
Узоры, темы и символизм
Чаще всего мастера изображали людей, животных, птиц и небольшие композиции.
Виды расписных игрушек:
- Люди. У девушек и женихов всегда наготове история: у первых – дети или птицы в руках, у вторых – музыкальные инструменты (часто жених появлялся верхом на лошади). Детализация небольшая, голова сочленена с шеей, на фигурке надет легкий головной убор.
- Животные. В основном это сельскохозяйственные животные – бараны, коровы, лошади. Все животные имеют вытянутые, тонкие шеи, и зачастую их можно отличить друг от друга только по форме рогов.
- Птицы. Также в основном домашние – утка, петух, курица, павлин. Шея у них длинная, коническая, а голова маленькая.
- Композиции. Мастера изображали темы свиданий, послеобеденного чая, карусели. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни. Но были и знаковые композиции, например, Святой Георгий со змеей.
Почти все игрушки были свистульками. Только индейки и петухи не обладают музыкальным даром.
Традиционные узоры и элементы филимоновской росписи
Элементы филимоновской росписи символичны, в этом смысле она похожа на другие русские народные промыслы.
Орнаменты просты и незатейливы, но узоры имеют глубокий символизм. Их корни, как нетрудно догадаться, в язычестве – в частности, в языческом искусстве они долгое время сопровождали христианство.
- Круги с лучами и круглые орнаменты с треугольниками являются символами солнца, добра, радости и процветания;
- Схематичные ветви и ели Филимонова (так можно назвать и картину) означают древо жизни, или связь поколений и постоянное развитие.
Птица означала счастье и добрые вести, конь – богатство, женщина отождествлялась с богиней и хранительницей домашнего очага, а всадник был защитником или хозяином.
Животных традиционно раскрашивали в яркие разноцветные полосы. В картине преобладали солнца и цветочные орнаменты, эти работы часто ассоциируются с детским стилем, но в этой наивности и простоте кроется их очарование.
Филимоновские ремесла сегодня
Филимоновские ремесла сегодня
Десять лет назад в деревне Одоев Тульской области был открыт музей “Филимоновка”. Шесть лет назад здесь стартовал творческий проект – фестиваль керамики и глиняной игрушки. С каждым годом “Сказки деда Филимона” собирают все больше и больше участников. Музей привлекает и новых туристов: здесь есть на что посмотреть, в экспозиции представлено более 2 000 подлинных игрушек, созданных мастерами со всего мира!
Наряду с дымковской, богородской и каргопольской игрушками, филимоновская – это не просто промысел предков, а душевная культура русского народа. Она наложила свой отпечаток на жизнь, верования и традиции народа. Именно поэтому глиняные свистульки часто становятся домашним амулетом, талисманом, оберегом семейного благополучия – в маленькой игрушке столько любви, примиряющей простоты и лаконичного творческого смысла.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе “Филимоновская роспись”.
Конспект занятия по черчению “Филимоновская живопись” в старшая группа.
– научить повторять орнамент узора по шаблону
– развивать чувство композиции и правильно передавать его
– закрепить знания детей по изучению темы “Филимоновская роспись”
– продолжают обогащать свои знания в изучении русской культуры.
Акварель, готовый трафарет, кисти, баночки, образец филимоновской росписиКартина Филимоновны“.
Предыдущая работаЗнакомство с элементами живопись; рисование полосзнакомство с историей “Картина Филимоново.
Курс действий:
– Ребята, я хочу познакомить вас с русским языком. живописьи она называется “Филимоновская“. Как она появилась и где. Фотография Филимоновской появился очень давно. (Данные археологов)Более 700 лет назад. Ремесленники из деревни Филимоновская Одоевский район Тульской области изготовил игрушки для детей. Игрушки были простыми, бараны и свистки. Чтобы сделать их более элегантными, изделия были окрашены. Это были простые полоски, круги и полукруги. Но каждое украшение имело свой собственный символизм. Круги символизировали “солнце”, “землю и плодородие” и “воду”.
Ребята, давайте посмотрим на объекты. картины Филимонова.. Обратите внимание, какие они яркие и праздничные. Каждая работа мастеров, передает нам настроение.
– Дети, вспомнили ли вы, что означают эти украшения? Изображение Филимоновской.
(дети) -Символ земли, изогнутые полосы и треугольники.
– Символом солнца являются круги.
– Символ воды, они представляют собой различные полукруги.
– Парни, которые помнят, какие цвета использовали мастера (ответы детей)Красный, зеленый, желтый.
Мы – осенние листья,
На ветках мы сидим. (Садитесь).
(Когда дует ветер, мы улетаем.
Мы летим, мы летим (Свет бежит по кругу)
И на земле мы сидим тихо. (приседание)
d Снова поднялся ветер d
И все листья выросли. (свет бежит по кругу)
И тихо сел на землю. (приседает)
А теперь, ребята, приступим к работе.
Вот наше резюме этой работы.
Наша страница занятие окончено.И ребята выполнили свою работу. Спасибо вам всем!
“Филимоновская игрушка – коза”. Конспект занятия по рисованию в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 119 “Поморочка” г. Архангельск. Проспект непосредственной образовательной деятельности.
Конспект по декоративному рисованию “Роспись силуэтов посуды на основе гжельской росписи” в старшей группе Конспект по декоративному рисованию “Роспись силуэтов посуды на основе гжельской росписи” в старшей группе. Содержание учебной программы.
Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе “Роспись кувшина в хохломской росписи” Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе “Роспись кувшина в хохломской росписи” Содержание учебного плана: Образовательный.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе “Городецкая роспись” Цель: создать условия для знакомства детей с городецкой росписью. Задачи: – Развивать умение рисовать элементы кистью с вниманием.
ООД предложение по рисованию в средней дошкольной группе “Филимоновский конь” Цель: расширять представления детей о филимоновской игрушке. Задачи: 1. учить детей рисовать силуэт игрушки Филимонова, поочередно.
Тема: Роспись олешки. Цель: формировать у детей умение рисовать силуэт игрушки по мотивам дымковской росписи. Задачи: Продолжить ознакомление.
Конспект занятия по рисованию в средней группе “Филимоновская лошадка” Цель: 1.:Воспитывать интерес к работе народных умельцев 2. Учить детей рисовать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые линии.
Конспект занятия по декоративному рисованию “Филимоновская игрушка” в средней группе Цели: расширить знания детей о разнообразии филимоновских игрушек; показать особенности росписи различных бумажных силуэтов.
Конспект занятия по рисованию “Роспись хоровой вазы” для детей старшей группы Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Задачи: расширить и углубить знания детей о народных ремеслах.
Цели программы: закрепить навыки представления простых пересекающихся линий, образующих узор на определенной форме; научить сочетать цвета;.
Удивительный древнерусский промысел – филимоновская игрушка
Не знаю, как вы, а я люблю народное искусство и ремесла. Неважно, что это: шитье тряпичных кукол, резьба или роспись по дереву, плетение из бересты и т.д. В нем есть что-то теплое, сердечное, родное, если хотите.
Так вот, думала-думала, и решила сегодня порисовать позитивом – филимоновской игрушкой. А что такое ремесло – древнее, интересное, яркое и звонкое. Кроме того, я уже давно ничего не писал о Тульской области, кроме анонсов. Поэтому в этой статье мы заглянем в прошлое, вспомним, откуда взялись эти забавные фигурки, и поговорим об их, скажем так, каноничности и символизме. То есть в филимоновской игрушке все имеет значение, и цвета, и каждая маленькая линия имеет смысл.
Филимоновская игрушка: история
Этому древнему ремеслу прикладного искусства, по одним источникам, около 700 лет, по другим – около 1000. Как бы вы на это ни посмотрели, в любом случае это не маленькая цифра. Она возникла в Одоевском районе (бывший Белевский в Тульской губернии), в деревне Филимоново (отсюда и название).
Эксперты считают, что искусство лепки и росписи филимоновских игрушек зародилось в верхнем палеолите. Это подтверждается археологическими данными: глиняные крокеты были найдены при раскопках на Жемчужниковском и Снедковском кладбищах и на поселениях близ Одоево. По мнению археологов, эти находки относятся к 9-11 векам. Таким образом, знаки и символы, которые мы видим на филимоновских игрушках сегодня, уже были на них.
Изготовить такие свистульки несложно, поэтому в прошлом этим занимались в основном женщины. Девочек обучали этому искусству с семи лет, и их называли “свистуньями”.
В двадцатом веке мы почти навсегда потеряли это древнее ремесло. В двадцатые годы она стала вымирать, а все потому, что торговля филимоновскими игрушками была запрещена, а без торговли, сами знаете, какие здесь ремесла – мастерам тоже надо на что-то жить. В то время осталось очень мало мастериц, которые не оставили свое ремесло.
Производство увеличилось только в 1950-х годах, благодаря вниманию общественности к народному искусству. Но настоящее возрождение старых русских традиций произошло в середине 1980-х годов.
Сегодня среди мастеров, изготавливающих эти потешки, много мужчин, и это ремесло широко известно за пределами Тульской области. И все благодаря усилиям неравнодушных людей.
Техника производства
Что делает эту игрушку такой уникальной в своем роде? Отчасти это связано с его формой, которая напрямую зависит от глины: для изготовления филимоновских свистулек использовалась особая глина – синика.
Синика очень податлива (тестообразная) и немного жирная, поэтому изделия из нее необходимо разглаживать, чтобы избежать мелких трещин (именно благодаря этим процедурам разглаживания они выглядят такими непропорциональными, гладкими и выразительными);
После обжига глина приобретает белый цвет без каких-либо дополнительных усилий со стороны мастера.
Технология производства черники
- Но чтобы сформировать игрушку, глину нужно подготовить, а до этого это делалось на холоде. Для чего были вырыты колодцы глубиной до двух метров, из которых, собственно, и доставали глину. Подчеркну, что только в морозную погоду это предотвращало обрушение стенок колодцев.
- После удаления глины ее хранили в прохладном, влажном месте в течение нескольких дней. Затем небольшую партию черники поместили в корыто и поливали в течение нескольких дней. Время от времени их переворачивали и похлопывали лопатой.
- Затем их выносили, клали на деревянный пол или на вымощенную кирпичом площадь, в кучу, и начинали топтать. Говорят, что это сопровождалось пением и танцами. Мужчины играли, а женщины танцевали босиком на этой глине.
- Они топтали его до тех пор, пока глина не превращалась в блин. Затем они засыпали его золой через сито, свернули и спрятали в кучу. Через некоторое время его снова топтали и снова посыпали золой, и так несколько раз.
- Прежде чем лепить такой торт, его разрезали на пластины, которые уже использовались для изготовления игрушек. Очень важно, чтобы торт не высох во время хранения, поэтому мы накрыли глиняные пластины мокрой тряпкой.
Но эта технология была в прошлом, сегодня она, конечно, другая.
Технология покраски
Первоначально филимоновский свисток не был окрашен. Это произошло только в 19 веке, благодаря появлению анилиновых красителей. Сначала их разводили “в полном яйце”, и такая роспись была, конечно, яркой, но быстро выцветала. Поэтому более поздние мастера взяли на вооружение ацетон. Это помогло: цвета стали еще более насыщенными, можно даже сказать, более токсичными, но самое ценное – краска держалась дольше.
Филимоновская игрушка расписана в три этапа. Количество цветов ограничено – традиционно их три.
Сначала игрушка “желтеет”. То есть после обжига поверх настоящего белого цвета наносят желтый. Они образуют основу для дальнейшей росписи.
Следующий шаг – принятие оттенков красного (малинового), мастера называют его “малиновым”.
Последний шаг – “зеленый”. Зеленый или бирюзовый цвет, окрашенный между красными линиями.
Для росписи игрушки используется тонкая кисточка.
Это отражается в форме и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, столь же пластичные люди. Деталей мало, например, молодую леди от джентльмена отличает только юбка и головной убор. Животных тоже можно отличить только по голове. Например, у барана кудрявые рога, у медведя – уши и так далее.
В живописи обязателен геометрический орнамент в три цвета. Полосы перемежаются с более сложными узорами, лица фигур всегда белые, а глаза, рот и нос обозначены маленькими точками.
Символизм филимоновских игрушек
Самое запоминающееся в филимоновских игрушках – их языческая древность. За столетия он не утратил ни одного из своих элементов, характеризующих жизнь древних славян.
Каждый рисунок на этом потэске – это символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь между человеком и природой. Два основных мотива почти всегда появляются в элементах картин: символ солнца и так называемое “древо жизни” – узор, напоминающий ветви ели. Круговые линии, украшающие всю игрушку, скрывают добро и свет.
Значимым является не только изображение, но и сами фигуры:
Бариня – это богиня. Символ дома, тепла и любви. Символ матери-природы. Это символ продолжения рода и всей жизни.
Медведь – один из самых почитаемых символов в славянских обществах – это образ тотема предка, владыки, силы, добра и олицетворение пробуждающейся к жизни природы. Медведица с детенышем – Защитник семьи, аналог Берегини. Широко распространено мнение, что именно медведь родил первую женщину, отсюда и почитание медведей как защитников не только женщин после родов, но и женщин в целом.
Олень – тепло и плодородие, защита. Ветвистые рога северного оленя символизировали Мировое древо.
Лошадь – символ солнца, воды, плодородия, света, времени и власти богов.
Всадник на лошади – с одной стороны, воин, защитник. С другой стороны, он является символом солнца и света.
Корова – Процветание и спасение. Животные с рогами широко почитались в древности: считалось, что они несут на своих рогах солнечный диск.
Волк – Удивительно, но любовь и доброта.
Петух – Это самый сильный талисман, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение грядущего дня. Славяне верили, что петух – птица гадательная, что своим криком он отгоняет злые силы, уничтожает колдовство. Петухи, сидящие друг напротив друга, символизировали плодородие.
Утка – Женский символ, связанный с поклонением Великой Богине. Она является покровительницей всех женских ремесел, защитницей семьи.
Собака – Верный друг и помощник.
Птица – Является светом и счастьем, посредником между мирами.
Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:
композиции из нескольких фигур;
Но не думайте, что это “консервированное” мастерство. Со временем филимоновские темы стали дополняться современными мотивами и индивидуальными композициями. Но все это делается гармонично, без нарушения многовековых традиций. Это касается всего: способа формовки, обжига и, конечно, росписи.
Только вот современная филимоновская игрушка стала ярче, декоративнее и крупнее (до 20 см в высоту). Из маленького свистка он превратился в небольшую скульптуру.
Почти все филимоновские игрушки, по сути, являются свистульками (петухи и индюки не свистят). И это также символично! С помощью таких свистулек наши предки отгоняли злых духов, свистели на похоронах и даже клали в гроб вместе с покойником.
Вы можете послушать, как “поет” филимоновская свистулька в хороших руках.
Фотография – фотографии
Для вашего вдохновения я подобрал несколько фотографий игрушек. Там можно увидеть узор, специфику и просто – интересно.
Музей игрушек Филимоновка
Сегодня весь промысел переместился из деревни Филимоново в Одоево. Жители Филимоново даже удивляются, узнав, что уникальный и древний промысел зародился в их маленькой деревне. Возможно, отчасти это связано с тем, что в 2009 году здесь открылся музей Филимоново.
Я там не был, не получилось, но мои друзья побывали и остались довольны. Музей очень богат – в его коллекции около 2000 глиняных игрушек не только из России, но и со всего мира. Здесь можно увидеть работы мастеров, как прошлого, так и нынешнего века. Вы также сможете узнать много интересных фактов об истории этого ремесла.
Адрес музеяАдрес: Тульская область, г. Одоев, ул. К. Маркса 52 (старый адрес: ул. Серебрякова 11).
Телефон:: 8 (48736) 4-17-24, 8-910-151-07-70
Электронная почта[email protected]
Web:: filimonovo-museum.ru
Если вы хотите приобрести этот уникальный предмет (кстати, вы никогда не найдете двух одинаковых статуэток), вы можете сделать это в Музее самоваров в Туле, в Музее оружия (новое здание), в Кремле в Туле. Ну, и почти на каждой ярмарке ими тоже торгуют.
Читайте далее:- Конспект занятия "Знакомство с искусством гжельской росписи" для детей подготовительной группы. Воспитатели детских садов, школьные учителя и педагоги.
- Гжельская роспись – что это такое, история создания, особенности и техника росписи – Сам себе мастер – МирТесен Медиа Платформа.
- Гжель – роспись. Гжель – посуда. Гжельская керамика.
- Нетрадиционное рисование для второй младшей группы "Рисуем филимоновского коня". Воспитатели дошкольных учреждений, школьные учителя и педагоги.
- Мастер-класс по рисованию на тему "Гжельские узоры". Для воспитателей детских садов, школьных учителей и педагогов.
- Куриная шапочка из бумаги – статья из серии "Детский праздник.
- Гжельская роспись: дети и обучение творчеству.
- Мастер-класс по пластилину и пластиковой бутылке "Девочка из Дымкова". Для воспитателей детских садов, школьных учителей и педагогов.
- Изготовление дымковской игрушки из пластилина. Мастер-класс. Воспитатели дошкольных учреждений, школьные учителя и педагоги.
- Виды батика и секреты техники росписи батика для начинающих.